Файл: 1. социальноэкономические аспекты жизнедеятельности современной молодежи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
нынешние россияне и, в частности, молодежь испытывают безразличие к этим вопросам. Более того, по данным опроса, который был проведен НИЦ при ИМ, нынешняя молодежь довольно трепетно и уважительно относится к понятию национальности. Ответы показывают, что большинство граждан России, в том числе и молодежь, гордятся своей национальностью, считают, что национальность дана человеку «свыше» и менять записи о ней в документах нельзя.
При изучении национально-этнических установок молодых россиян очень важно обратить внимание на то, насколько широко распространены настроения
терпимости
в
обществе
по
отношению
к
людям
различных
национальностей.
Как свидетельствуют данные НИЦ при ИМ (март 1997), только около 18% молодых согласились с утверждением, что «люди одних национальностей от
природы лучше других», тогда как около 80% выразили свое несогласие с подобным утверждением. Свыше 70% молодежи считают, что «когда люди различных
национальностей живут рядом, общество становится богаче и культурнее». 55% юных респондентов сообщили, что «нет таких национальностей, представители
которых вызывают у них негативное отношение». В то же всего 37% признались, что они испытывают антипатию к представителям некоторых национальностей.
Как показывают данные РНИСиНП, 11% молодежи (и 10% представителей старшего поколения) испытывают чувство симпатии ко всем национальностям, и почти
20% молодежи (и 24% людей старшей возрастной группы) не испытывают отрицательных чувств к представителям иных национальных групп.
Наибольшей симпатией у молодежи (так же, как и у старшего поколения) пользуются украинцы, белорусы и французы. Наибольшую антипатию вызывают
«кавказцы», чеченцы и евреи.
Шесть национальных групп (белорусы, немцы, французы, итальянцы, англичане и японцы) попадают в перечень наций, вызывающих только симпатии.
Обращает на себя внимание и тот факт, что антипатии российской молодежи, да и всего населения страны в целом, сместились в сторону античеченских и антикавказских настроений. Причем антикавказский синдром вытесняет синдром антисемитизма.
В контексте изучения национально-этнических установок российской молодежи, представляется интересным также рассмотреть вопрос, какие государства молодое поколение считает «дружественными», а какие - «враждебными». Наиболее
«дружественными» российская молодежь считает Беларусь, США (в отличие от молодежи, люди старшего поколения ставят США только на 4 место в списке
«дружественных»), Францию и Украину (второе место у старшего поколения). Среди
«враждебных» государств чаще других называются молодежью США, Чечня, Япония, государства Балтии.
Обращает на себя внимание тот факт, что в массовом сознании не происходит полного отождествления национальных общностей и соответствующих государств.
Так, Германия и Япония попадают в список «враждебных» государств, тогда как к немцам и японцам не выражается чувство антипатии.
К ряду стран (прежде всего к США, Германии, Японии и Китаю) наблюдается двойственное отношение: они оказываются одновременно в обоих списках. Это обстоятельство связано скорее всего с неопределенностью внешнеполитических отношений России с этими странами.
Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
3.3. Религиозность молодого поколения
Данные социологических опросов показывают, что нынешняя молодежи в целом немного менее религиозна, что старшее поколение. Так, по данным ВЦИОМ (ноябрь
1997), 39% молодых людей назвало себя верующими при том, что среди всего населения процент верующих составлял 48%.
Естественно, что большинство из тех, кто причисляет себя к верующим (как среди молодежи, так и среди всего населения), считает себя православными (44% от всего населения и 36% молодежи).
Судя по опросам населения, вряд ли можно говорить о большой включенности молодежи в т.н. новые секты и другие нетрадиционные религиозные объединения. По разным данным, о своей принадлежности к такого рода религиозным организациям заявляют менее 1% молодых (ВЦИОМ (ноябрь 1997), НИЦ при ИМ (лето 1997)).
