Файл: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека» (Понятие эмоциональных состояний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу элементов невербального поведения относится и контакт глаз, основанный на оптико-кинетической системе знаков (или кинесике). Э. Эриксон приписывал русским особую выразительность глаз, их использование «как эмоционального рецептора, как алчного захватчика и как органа взаимной душевной капитуляции». Русская культура – значительно более «глазастая», чем англосаксонская. Э.Холл отмечает, что американцы смотрят в глаза лишь в том случае, если хотят убедиться, что партнер по общению их правильно понял [7].

Для англичан контакт глаз более привычен: им приходится смотреть на собеседника, который непроизвольно моргает, чтобы показать, что слушает. Однако в Англии считается неприличным столь пристально смотреть в глаза, как это принято – и даже поощряется – в России. В данном контексте представляется уместным очень кратко упомянуть о том, какое выражение эти различия нашли в языке. Ведь жизнь общества, восприятие окружающего мира не может не сказываться на национально-лингвальных комплексах [5,6]. Язык, как говорил Э.Сепир, – путеводитель в «социальной действительности», т.е. руководство к пониманию культуры в широком смысле слова (включающем образ жизни, мышления и чувства) [4]. Наше собственное исследование показывает, что общий объем русского словника дескрипторов регулируемых компонентов эмоций несколько больше английского [1].

Это вполне согласуется со сделанным выше предположением о более высокой степени эмоциональности русских как представителей высококонтекстной культуры. При этом число лексических единиц, включающих в свой состав слово «глаза», в русском языке более чем вдвое превышает аналогичный показатель для английского языка (41/20). Что касается универсального и национального, то необходимо отметить, что изучение мимической стороны эмоций имеет долгую историю. Согласно теории эволюции Ч.Дарвина, мимика (прежде всего, движения мышц лица, выражающие эмоции) является врожденной, не зависит от расы или культуры и не различается у человеческих существ во всем мире. Выражение многих эмоций носит универсальный характер. Тем не менее, в первой половине ХХ века многие ведущие культурантропологи, включая М. Мид, обнаружили многочисленные свидетельства того, что у представителей разных культур существуют значительные различия в экспрессивном поведении, в том числе и в мимике, так как это - язык, которым, как и любым другим, человек овладевает в процессе социализации [11].

С другой стороны, обширная серия экспериментов, проведенная в 60-е гг. прошлого века П.Экманом и У.Фризеном, выявила инвариантность мимики в различных культурах [8,9]. В настоящее время универсальность отражения базисных эмоций (гнев, грусть, страх, радость, отвращение, удивление) в экспрессивных выражениях лица обще признана, хотя и допускаются некоторые межкультурные вариации в мимике. Более того, в исследовании, проведенном одновременно в десяти странах, было выявлено, что по мимике представителей чужих культур очень хорошо опознаются не только «чистые», но и смешанные эмоции.


Но если считать универсальность человеческой мимики доказанной, то как же трактовать упомянутые выше данные культурантропологов о существенных различиях в проявлении эмоций у представителей разных культур? В связи с этим представляется необходимым упомянуть о еще одном виде экспрессивного поведения человека – о жестах или выразительных движениях рук, которые очевидно должны стать предметом отдельного исследования. В обыденном сознании существует убеждение, что с помощью жестов – «на пальцах» – представители разных культур, даже не зная языка друг друга, могут объясниться между собой. На самом деле это далеко не так. За последние десятилетия появилось много работ, описывающих и систематизирующих жесты. В результате становится все более очевидным, что большинство жестов культурно-специфичны, и не только не способствуют межкультурной коммуникации, а затрудняют ее. При подготовке специалистов к взаимодействию в инокультурной среде сегодня психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать жесты как можно меньше, так как привычные для одной культуры жесты могут интерпретироваться совершенно иначе представителями другой культуры.

Тем не менее, обращение к приобретающим все большую популярность исследованиям невербальной составляющей эмоций позволяет утверждать, что, несмотря на существенные идиоэтнические различия, универсальность экстралингвистической эмоциональной экспрессии не оставляет сомнений.

