ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
| | | | |||||||||||||||||||
| Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации | | | | | | ||||||||||||||||
| (наименование высшей школы/ филиала/ института/ колледжа) | | | | | | ||||||||||||||||
| | | | | | | ||||||||||||||||
| | | | | | | ||||||||||||||||
| Отчет | | | | | | ||||||||||||||||
| | | | | | | ||||||||||||||||
По дисциплине Цифровая культура | | | | | | |||||||||||||||||
| | | | | | | ||||||||||||||||
На тему: Цифровые технологии в моей будущей профессии | | | | | | |||||||||||||||||
_________________________________________________________________________ | | | | | | |||||||||||||||||
| | | | | | | ||||||||||||||||
| | Выполнил () обучающий (): | | | | | | |||||||||||||||
| | Русланов Суннет | | | | | | |||||||||||||||
| | (ФИО) | | | | | | |||||||||||||||
| | Направление подготовки / специальность: | | | | | | |||||||||||||||
| Международные отношения | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | ||||||||||||||||||
| (код и наименование) | | | | ||||||||||||||||||
| Курс: 3 | | | | ||||||||||||||||||
| Группа: 381015 | | | | | | ||||||||||||||||
| | | | | ||||||||||||||||||
| Руководитель: | | | | ||||||||||||||||||
| Безумова Ольга Леонидовна | | | | | | ||||||||||||||||
| (ФИО руководителя) | | ||||||||||||||||||||
| | | | |||||||||||||||||||
Отметка о зачете | | | | | | |||||||||||||||||
| | (отметка прописью) | | (дата) | | |||||||||||||||||
Руководитель | | | | | | | | |||||||||||||||
| | (подпись руководителя) | | (инициалы, фамилия) | | | | |||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||
| Архангельск 2023 | | | | | |
ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Отчет 1
1
ВВЕДЕНИЕ 5
1 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. 6
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОН- НЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. 7
3 ИНТЕРНЕТ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ. 9
4 ИНТЕРНЕТ КАК КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТИНЫ МИРА. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
ВВЕДЕНИЕ
В условиях формирования новой системы образования вопросы освоения и применения современных образовательных технологий приобретают особую актуальность. Важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированное взаимодействие учителя со студентами. Существуют тенденции совершенствования образовательных технологий, характеризующиеся переходом от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития.
1 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Важнейшим направлением реализации концепции модернизации образования являются информатизация и компьютеризация. Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием электронных образовательных ресурсов, под которыми сегодня понимаются и элементарные информационные объекты (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, текстовые документы, анимации, интерактивные модели, задания в тестовой форме и т.д.), и комбинации таких объектов (например, в привязке к определённой теме, конкретному учебнику, предметной области и т.д.), и инновационные конструктивные среды, поддерживающие творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и мультимедийные интерактивные электронные учебники – основные учебные издания, содержащие системное изложение материала учебных предметов, соответствующие государственному стандарту, воспроизводимые на различных современных электронных устройствах .
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОН- НЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Информационные технологии наибольший эффект дают лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями. Следовательно актуальным становится вопрос о целесообразном сочетании информационных и педагогических технологий и их совместном применении. В то же время необходимо учитывать специфику биологии и географии, отнесенных в современной классификации к предметам с ведущим компонентом ценностной ориентации. В их преподавании практически невозможно применение современных технологий в чистом виде. Приходится их преломлять, видоизменять, искать наиболее приемлемые. Современное образование сегодня трудно представить без мультимедийных технологий, которые позволяют использовать текст, графику, видео и анимацию в интерактивном режиме и тем самым расширять возможности компьютера в учебном процессе.
Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:
- использование ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;
- использование ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ позволяет достигать устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;
- использование ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;
- ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.
Можно привести в пример следующие формы применения ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках биологии и географии:
– работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;
– работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;
– работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
– использование интернет и Электронных образовательных русурсов: дополнительный материал;
- мультимедийные обучающие диски - необходимая информация, способствующая наилучшему запоминанию материала;
- ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ как средство контроля знаний учащихся, ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС, в том числе интерактивные тесты, созданные в программе Hot Potatoes.
Использование этих форм работы позволяет стимулировать и развивать познавательный интерес учащихся, формировать у них навыки работы с информацией.
Остановимся на некоторых формах ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС более подробно.
Презентация как форма обучения, безусловно, позволяет сделать учебный процесс более наглядным и привлекательным. Эта форма ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС является наиболее распространенной среди учителей не только биологии и географии, но и других учебных предметов. И это неслучайно, ведь она позволяет в доступной и понятной для учащихся форме донести до них учебный материал и определить структуру и формы работы на уроке.
3 ИНТЕРНЕТ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Мультимедийные обучающие диски – это чаще всего электронные приложения к учебникам, конкретизирующие его содержание и имеющие возможности контроля знаний по отдельным темам. Также в их арсенал входят галереи, словарь с различными терминами, интерактивные тесты и др. Преимущество данного цифрового образовательного ресурса заключается в том, в них собран материал к каждому уроке и каждой теме, который позволяет сформировать у учащихся необходимые компоненты биологического и географического знания.
Но особое внимание в последнее время уделяется использованию открытых электронных образовательных ресурсов. Под ними, прежде всего, понимаются созданные в самых разнообразных форматах электронные средства обучения по самым разнообразным предметам и темам. Не исключением и являются биология и география. Кроме мультимедийных презентаций и учебных дисков, целесообразно использовать открытые образовательные ресурсы Интернета. В частности, очень полезными являются ресурсы двух информационно-методических ресурсов: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/ и Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/.
4 ИНТЕРНЕТ КАК КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТИНЫ МИРА.
Эти ресурсы являются специализированными учебно-методическими лабораториями Министерства образования и науки Российской Федерации и предоставляют возможность открытого доступа к самым разнообразным ЦИФРОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ по биологии и географии. У каждого из этих сайтов есть свои особенности. В частности, http://school-collection.edu.ru/ предоставляет ресурсы в самых разных форматах: от текстовых файлов до интерактивных тестов. В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы, объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер. Данные учебные модули широко представлены на сайте Федерального центра цифровых образовательных ресурсов.
Помимо вышеперечисленных средств обучения следует заметить, что у каждого педагога есть возможность создавать и собственные электронные образовательные ресурсы. И речь в данном случае идут не только о презентациях, которые широко вошли в образовательный процесс. Речь идет о более сложных ЭОР, которые педагог может создать с помощью специального программного обеспечения. Примером такого является программа HOT Potatoes. Она позволяет создавать средства контроля качества знаний учащихся, а именно интерактивные тесты самых разных видов (от обычного тестового задания до заданий, связанных с выбором соответствий).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предоставляя широкие возможности восприятия новой информации, ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС являются ключевым фактором построения не только информационно-образовательного пространства школы, но и всей системы управления качеством знаний. Важной содержательной основой применения ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС является изменение модели взаимодействия между учениками и учителем. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы ребят. Данный принцип организации учебного процесса есть неотъемлемое и важнейшее требование перехода от знаниевой к деятельностной парадигме образования. Задача современного учителя биологии и географии состоит в рациональном и гармоничном сочетании традиционной методики преподавания и использовании современных образовательных ресурсов.