Правда, стоит заметить, что зачастую респонденты в силу разных причин скрывают свою принадлежности к нетрадиционным религиям, а потому данный показатель, возможно, несколько занижен, что, однако, не сильно влияет на общую тенденцию.
Многие респонденты, в том числе и молодые, заявляют о том, что они не просто веруют, но и выполняют религиозные требования и обряды. По данным НИЦ при ИМ
(лето 1997), 10% молодых говорят, что регулярно посещают храмы, 17% утверждают, что соблюдают посты, 21% исповедуются и причащаются, 25% регулярно читают молитвы, а 36% (!), по их собственным словам, соблюдают религиозные законы и заповеди. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что для подавляющего большинства религия в мировоззренческом плане имеет очень небольшое значение.
Причем эта тенденция характерна не только для молодежи, но и в равной степени для всего населения страны.
РНИСиНП предложил своим респондентам оценить перечень действий, не поощряемых общественной моралью, и тем более никак не сочетающихся с религиозными установлениями. Исследование показало, что нет никакой разницы в ответах тех, кто называет себя верующим, и тех, кто не верует - причем эта тенденция проявляется как среди молодежи, так и среди всего населения в целом.
Существуют и иные причины, не позволяющие говорить о религиозном возрождении в России. По данным НИЦ при ИМ (лето 1997), только половина молодых людей, назвавших себя верующими, заявили, что их религиозная принадлежность является значимой для них. Опросы РНИСиНП показывают, что только для 4,4% молодых респондентов обычный круг неформального общения составляют
«единомышленники, разделяющие их религиозные и политические взгляды»; только
3,4% готовы поделиться своими самыми сокровенными мыслями с духовным наставником.
Даже для тех, кто называет себя верующим, православие довольно странным образом сосуществует с языческими верованиями. Только две трети из всех верующих молодых людей верят во Всевышний Суд или наказание за грехи. В то же время лишь 27% верующей молодежи не верят (!) в колдовство и магию (которые явно никак не сочетаются с традиционной христианской верой).
1 2 3 4
3.4. Репродуктивные установки молодежи
Как показывают данные социологических опросов, репродуктивные установки молодого населения нашей страны очень схожи с установками, распространенными в среде людей более старшего поколения.
Как показывают данные социологических опросов, репродуктивные установки молодого населения нашей страны очень схожи с установками, распространенными в среде людей более старшего поколения.
Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Так, по данным ВЦИОМ
5
, представление о количестве детей в «идеальной» семье у молодежи мало отличается от «идеальной» модели семьи, заложенной в сознание большинства граждан российского общества. Пожалуй, единственное отличие между молодежью и остальным населением в данном вопросе состоит в том, что юное поколение гораздо чаще считает «идеалом» семью с двумя детьми, тогда как старшее поколение в большей степени тяготеет к семье с тремя детьми (62% молодых считают, что в «идеальной» семье должно быть двое детей, тогда как среди всего населения так считают 54% опрошенных).
Если говорить о планируемом числе детей (вопрос формулировался следующим образом: «Сколько детей (включая тех, которые уже есть) Вы
планируете иметь в своей семье?»), то здесь наблюдается практически те же различия между молодым поколением и представителями более старших возрастных групп - и те, и другие предпочитают иметь семью с двумя детьми (причем молодежь даже чаще, чем все население - 37% молодежи и 21% представителей старшего поколения придерживаются этот точки зрения). Несколько меньшее число людей, как среди молодых, так и среди старшего поколения, планируют иметь в своей семье не более одного ребенка (18% молодежи и 12% среди всего населения). Желание иметь семью с тремя детьми выражают лишь незначительное меньшинство опрошенных (не более 3%).
Этот показатель, естественно, не отражает реальной картины рождаемости, а показывает лишь установки населения на рождение детей. Вызывает, однако, беспокойство, что нынешнее поколение, в отличие от более старшего, уже заранее закладывает в свои планы создание семьи с не более, чем двумя детьми. А, как известно, для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы примерно половина семей имела двоих детей, а половина - троих.