Лишь надежно установленные универсалии могут дать серьезную основу для сопоставления концептуальных систем, закрепленных в разных лингво-культурных сообществах для объяснения значений, закодированных в одних языках и не закодированных в других [10].

  1. Глава 3 Исследование невербальных характеристик общения

Инструкция. Как известно, каждый человек использует различные средства для установления контакта с другими людьми. Самыми распространенными средствами общения являются речевые и неречевые (мимика, жесты, позы и т.д.). Ниже перечислены неречевые характеристики поведения в общении. Ваша задача заключается в том, чтобы выбрать из предлагаемого списка характеристик поведения те, которые, как вы считаете, соответствуют определенным нормам общения с одногруппниками и родственниками.


Задание выполняйте следующим образом:

  1. На специальном опросном листе напишите слово «одногруппник», затем последовательно читайте и выбирайте из опросника те характеристики неречевого поведения, которые соответствуют нормам общения с коллегами, и ставьте номер характеристики на опросном листе под словом «одногруппник».
  2. Напишите слово «родственник», можете указать кого вы имеете в виду (мать, отец, брат, сестра, дети и т.д.); выполняйте задание так же, как в первом случае.

Таблица 1

Типичные ролевые паттерны невербального поведения студентов

Подструктуры НП

№ эле-мента

Элементы невербального поведения

(НП)

Ролевые паттерны невербального поведения

Одногруппник

Родственник

ТАКЕСИКА

1

Брать за руки

0,75

0,875

2

Обнимать

0,5625

1

3

Целовать

0,25

1

ВЗГЛЯД

6

Смотреть в глаза

0,9375

0,875

7

Смотреть в лицо

0,9375

0,875

9

Смотреть пристально

0,5

0,6875

12

Скользить взглядом по другому человеку

0,5625

0,3125

ПОЗА

14

Сидеть, слегка наклонившись вперед

0,9375

0,625

17

Сидеть, сложив руки перед собой

0,6875

0,5

19

Расслабленная поза

0,625

0,9375

20

Наклонять голову в сторону

0,6875

0,6875

21

Приподнять голову вверх

0,625

0,5

ЖЕСТЫ

33

Использовать вещи, подчеркивающие слова

0,9375

0,8125

34

Использовать жесты для описания предметов

0,75

0,6875

37

Брать под руки

0,625

0,75

МИМИКА

39

Выражать радость

1

0,9375

40

Выражать гнев

0,8125

0,625

41

Выражать удивление

1

1

42

Выражать страдание

0,4375

0,6875

44

Выражать восхищение

0,8125

0,8125

47

Выражать любовь

0,5625

0,8125

ЭКСТРАЛИНГВИСТИКА

49

Говорить быстро

0,875

0,8125

50

Говорить медленно

0,6875

0,625

51

Говорить громко

0,6875

0,8125

52

Смеяться

1

1


Исходя из таблицы, испытуемые считают, что нормам общения с одногруппниками больше всего соответствует такое неречевое поведение как: «смотреть в глаза»; «смотреть в лицо»; «сидеть, слегка наклонившись вперед»; «использовать вещи, подчеркивающие слова»; «выражать радость»; «выражать удивление»; «смеяться». Показатели от 0.9 до 1. А менее всего соответствуют – «целовать» и «выражать страдание».

При общении с родственниками испытуемые больше всего выбирают следующие характеристики неречевого поведения: «обнимать»; «целовать»; «расслабленная поза»; «выражать радость»; «выражать удивление» и «смеяться». И менее всего – «скользить взглядом по другому человеку». Остальные показатели от 0.5 и выше.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что невербальные компоненты общения связаны с проявлением некоторых эмоций (например, страдание, радость, удивление) имеют устойчивые связи с ролевым поведением (в данном случае, например, студент/сын) и, возможно, выполняют не только социальные функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, но и социально-психологическую функцию демонстрации отношения к самому себе, принятия себя в данной роли и ожидания определенного поведения от других.

Заключение

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

Мы рассмотрели основные виды и функции эмоций человека.

