Файл: Арт терапия при заикании для детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Арт терапия при заикании для детей

Аннотация:

Отечественные и зарубежные ученые уже много лет занимаются изучением причин и механизмов заикания. Рассмотрев их точки зрения на проблему, можно сделать вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. Но, в любом случае, необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющее единство.

К преодолению заикания необходим комплексный подход. В дополнение к комплексному подходу каждый логопед ставит перед собой цель — найти приемы, способы, средства, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми.

В своей статье я рассматриваю возможности использования арт-терапевтических методов на логопедических занятиях по коррекции заикания. Считаю, что занимаясь творчеством , ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Он постигает окружающую действительность, свои возможности, моделирует взаимоотношения и выражает различного рода эмоции, в том числе и отрицательные, негативные. Поэтому методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов.

Использование арт-терапевтичес ких приемов в логопедических занятиях по коррекции заикания.

Заикание — это самое распространенное нарушение речи, которое проявляется в расстройстве координации речедвигательных актов. Проблемами заикания занимаются с древних времен до наших дней. Существует множество теорий по поводу механизма заикания. Но до сих пор заикание характеризуется как сложное речевое расстройство, которое требует дальнейшего углубленного изучения.

Заикание развивается либо на фоне выраженного органического поражения головного мозга, либо на фоне минимальной мозговой дисфункции. От этого зависит степень тяжести проявления дефекта, его стойкость, а также выбор методов для его коррекции. Коррекция заикания осуществляется комплексным подходом: медикоментозное лечение, психотерапия, логопедические занятия. Комплексное воздействие дает возможность улучшить коммуникативную функцию речи, положительно воздействовать на личность заикающегося ребенка, научить ребенка приемам саморегуляции в трудных речевых ситуациях


Для достижения лучших результатов возможно использование психотерапевтических приемов на логопедических занятиях.

При поступлении в школу у детей наблюдается усиление заикания, появившегося еще в дошкольном возрасте. Постоянные волнения, преобладание возбуждения над торможением, двигательное беспокойство мешают сосредоточиться на восприятии материала и выполнении заданий на уроках, на предмете разговора с собеседниками. Такие школьники неточно формулируют свои мысли, говорят отрывисто, усеченными фразами, многократно повторяя лишние слова и слоги.

У них часто нарушается эмоционально-волевая сфера. Они постоянно находятся во власти отрицательных эмоций, порой становятся плаксивыми, раздражительными, а иногда и агрессивными. Частая смена настроений, неуверенность, страх речи усугубляется неадекватным отношением к себе окружающих. Заикающиеся замыкаются в себе, избегают речевого общения.

Как известно, главным условием естественной речи являются спокойное состояние нервной системы и мышечная расслабленность. И поскольку заикание — это расстройство не только речи, но и нервной системы, то при его устранении необходимо научить школьников освобождаться от мышечного и нервного напряжения.

Преодолеть это поможет использование арт-терапевтических технологий на логопедических занятиях по коррекции заикания.

Что такое арт-терапия? Арт-терапия (от англ.-art-искусство; therapy-терапия, лечение, уход, забота) — диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Арт-терапия-метод психотерапии, использующий для лечения и коррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, актерское мастерство, создание историй и многое другое.

Первые попытки использовать в работе с детьми изобразительные приемы в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также стимулятора их психического развития имели место еще в первой половине ХIX века.

«Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «медицинским». Специалисты, работающие в этой области, не склонны считать, что используемые ими формы изобразительной работы ребенка имеют отношение к его «лечению». Они предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «развитие творческого начала» и т. д., как более точно отражающими направленность их деятельности.



При всех очевидных различиях в подходах «медицинского» и «педагогического» направлений нельзя не признать, что между ними существует тесная связь. Художественное самовыражение детей в тех формах, которые используются «педагогическим» направлением , так или иначе обращено к укреплению психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как весомый психокоррекционный фактор. Это помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие.

Большинство заикающихся находятся в состоянии стресса, испытывает чувство тревоги, что усиливает внешние проявления заикания. Судорожное напряжение мышц речевого аппарата распространяется на мышцы шеи, груди, живота и конечностей. Желая избавиться от этого состояния в неповинующихся мышцах речевого аппарата, заикающиеся стараются помочь себе: они прикрывают ладонью рот, прищелкивают пальцами, переминаются с ноги на ногу и т. д. Пытаясь избавиться от напряжения одних мышц, они напрягают другие, а это препятствует быстрой смене естественных артикуляционных движений речи. В результате отклонения от нормальной естественной речи усиливаются.

