Файл: Византийская символика в истории Российского государства.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Византия являлась наследницей Древнего Рима. Древняя Русь много заимствовала у Византии. Из вексиллума в Византии развился Лабарум. Не совсем ясно, чем именно он являлся: императорским штандартом или чисто религиозным знаменем, не имеющим отношения к войне. Поначалу он имел форму вексиллума с расположенной на нем монограммой Иисуса Христа в виде перекрещенных букв Х и Р.Согласно церковной легенде перед решающей битвой этот знак явился императору Константину Великому, который сделал христианство государственной религией. Впоследствии Лабарум представлял собой квадратный пурпурный кусок ткани с бахромой, богато украшенный золотом и драгоценными камнями, с вышитой монограммой Иисусу Христа. Он крепился на горизонтальной штанге, которая уже крепилась к вертикальному древку. Древко завершалось золотым венком также с монограммой Иисуса Христа в середине.
У византийцев имелись и собственно военные знамена. Одна из их разновидностей называлась бандон. Оно состояло из легкого небольшого полотнища с вышитыми на нем знаками. В коннице применялись фламмулы. Это были флажки треугольной формы. Перед боем знамена освящались. После боя они помещались в специальные футляры для сохранности. Позднее (IX-X вв.) на византийских военных знаменах стали изображать и иконографические сюжеты: святых-воинов, покровителей ратников. Это могли быть святой Георгий, св. Фёдор Тирон, св. Дмитрий Солунский, св. Фёдор Стртилат. Таким образом возникают хоругви, получившие распространение и на Руси.
Что касается геральдики, то символом Римской империи со времен Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла – священной птицы Юпитера. После перенесения столицы в
Константинополь в 330 г. император Константин ввел новую эмблему – черного двухглавого орла на золотом фоне – символ власти императора над Западом и
Востоком. Этот герб сохранился и как герб Византийской империи. В начале ее существования императоры пытались восстановить Римскую империю, а затем две головы орла, обращенные в разные стороны, стали восприниматься как символ г еографического расположения Византии на стыке Европы и Азии. Впоследствии от римского и византийского орлов произошли гербы многих других империй:
Священной Римской (одноглавый черный), Арабского халифата (одноглавый желтый), России (двухглавый черный). ОТ орла Священной Римской империи
«отпочковались» австрийский, германский и испанский орлы (с 1521 г., когда императором стал испанский король Карл V, а его потомки Габсбурги оставили на гербе Испании имперскую птицу). От византийского орла, кроме российского, произошел албанский, без имперских знаков власти, когтей и раскрытого клюва – символ борьбы против турецкого ига. Желтый орел халифов возродился в Новейшее время в беркутах, халзанах и соколах гербов ряда арабских стран.
Двуглавый орел был эмблемой не только светской власти. В XIII веке он выступал и символом Бога-отца: двуглавый орел с распростертыми крыльями, но головами вниз изображен в этом качестве на алтаре церкви Оддер около
Орхауса, построенной в 1225-1230 годах. В пределах Византийской империи двуглавый орел тоже выступал в качестве как светской, так и религиозной эмблемы.
При последних Камницах, династия которых правила в Византии в 1801-1185 годах, двуглавый орел превратился в отличительный признак принадлежности к императорскому двору; одежда с двуглавым орлом стала свидетельством высшего положения в византийской иерархии. Однако гербом он не стал ни в камниновское, ни в палеологовское время (1261-1453). На печатях Византии двуглавый орел так никогда и не использовался. С 1327 года там утвердился иной герб — с четырьмя буквами «В» между концами креста. В отличие от Византии, во многих южнославянских и соседних с ним странах
(Сербии, Болгарии, Черногории, а также Албании и Румынии) двуглавый орел служил именно гербом. Двуглавый орел встречается здесь и на монетах, в частности на монетах болгарского царя Михаила Шишмана. Гербом он был, по-видимому, и в Морейском деспотате. Имелся двуглавый орел и на монетах трапезундских императоров Алексея III и Мануила III.
Глава 2. Государственная символика России.
2.1 Понятие государственной символики
К государственной символике Российской Федерации относится: государственный флаг, государственный герб, государственный гимн.
Использование государственной символики, а также надругательство над государственной символикой Российской Федерации влечет за собой административную или уголовную ответственность. В частности статью 17.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 329 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
В целях обеспечения единой государственной политики в области геральдики, упорядочения и систематизации официальных символов и отличительных знаков ведется Государственный геральдический регистр Российской Федерации. Положение о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 21.03.96 N 403.
