Файл: Содержание занятий 3го блока. Занятие1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание занятий 3-го блока.
Занятие1.

Цель: развитие познавательных процессов (произвольного внимания, памяти, мышления), формирование учебной мотивации, коррекция школьной тревожности.

  1. Приветствие. «На что похоже моё настроение?»

  2. Гимнастика для пальцев.

  3. Закодируйте таблицу (развитие концентрации и устойчивости внимания). Детям предлагается закодировать таблицу, расставив знаки по образцу (Приложение).

  4. «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» (развитие коммуникативных навыков). Дети, по-очереди, без слов показывают какое – либо действие. Один показывает, другой отгадывает. Затем они меняются местами.

  5. «Запоминание чисел» (развитие памяти). Дети, с помощью ведущего, пытаются представить цифры от 1 до 10 в виде контуров, форм, геометрических фигур. Каждой цифре присваивается свой визуальный код, например:

Ноль – круг (овал); один – столб (кол, свеча), два – близнецы (пара ботинок), три – треугольник (трёхколёсный велосипед), четыре – квадрат (четыре лапы животного), пять – звезда (пятиугольник), шесть – навесной замок открытый, семь – коса (Белоснежка и семь гномов), восемь – песочные часы (очки), девять – улитка, десять – пальцы двух рук.

  1. Игра «Поиск клада» («Учусь составлять план») (формирование умения действовать по правилу). На первом этапе ведущий вместе с детьми рисуют план какого – либо помещения (например, кабинета психолога), используя условные обозначения предметов. Ведущий обращает внимание ребят на положение предметов относительно себя и других точек отсчёта.

  2. «Послушать тишину» (формирование произвольной регуляции собственной деятельности). Дети сидят на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, своё дыхание, биение сердца.

  3. Лабиринт (развитие абстрактного мышления). Детям предлагается пройти лабиринт за короткий срок, старясь не заходить за линии лабиринта.

  4. Прощание. «Корабль». На листе ватмана изображён корабль с поднятыми парусами. Паруса разделены на отдельные сегменты. В конце каждого занятия дети выбирают цвет, который наиболее отражает их внутренне состояние в данный момент и закрашивают любо сектор на парусе.


Занятие 2.

Цель: развитие познавательных процессов (произвольного внимания, памяти, мышления), формирование учебной мотивации, коррекция школьной тревожности.


  1. Приветствие. «На что похоже моё настроение?»

  2. Гимнастика для пальцев.

  3. «Четыре стихии» (развитие произвольного внимания).

  4. Разыгрывание с помощью игрушек (из «Киндер – сюрприза») сказки «Бездомный котёнок» (развитие коммуникативных навыков). В одном доме жил Котёнок. Он был хорошенький и, главное, очень ласковый. Другие хозяева в нём души бы не чаяли, но хозяева Котёнка, (пусть дети придумают, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть дети покажут, как именно. Один ребёнок играет роль Котёнка, а другой – роль хозяина). И вот однажды Котёнок оказался без крыши над головой…(Хозяева либо выгнали его, либо он сам убежал – выбор остаётся за детьми). Но потом ему повстречался…(пусть дети сами придумают персонажа, который приютит Котёнка). И с тех пор жизнь Котёнка в корне изменилась! (попросите детей показать, в чём выражается эта забота).

  5. «Разрезные фигуры» (развитие мелкой моторики рук, развитие восприятия). Детям предлагается собрать фигуру сказочного героя, разрезанную на несколько частей.

  6. «Что изменилось?» (развитие зрительной памяти). На столе выставляются 10 небольших игрушек (из Киндер – сюрприза), которые дети выбирают сами. Они должны запомнить, в каком порядке эти игрушки расположены относительно друг друга. Затем один ребёнок отворачивается, а другие меняют метами игрушки. Ребёнок поворачивается и возвращает все игрушки на свои места. Затем дети меняются своими местами.

  7. Игра «Поиск клада» («Учусь искать клад по плану») (формирование умения действовать по правилу). На втором этапе игры ведущий прячет предмет – «клад» - и обозначает это место на плане. Дети, ориентируясь по плану ищут его.