Одной из особенностей заикающихся заключается в том, что он в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих проблем и переживаний. Для него естественна невербальная экспрессия, в том числе изобразительная. Следует принимать во внимание, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания непосредственнее и живее, чем в словах, «звучат» в изобразительной продукции. Происходит отвлечение заикающегося от речевого дефекта.

Мышление ребенка образнее и конкретнее мышления большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

Используя на занятии методы арт-терапии следует учитывать живость и богатство детской фантазии. Немаловажна и ролевая пластичность ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности. Всем этим можно пользоваться, создавая на занятиях особую атмосферу игры и творчества и, подбирая вместе с детьми, соответствующие сюжеты и темы. Раскрывая свои творческие замыслы ребенок
испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении.

Учащиеся постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами, а также формируются навыки произвольного и самовнушения. Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает заикающимся детям раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

Хасанова Гульшат Миннахметовна,

учитель-логопед,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №78″

Приволжского района г.Казани

Появление в семье ребенка с заиканием является поводом для беспокойства родителей. Нарушение плавности и темпа речи без своевременной коррекции становится серьезным препятствием для социального становления личности во взрослой жизни. Эффективность терапии напрямую зависит от длительности и воздействия на все сферы жизни ребенка: детский сад, друзья, школа и семья. Однако все это требует постоянного контроля и внимания к выполнению рекомендаций. Именно поэтому многих родителей интересуют способы лечения заикания у детей в домашних условиях.

Результат лечения любой патологии зависит от непосредственного воздействия на этиологический фактор. Для заикания не существует единого мнения об основной причине. Ученые выделяют предрасполагающие условия (наследственность, родовая травма) и триггеры – пусковые воздействия (психологическая травма, сильный испуг и др.).

Детские неврологи, педиатры и логопеды склоняются к тому, что почвой для развития заикания являются патологии нервной системы. Выделяют два основных механизма возникновения нарушений:

Формирование патологического очага в центре речи головного мозга, который синтезирует множество импульсов, без адекватного периода рефрактерности («отдыха»). В таком случае заикание у детей представлено чередой судорожных движений голосовых мышц. Разговорная речь звучит, как застрявшая кассетная пленка: «ябло-ло-локо упа-па-па-ло».

Блок проведения импульса по моторным волокнам черепно-мозговых нервов. Данный вариант характеризуется возникновением стойкого спазма или атонии мышц: ребёнок начинает говорить прерывающимися фразами. На полсекунды речь останавливается, после чего возвращается нормальный ритм.


Условием эффективной борьбы с заиканием является определение уровня нарушения по соответствующим клиническим признакам. Используемые методы традиционной и нетрадиционной медицины направлены на подавление возникающих патологических импульсов.

Результат достигается путем отвлечения малышей от их дефекта с помощью игры, пения, занятий арт-терапии.

Кроме того, часто применяются способы коррекции дыхания. Правильная постановка направлений воздуха через голосовую щель и улучшение функционального состояния легких во многом определяет качественные показатели речи.

Лечение заикающихся детей чаще всего проводится с помощью длительных курсов у логопеда, психолога, а также консультаций невролога. Однако после установления диагноза, посещение врачей – необязательно. Большинство используемых вариантов терапии успешно применяются в домашних условиях.

Наибольшей эффективностью в том, как избавить ребенка от речевых нарушений, обладает одновременное применение разнонаправленных методик.

Развитие мелкой моторики. Педиатрами установлена связь между двигательной активностью пальцев и губ в постановке правильной артикуляции. Этим объясняется сложность письменной речи у детей с дефектами устного разговора.

Дыхательная гимнастика, упражнения которой направлены на увеличение функциональной емкости легких, а также на координацию движений всего тела и сокращения дыхательных мышц. При правильном балансе, уже во время выполнения – выраженность заикания снижается.

Сказкотерапия – нетрадиционный метод лечения заикания у детей. Малышами разыгрываются различные сюжеты из сказок. Основная цель терапии – отвлечение ребенка от дефекта, создание условий игры, в которой нет психоэмоционального давления.

Арт-терапия – метод, направленный на визуализацию детьми внутренних тревог и страхов. Если триггерным фактором патологии является конкретная стрессовая ситуация, методы визуализации помогают принять и отпустить «причину» патологии.

Важно! Некоторые родители применяют методику «клин клином вышибают». Для заикающегося ребенка повторное сильное психологическое потрясение ещё больше усугубит ситуацию

В домашних условиях дыхательная гимнастика при заикании у детей является действенным методом выбора, поскольку нет необходимости в тренажерах и врачах-специалистах. Условные требования: свежий воздух и квадратный метр площади для выполнения движений.