Естественно, что ориентация молодежи да и всего населения в целом на более низкие репродуктивные показатели связана прежде всего с низкими материальными условиями жизни россиян (См. Рис. 6).
Рис. 6
Вопрос: «Что прежде всего может способствовать Вашему решению произвести на свет
хотя бы одного ребенка в ближайшие 2-3 года».
Данные приведены в процентах от числа опрошенных
14%
19%
6%
33%
19%
35%
21%
19%
10%
34%
16%
30%
Наше решение не будет зависеть ни от каких условий
Улучшение жилищных условий
Если государство будет больше помогать семьям с несовершеннолетними детьми
Если у меня будет уверенность в завтрашнем дне
Если будет обеспечены работой
Если будем хорошо зарабатывать
Молодежь до 24 лет
Все население
3.5. Отцы и дети: отношения между поколениями
При изучении общественных настроений молодежи очень важно выявить и характер отношений юных россиян со старшим поколением.
В целом о характере взаимосвязей между поколениями можно судить по отношению детей к образу жизни своих родителей. Согласно исследованию НИЦ при
ИМ (лето 1997), лишь 28% молодежи могут твердо сказать, что их родители являются для них образцом. Еще почти 50% юных респондентов считают, что их родители могут
5
В данном опросе ВЦИОМ все опрашиваемые были разбиты на 4 возрастные группы: до 24 лет, 25-40 лет, 40-55 лет, старше 55 лет. Под «молодежью» в данном исследовании будет понимать только первую возрастную группу (до 24 лет).
Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
служить для них образцом, но далеко не во всем. А 16% респондентов вообще не считают своих родителей образцом для подражания. Выясняется, что значительное большинство молодых не желает, чтобы их семьи походили на семьи их родителей.
Свыше 50% опрошенных придерживаются подобного мнения. С другой стороны, менее 40% опрошенной молодежи хочет, чтобы их семья все-таки была похожа на семью их родителей (данные НИЦ при ИМ, март 1997).
Сама молодежь считает, что она вряд ли отличается от молодежи прошлых лет.
Так, по данным НИЦ при ИМ (лето 1997), 40% молодых людей ответили, что
«современная молодежь в общем такая же, как и раньше». Почти 30% юных респондентов считают, что «современная молодежь хуже, чем молодежь 50-70-х гг.», а еще 12% - что «лучше».
Молодые люди полагают, что им приходится часто испытывать враждебность со стороны взрослых (43% молодежи заявили об этом), но и сами признают, что зачастую бывают агрессивны по отношению к старшему поколению (так считает 51% опрошенной молодежи).
В общественном мнении нет однозначной точки зрения по поводу того, как - лучше или хуже - живется нынешнему молодому поколению по сравнению с их сверстниками 10-20 лет назад. Так, по данным ВЦИОМ (ноябрь 1996), 42% среди всех опрошенных и 33% среди молодежи считает, что хуже, и 25% среди всего населения и
32% среди молодежи - что лучше. Как видим, старшее поколение даже в большей степени склонно считать жизнь нынешней молодежи не такой благоприятной, как 10-
20 лет назад. Да и сама молодежь не выражает большой уверенности в то, что ей живется лучше.
Среди преимуществ жизни молодежи прошлого поколения население указывает в основном те, что связаны со стабильностью социального положения и
уверенностью в завтрашнем дне - «гарантированную работу, пусть даже при
более низких заработках», «полностью бесплатное обучение, пусть даже при
ограниченном выборе форм, видов и мест получения профессии», «надежду пусть
даже в отдаленном будущем получить государственное жилье», а также
«определенность жизненных перспектив, уверенность в своем будущем, пусть
даже при ограниченной свободе выбора своего жизненного пути». 10% вообще не видят никаких преимуществ жизни молодежи 10-20 лет назад перед молодежью наших дней.