Регуляция эмоций – осознание своих эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности. Регуляция эмоций подразумевает применение знаний о своих эмоциях для решения проблемы, о которой они сигнализируют. Регуляция эмоций предполагает максимально возможное внешнее выражение, разрядку эмоциональных состояний конструктивными способами, т.е. способами, не нарушающими интересы, права и свободы других людей. Регуляция эмоций понимается нами как трансформация деструктивных эмоций в конструктивные, т.е. способствующие продуктивному осуществлению текущих или предстоящих деятельности и общения.

Русская культура, характеризуются ярким проявлением эмоций в отличие от членов индивидуалистических культур с низким уровнем избегания неопределенности. Мимико-интонационная экспрессия, относящаяся к контролируемым компонентам эмоций, является сегодня важным аспектом изучения эмоций и эмоциональности, так как невербальные формы выражения вполне могут служить объективным показателем эмоций.


Чаще всего в качестве наиболее существенных элементов экспрессии выступают мимика и интонация речи. Выразительные движения - не просто сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления.

Нередко невербальная коммуникация преобразуется в исполненный тончайших нюансов язык взглядов, улыбок, игры лица, жестов, поз, движений, с помощью которого мы так много говорим друг другу, даже когда мы молчим.

нормам общения с одногруппниками больше всего соответствует такое неречевое поведение как: «смотреть в глаза»; «смотреть в лицо»; «сидеть, слегка наклонившись вперед»; «использовать вещи, подчеркивающие слова»; «выражать радость»; «выражать удивление»; «смеяться». Показатели от 0.9 до 1. А менее всего соответствуют – «целовать» и «выражать страдание».

По результатам исследования можно сделать вывод, что невербальные компоненты общения связаны с проявлением некоторых эмоций (например, страдание, радость, удивление) имеют устойчивые связи с ролевым поведением (в данном случае, например, студент/сын) и, возможно, выполняют не только социальные функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, но и социально-психологическую функцию демонстрации отношения к самому себе, принятия себя в данной роли и ожидания определенного поведения от других.

  1. Список использованной литературы

  2. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Сборник статей под общ. ред. проф. И.Р. Дудич – М.: Академия, 2007. – 314 с.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: Феникс, 2007. – 230 с.
  4. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Просвещение, 2007. – 427с.
  5. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. – 2006. - №4, С. 49-60.
  6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., Издательство Академии Педагогических Наук, 2009. – 34 с.
  7. Выготский Л.С. Проблема эмоций. // Вопросы психологии. – 2008. - №3. – С. 17 – 23.
  8. Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции: Взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъективного развития индивида// Психологический журнал. - 2009. - Т.22. - №1. - С.61-71.
  9. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. // Вопросы психологии. – 2008. - №6. – С. 21-34.
  10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2006. – 379с.
  11. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П. и др. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 2007. – 293с.
  12. Зинченко В.П., Вергилис Н.Ю. Формирование зрительного образа. – М.:Изд-во МГУ, 20099. – С.11.
  13. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2004.- 327с.
  14. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М.: Просвещение, 2009.– 128 с.
  15. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций - М.:Педагогика, 2007. – С. 77-82.
  16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 2007. – 261 с.
  17. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2008. – 137с.
  18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2008. – 356 c.
  19. Лук А.Н. Эмоции и личность. – М.: Академия, 2006. – 175 с.
  20. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М.: Изд-во МГУ, 2007. – 377с.
  21. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А.Бодалева – М.: «Институт практической психологии». -Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 356с.
  22. Немов Р. С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл.– М.: Просвещение, 2009. – 297с.
  23. Олпорт Х.Ф. Феномены восприятия. Хрестоматия по ощущению и восприятию – www.Psychology.online.net
  24. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 512с.
  25. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 384с.
  26. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. – М.: Инфра-М, 2006.– 287 с.
  27. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. – М.: Экзамен, 2009.– 410 с.
  28. Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 2007. – 494с.
  29. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2006.–351 с.
  30. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. – 3-е издание. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 468 с.
  31. Рубин В. Построение образа// Хрестоматия по ощущению и восприятию/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Педагогика и спихология, 2007. – С.218.
  32. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. – М.: Вопросы психологии, 2007. – 327 С.4
  33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 2008.-688 347с.