  8. «Чаша доброты» (эмоциональное развитие). Дети сидят на коврике. Ведущий: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. Представьте рядом другую пустую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё пустая чашка, ещё и ещё. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза! Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!».

  9. «Необычное домино» (развитие логического мышления). Игра состоит из 32 карточек. На каждой из которых изображены две картинки: трактор – олень, ведро-зебра, щенок-мышь, кошка-кукла, девочка-мишка, слон-ёлка, грибок-морковь, груша-улитка, паук-утёнок, рыба-месяц, обезьяна-цветок, бабочка-свинья, белка-пирамидка, мяч-мак, птица-ваза, телёнок-самолёт, вертолёт-цыплёнок, ёжик-мельница, домик-яблоко, петух-клубника, заяц-вишня, земляника-аист, пингвин-лягушка, солнце-гусеница, лист-мухомор, сливы -лев, львёнок-кораблик, тележка-чашка, чайник-карандаш, собака-берёза, котёнок-апельсин, конура-жук. Каждому из участников игры раздаётся одинаковое количество карточек. После этого разыгрывается право первого хода. Тот, кто ходит, выкладывает любую карточку. Затем ведущий говорит: «Перед вами лежит карточка с изображением…. Необходимо, для того чтобы осуществить ход, подобрать какую-нибудь из своих карточек, но с условием, чтобы выбранная вами картинка имела что-то общее с той, к которой вы её подобрали. Одновременно вы должны объяснить, почему был сделан такой выбор, сказать, что же общего между подобными картинками. Следующий из вас будет опять подбирать картинку к одной из двух, лежащих на кону, объясняя свой выбор». Таким образом, в результате игры выстраивается цепочка картинок, логически связанных между собой. За каждый ход начисляются очки. Если обобщение произведено по атрибутивному признаку (форма, цвет, материал) – 0 очков, по ситуативному признаку («свойство – действие») – 1 очко, категориальный признак (обобщение по признаку того класса, к которому относятся предметы) – 2 очка. Выигрывает тот, кто набрал больше всего очков.

  10. Прощание. «Корабль».



Занятие 3.

Цель: развитие познавательных процессов (произвольного внимания, памяти, мышления), формирование учебной мотивации, коррекция школьной тревожности.

  1. Приветствие. «На что похоже моё настроение?».

  2. «Ухо – нос» (развитие произвольного внимания). Дети держат правое ухо – левой рукой, нос - правой рукой. По знаку ведущего они должны поменять руки метами: правая рука держит левое ухо – левая рука – нос.

  3. Гимнастика для пальцев.

  4. «Выполни по образцу» (развитие произвольности действий). Предлагается образец, который дети выполняют у себя на листочках.

  5. Лепка из пластилина фигуры учителя. Описание качеств учителя. (коррекция школьной тревожности). Дети лепят из пластилина фигуру своего учителя. Затем они рассказывают о нём, уделяя внимание описанию его качеств. Ведущий помогает детям, задавая наводящие вопросы.

  6. «Дорисуй до предмета» (развитие образного мышления, воображения). Детям раздаётся материал, на котором изображены отдельные прямые и волнистые линии. Дети должны дорисовать эти линии до предмета, который они смогут увидеть на своём листе бумаги.

  7. «Запомни пары картинок» (развитие зрительной памяти). Детям предъявляются пары картинок, которые они должны запомнить. Затем ведущий показывает одну картинку из пары, а дети рисуют вторую.

  8. «Кто украл ключи?» (развитие произвольности действий).

  9. Прощание. «Корабль».


Занятие 4.

Цель: развитие познавательных процессов (произвольного внимания, памяти, мышления), формирование учебной мотивации, коррекция школьной тревожности.


  1. Приветствие. «На что похоже мой настроение?».

  2. «Сборщики» (развитие мелкой моторики рук).

  3. «Маленький жук» (развитие произвольного внимания). Перед детьми лежит таблица 4×4. По этому полю ползает воображаемый жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Ведущий диктует ходы, а дети передвигают жука в нужном направлении. Делать это необходимо мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя. «Одна клетка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажите, где остановился жук.»