Регистр ведет Геральдический совет при Президенте Российской Федерации. В Регистр вносятся следующие официальные символы и отличительные знаки: официальные символы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (флаги, гербы); официальные символы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (флаги, гербы, эмблемы); официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований (флаги, гербы, эмблемы); знаки отличия и различия, награды федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Здесь может возникнуть вопрос - а существовал ли какой-то герб или близкий к нему по значению символ на уровне государственного до принятия Иваном III орла? Существовал. Со времен Киевской Руси, как показывают исследования историков. Это был образ сокола. В отличие от орла, он всегда водился на русской земле и в древности привычно использовался князьями в охотничьих утехах. Пикирующий на добычу сокол, резко и красиво тормозящий крыльями динамику своего рискованного, но необходимого для него падения у самой поверхности земли, постепенно стал своего рода эмблемой древнерусского княжества, особенно у князей западных уделов. Стилизованное изображение сокола стало походить на трезубец вниз зубцами (крыльями и головой). “Для порядка” и внушительности зубцы подняли вверх и учредили этот, теперь уже по существу нептуновский символ, в качестве герба испокон веков континентальной Киевской Руси - Украины (аналогичный трезубец в государственном флаге Барбадоса - сугубо островного государства карибского бассейна, для которого Нептун что отец родной). В общем, и там конфуз получился с геральдикой у наших отделившихся родичей. Бывает. Кстати, и с самоназванием тоже странности: “Украина” от слова “окраина”, “у окраины”. Но окраина чего? Литвы и Польши, в состав которых почти вся территория нынешней Украины, в прошлом Руси Киевской, входила чуть ли не 5 сотен лет, с момента разгрома русских княжеств и взятия Киева татаро-монголами в XIII в. Так и получилось, были “русичи” - стали “окраинцами” западных соседей, подчинивших их себе. В истории народов такое иногда случается. Эллины были названы римлянами презрительными словом “греки”, т.е. на их языке - “толпа”, “стадо” (кстати, за их демократическую “самобытность”, которая дезорганизовывала их в военном отношении, где демократии, как известно, места нет и быть не должно, что для вышколенных и дисциплинированных римлян выглядело просто диким). Вплоть до наших дней. Примирились когда-то гордые эллины с таким их названием. Подобное стряслось и с нашими нынешними татарами, бывшими булгарами
i.Таковы несуразицы с архаичной и давно уже пережившей себя и свое время символикой, которую, конечно же, надо, если не заменять полностью, то основательно корректировать (как откорректировали австрийцы своего мутанта). Это собственно и было сделано после образования СССР.
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб – золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба: 30 ноября 1993 года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ "О Государственном гербе Российской Федерации".
4 декабря 2000 года Президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу наряду с рядом законопроектов о государственной символике проект федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации". В качестве герба был предложен двуглавый золотой орел на фоне красного щита. 25 декабря 2000 года Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон Российской Федерации "О Государственном гербе Российской Федерации" (№ ФКЗ-2), закон вступил в силу со дня его опубликования - 27 декабря 2000 года.
2.2 История создания российского герба
Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Великого князя московского Ивана III Васильевича (1440-1505), приложенной к меновой и отводной грамоте, данной Великим князем его двоюродным братьям – князьям Федору и Ивану Борисовичам.
На первый взгляд рядовое событие – появление нового изображения на великокняжеской печати – имеет принципиальное значение не только для истории российской государственной геральдики, но и для истории нашей страны в целом. Великий князь Иван III Васильевич является одним из трех величайших деятелей российской истории. По масштабу своих свершений, по их значимости Иван III может сравниться только с князем Владимиром Киевским, крестившим Русь в Х веке, и Императором Петром I Великим, толкнувшим Россию на европейский путь культурного развития. Значение Ивана III в истории нашей страны определяется тем, что им было создано единое российское государство.
В этой работе огромное значение принадлежало деятельности символической. В ту пору, когда создавалось российское государство, не так важно было присоединить ту или иную территорию, заключить тот или иной дипломатический договор, выиграть войну, сколько добиться того, чтобы в сознание людей прочно вошла мысль: возникло принципиально новое политическое образование – единое российское государство, русские земли объединены и не разделятся более, что бы ни случилось, как бы не менялись исторические и политические судьбы. Добиться этого поворота в сознании во многом помогали именно формы символические. Иван III принял титул «Государь Всея Руси», ясно объявляя о своих претензиях на обладание всеми российскими землями. Он вступил в брак с племянницей последнего императора Византийской империи – Софьей Палеолог – дабы продемонстрировать равенство своей власти с властью византийских императоров. В сношениях с иными странами он добивался равных почестей и признания своей державы как суверенной и не уступающей в значении иным странам.
Созданное Иваном III и существующее до наших дней единое российское государство нуждалось в главном символе, обозначающем его существование – названии. Название рождалось очень долго и при самом Иване III так и не сформировалось окончательно. Подобное явление характерно не только для России, но и для многих других государств. Именно поэтому в XV-XVI веках принципиальную важность имело другое средство определения государства – герб. Названия складывались медленно, изменялись, по-разному звучали в разных языках и традициях. Изобразительное же средство идентификации страны – герб – узнавался вне зависимости от того, в какой языковой среде он появлялся, изменялся значительно менее решительно и четко указывал на своего обладателя в любых ситуациях.
Это значение изобразительного символа сумел понять и оценить Великий князь Иван III. И потому не случайно и глубоко символично, что именно в его время, а точнее – в 1490-х гг., когда процесс объединения российских земель в основном состоялся и единое российское государство стало реальностью, началась история российского государственного герба. Таким образом, российское государство и российский государственный герб являются ровесниками. Изобразительная форма имени нашей страны – герб – родилась значительно раньше, чем сформировалось ее название.
Культура российского средневековья знала достаточно развитую и своеобразную знаковую традицию. Идентифицирующими знаками пользовались те, кто обладал суверенитетом – князья, земли, имевшие республиканские формы правления, некоторые церковные иерархи. Такие знаки размещались, прежде всего, на монетах и печатях – тех важнейших атрибутах, на которых следовало ясно показать, кому они принадлежат. Своеобразие средневековой российской знаковой культуры заключается в том, что, во-первых, знаки создавались произвольно, без учета каких-либо общих правил их построения, а, во-вторых, знаки были, в целом, непостоянны: один и тот же князь, город, иерарх пользовался разными знаками на своих печатях и монетах и произвольно менял их вне связи с какими-либо объективными причинами.