В то же время многие опрашиваемые считают, что как раз сегодняшняя молодежь обладает большими преимуществами в жизни по сравнению с молодыми людьми прошлого поколения. Среди этих преимуществ называют большую свободу
выбора во всех сферах жизни - «больше возможностей хорошо зарабатывать,
получать высокие доходы», «широкий выбор товаров и услуг, возможность
приобретать то, что хочется», «больше свободы в выборе своего жизненного
пути», «больший выбор способов проведения свободного времени, отпуска».
Правда, свыше 30% опрошенных россиян не замечают никаких преимуществ в жизни сегодняшней молодежи.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. В материальном плане молодые люди находятся в более выгодном положении, чем люди более старшего возраста.. Объясняется это прежде всего тем, что очень многие молодые люди обладают способностями и навыками, которые выгодно выделяют их на рынке труда и позволяет получить и сохранить более высокооплачиваемую и престижную работу. Молодежь в своем большинстве мобильна в плане трудовой деятельности, готова активно и много работать, рисковать, ориентирована на достижение карьерных успехов. А наличие более
Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
высокой (по сравнению со старшим поколением) квалификации и некоторых других навыков - таких, как например, владение иностранными языками, компьютером и т.п., особенно актуальных на сегодняшнем рынке труда, дает им возможность получать хорошую работу и обеспечить себе более высокий материальный уровень жизни.
Однако более выгодное положение молодежи вовсе не означает, что молодое поколение всем довольно и не испытывает каких-либо трудностей. И хотя среди молодежи процент удовлетворенных своими материальными условиями гораздо выше, чем в целом по населению, все же большая часть молодых высказывает ту или иную степень недовольства собственным материальным положением. Молодежь опасается потерять работу и остаться без средств к существованию.
2. Несмотря на то, что молодые люди лучше адаптированы к рыночным условиям по сравнению со старшим поколением, многие из них выражают недовольство нынешним характером развития страны. Различия между поколениями в восприятии нынешней экономической и политической реальности очень незначительны. Подавляющая часть молодых людей, как и все население в целом, не довольны ходом экономических реформ в стране, не испытывают доверия к политическим лидерам и институтам власти и общества. Из-за своего недоверия к политике и политикам, молодежь, как и все население, довольно аполитична и не склонна ни к активным формам политического участия, ни к протестным выступлениям, предпочитая индивидуально адаптироваться к ухудшающимся условиям жизни.
3. На уровне ценностных установок в общественном сознании наблюдается переход от патерналистских ожиданий к индивидуалистическим ценностям - у молодых он проявляется наиболее ярко. Нынешнее юное поколение более прагматично, рационально. У молодых гораздо шире распространены ориентации на собственную самостоятельность, инициативу, активность, предприимчивость и способность к риску. Они в меньшей степени надеются на помощь государства и полагаются в основном только на себя и своих близких.
Хотя большинство молодых людей сохраняют традиционные моральные ценности, свойственные поколению их родителей - ориентации на семью, хорошую работу, получение добротного образования и т.д., многие из молодых менее разборчивы в средствах достижения собственного благополучия.
Приложение
ОПИСАНИЕ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ОБОЗРЕНИИ
6
Название социологической
службы
Дата проведения
опроса
Особенности выборки
1. Санкт-Петербургский госуниверситет
1996 г.
Опрошено 500 студентов и 200 школьников старших классов
2. ВЦИОМ
1996-
1998 гг.
Мониторинг (раз в два месяца).
Обычно опрашивается около 2400 чел., в том числе молодежь (до 29 лет)
3. НИЦ при Институте молодежи лето 1997 г.
Опрошено 1897 чел. (16-30 лет)
4. Институт социологии РАН август 1997 г.
Характеристики выборки неизвестны
5. РНИСиНП конец 1997 г.
Опрошено две группы населения:
6
Список опросов составлен в хронологическом порядке