  4. Лепка фигуры ученика первого класса. Описание качеств ребёнка. Разыгрывание ситуаций из школьной жизни первоклассника с использованием фигур учеников и учителя.

  5. «Я положил в мешок…» (развитие речевой памяти). Первый ребёнок произносит фразу «Я положил в мешок…» дополняя по своему усмотрению, например яблоко. Второй ребёнок повторяет эту фразу, дополняя вторым предметом, например, «Я положил в мешок яблоко, конфету» и так далее. Выигрывает тот, кто запомнит больше слов.

  6. «Продолжи узор» (усиление концентрации внимания). Ребёнку предлагается узор, который ребёнок должен выполнить по образцу, до конца страницы.

  7. «Лесенка» (формирование приёмов самоконтроля). Каждому ребёнку даётся одна карточка с примерами. Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан. Записывая ответ примера на каждой ступеньки, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

  8. «Шалтай – болтай» (эмоциональная разрядка).

  9. Прощание. «Корабль».



Занятие 5.

Цель: развитие познавательных процессов (произвольного внимания, памяти, мышления), формирование учебной мотивации, коррекция школьной тревожности, развитие коммуникативных навыков.

  1. Приветствие. «На что похоже моё настроение?».

  2. «Путешествие животных» (формирование абстрактного мышления). В качестве основы игры используется игровое поле из 9 (как минимум), а лучше 16 или 25 квадратов. В каждом квадратике изображён какой – либо схематический рисунок, позволяющий ребёнку опознать этот квадрат. Содержание задания заключается в путешествии какого – либо животного по этому игровому полю. «Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Это игра про белочку, которая умеет прыгать с одного квадратика на другой п определённому порядку: только через одну клетку в любом направлении. Как вы думаете, куда может прыгнуть белочка, если она находится в клетке с деревцем? Теперь вы знаете правила. Как белочка может добраться из клетки со звёздочкой в клетку с окошком?» Далее взрослый предлагает ребёнку различные варианты заданий, в которых нужно догадаться, как белочка может попасть в нужную клетку, прыгая по своему правилу. При этом задания могут состоять из двух, трёх и более ходов.

  3. Найдите предметы квадратной формы (развитие произвольного внимания). Детям предлагается посмотреть вокруг и найти как можно больше предметов квадратной формы.

  4. «Робот» (развитие коммуникативных навыков). Дети разыгрывают с помощью маленьких игрушек сценку, предложенную ведущим. «Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и …(пусть дети сами назовут остальных персонажей). Члены этого семейства вечно куда-то торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! «Вставай! Вставай, а то опаздаешь, - торопила мама героя. – Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную!» (Постарайтесь похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они спешат нервничают).наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим героем в школу и убегала на работу. А вечером, когда она приходила домой, у неё всегда было много домашних дел и она опять торопилась их выполнить. Герою такая жизнь, конечно, не нравилась. (Необходимо поинтересоваться у детей, хотели бы они, чтобы мама оставила их в покое или наоборот, уделяла больше внимания, чем раньше). Он очень переживал, думал… (Пусть дети озвучат мысли героя). И однажды ночью случилось чудо! На месте нашего героя оказался робот. Но такой, что он с виду был неотличим от живого человека. Поэтому мама не заметила подмены. А герой… (придумайте вместе с детьми приключения героя, но в конце нужно подтолкнуть его к тому, что без мамы жить грустно). В конце концов он возвращается к ней и обнаруживает, что она тоже не очень – то счастлива. Хотя робот её безропотно слушается, он не в состоянии проявлять человеческие чувства. Когда герой возвращается домой они с мамой выясняют все недоразумения, а главное, они с мамой додумываются, как же им всё – таки жить дальше…(эту стратегию нужно выработать совместными усилиями. И не только выразить словами, но и попробывать в сценках).

  5. «Таблица» (развитие зрительной памяти). Детям предъявляется таблица, в которой изображены пары цифр. Дети в течении 25 секунд смотрят на неё, затем таблица закрывается и дети должны по очереди называть пары цифр. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок при воспроизведении.

  6. «Кулачки» (эмоциональная разрядка). Дети сидят на полу. ведущий: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем, делаем как я. Спокойно! Вдох – пауза, выдох – пауза!».

  7. «Олени» (эмоциональная разрядка). Ведущий: «Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.

  8. Прощание. «Корабль».



Занятие 6.

Цель: развитие познавательных процессов (произвольного внимания, памяти, мышления), формирование учебной мотивации, коррекция школьной тревожности, развитие коммуникативных навыков.
1. Приветствие. «На что похоже моё настроение?».

2. «Пуговицы» (развитие произвольного внимания). Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц (можно заменить разноцветными картонными кружками одинакового размера). У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделённый на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле 10 пуговиц (кружков), второй игрок должен воспроизвести получившуюся схему на своём поле. Проверяет правильность воспроизведения схемы первый игрок. Затем игроки меняются местами. Выигрывает тот игрок, который допустил меньше ошибок при воспроизведении схем.

3. Гимнастика для пальцев рук.

4. «Моя семья» (коррекция тревожности). Детям предлагается сделать из бумаги фигуры членов своей семьи. Фигуры делаются без помощи ножниц, только с помощью рук, клея и скотча. Лицо делать членам семьи не рекомендуется, но если дети захотят нарисовать лицо, то препятствовать этому не нужно. С получившимися фигурками можно разыграть сценку: «Один из вечеров в моей семье» либо «моя семья в выходной день».

5. «Раскрась картинку» (развитие зрительной памяти). Детям предъявляется картинка с цифрами и названием цвета, например 3-жёлтый, 5- синий и так далее (первый раз стоит использовать не более 4 цветов). Детям даётся 10 секунд, чтобы их запомнить. Затем подсказка убирается и детям раздают картинки, которые нужно раскрасить, вспомнив, какой цвет спрятан под цифрами на картинке.

6. «Черепахи» (развитие двигательного контроля). Ведущий встаёт у одной стены помещения, играющие – у другой. По сигналу ведущего дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты ведущий подаёт сигнал остановиться. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение можно повторять несколько раз.

7. Прощание. «Кораблик».
Занятие 7.

Цель: развитие познавательных процессов (произвольного внимания, памяти, мышления), формирование учебной мотивации, коррекция школьной тревожности, развитие коммуникативных навыков.

  1. Приветствие. «На что похоже моё настроение?».

  2. «Пуговицы» (развитие произвольного внимания).

  3. Методика Рене-Жиля (диагностика внутрисемейных отношений).

  4. «Перепутанные линии» (развитие концентрации внимания). Перед детьми, на листке ряд перепутанных линий (начинать с 10, постепенно увеличивая количество до 20 линий). Каждая линия начинается слева и заканчивается справа. Задача детей – проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, поставить её номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Сначала детям можно разрешить помогать себе карандашами, пальцем, переходя на последующих занятиях к слежению только глазами.

  5. «Пиктограммы» (развитие образной памяти). Ведущий зачитывает детям слова (начинать с 10, постепенно увеличивая ). На каждое слово дети должны сделать небольшой рисуночек, либо знак. Затем дети подписывают под картинкой первоначальное слово, которое называл ведущий.

  6. «Классификация» (развитие умения выделять общие признаки). Детям раздаётся набор из 20 картинок, дети должны разложить эти картинке на группы, так чтобы в одной группе были предметы чем-то похожие друг на друга. После того, как дети справятся с заданием, они по очереди дают название группам, которые у них получились (овощи, мебель и так далее).

  7. «Кто сегодня именинник?» (развитие произвольности). Для данной игры используется табличка с изображением старичка, старушки, папы, мамы, мальчика и девочки. Сверху картинки закрываются значками, указывающими на имя героя. Также детям раздаются полоски – дешефраторы, показывающие, какой значок соответствует какой букве. Расшифровывая значки, дети могут узнать, кто сегодня именинник, то есть какая картинка спрятана.

  8. «Ритм» (ритмирование правого полушария). Дети сидят на полу. Ведущий задаёт ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2 – 2 – 2 – 3» (в начале освоения даётся зрительное подкрепление – дети видят руки ведущего, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмичный рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

  9. Прощание. «Кораблик».