Файл: 1. социальноэкономические аспекты жизнедеятельности современной молодежи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
готовность принять участие в акциях протеста по защите своих прав. И лишь 17% студентов заявили о том, что не намерены участвовать в студенческих акциях протеста. Как видим, это значительно превышает предыдущие показатели потенциала протеста как среди молодежи, так и среди всего населения в целом.
Среди различных форм протеста 42% опрошенных студентов отдают предпочтение демонстрациям, митингам, пикетам, 12% считают необходимым при защите своих прав оказывать силовое воздействие. И лишь 24% студентов говорят о своем намерении обращаться в судебные инстанции для защиты своих прав.
1 2 3 4
2.7. Предмет национальной гордости для молодежи. Молодое
поколение о России на рубеже веков
Несмотря на тяжелую ситуацию, в которой находится наша страна, большинство молодежи не выражает негативных эмоций в отношении своей страны и не жалеет о том, что родились в России. Как показывают данные НИЦ при ИМ (лето
1997), 48% юных респондентов заявили, что «хотели бы родиться и жить в России, а
не в какой-либо другой стране». С другой стороны, 26% опрошенных (довольно значимое количество молодых людей), наоборот, не хотели бы прожить свою жизнь в нашей стране.
Наибольшую гордость за нашу страну вызывает у молодежи историческое и культурное наследие нашей страны, в то время как настоящее положение России вряд ли становится источником гордости для молодых (См Табл. 4).
Табл. 4
Вопрос: «Есть ли что-то такое, чем Вы как гражданин России могли бы гордиться?»
Данные приведены в процентах от числа опрошенных.
Победа в Великой отечественной войне
39%
История страны
38%
Культурное наследие
34%
Принадлежность к своей национальности
28%
Природные богатства страны
25%
Мощь Вооруженных Сил
7%
Место России в мировом сообществе
5%
Демократические преобразования в стране
5%
Сегодня нам гордиться нечем
17%
Обращает на себя внимание, что 17% - довольно большое число молодых людей - вообще не видят никаких оснований для гордости за нашу страну.
В массовом сознании падает значимость государства, и прежде всего эта тенденция характерна для молодежи. Так, по данным ВЦИОМ, на вопрос: «Что в
первую очередь связывается у Вас с мыслью о нашей стране, нашем народе?» только 18% населения (16% молодежи) выбрали ответ «государство, в котором я
живу». Как и в исследовании НИЦ при ИМ, население (в том числе и молодежь) гораздо чаще указывает такие позиции, как «наше прошлое, наша история» - 35% среди всего населения (29% среди молодежи), «место, где я родился и вырос» - 38%
(39% молодежи), «наша земля, территория на которой живем» - 26% (22% молодежи).
В то же время многие молодые люди ставят под вопрос и культурные традиции нашей страны. Около 30% молодых полагают, что «Россия имела богатые традиции
в прошлом, но сегодня они полностью утеряны и новые не формируются». Еще около 25% думают, что «былые культурные традиции утеряны полностью, но
сегодня уже складываются новые». Наконец, около 2% молодежи вообще считают, что «никаких культурных традиций не было и нет
» (НИЦ при ИМ, лето 1997).
Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Не считая состояние, в котором находится наше государство, предметом гордости, россияне, однако, полагают, что идея сильного государства, сильной державы могла бы стать объединяющей для российского общества. 23% населения
(21% молодежи) придерживаются именно такой точки зрения (ВЦИОМ, ноябрь 1997).
Что касается перспектив России на пороге XXI века, то здесь молодежь оказывается весьма оптимистично настроенной. Свыше 50% молодых ожидает улучшения ситуации в нашей стране: 18% вообще считают, что «XXI век станет
веком расцвета нашей страны, и ее ожидает великое будущее», а 38% более сдержаны в своих оценках, полагая, что «ситуация изменится к лучшему, но не
сильно». Пессимистов среди молодежи меньшинство - менее 15%.
В этом разделе стоит также уделить некоторое внимание и тому, как молодежь оценивает наиболее значимые события и лидеров нашего - уже завершающегося - века: выражая надежды на будущее, нельзя не подвести итоги прошлого.
НИЦ при ИМ задал своим респондентам
вопрос: «Кто из руководителей нашей
страны принес наибольшую пользу/наибольший вред СССР - России в ХХ веке?»
. Ниже приводится распределение ответов на него.
Табл. 5
Количество ответов превышает 100%, так как можно было выбирать несколько вариантов ответов
НАИБОЛЬШИЙ ВРЕД
НАИБОЛЬШАЯ ПОЛЬЗА
Руководители страны
Все население
Молодежь
Все население
Молодежь
Николай II
17%
13%
18%
27%
В. Ульянов (Ленин)
22%
35%
20%
17%
И. Джугашвили (Сталин)
46%
61%
23%
15%
Г. Маленков
1%
4%
4%
3%
Н. Хрущев
32%
18%
18%
31%
Л. Брежнев
19%
21%
10%
12%
Ю. Андропов
5%
4%
16%
10%
К. Черненко
2%
7%
5%
2%
М. Горбачев
48%
41%
21%
33%
Б. Ельцин
35%
27%
24%
41%
Наибольший интерес представляет оценка населением деятельности Б.Ельцина
- и не только потому, что Б.Ельцин является нынешним руководителем нашего государства, но и в силу того, что оценки населения по поводу его деятельности отличаются наибольшей противоречивостью и неоднозначностью.
Если все население склоняется в своих суждениях о значении его деятельности для России в сторону негативных оценок (их на 10% больше, чем позитивных), то в среде молодежи наблюдается прямо противоположная картина: количество позитивных оценок на 14% превышает число негативных.
3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСТАНОВКИ МОЛОДЕЖИ
3.1. Жизненные цели, ценностные ориентации и моральный облик
молодежи
Современную молодежь часто упрекают в излишней меркантильности, прагматизме, аморальности. Действительно, как показывают опросы общественного мнения, некоторые основания для таких упреков существуют: в жизненных ценностях большой части современной молодежи явно прослеживаются потребительские настроения. Однако не стоит забывать, что молодое поколение крайне неоднородно, и наряду с негативными ориентациями в сознании многих молодых присутствуют и вполне традиционные ценности.
Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Как показал опрос РНИСиНП, 21% молодых людей назвали своей приоритетной целью в жизни «приобретение дорогих вещей» (эта цель набрала максимальное число голосов респондентов). С другой стороны, довольно большая часть респондентов имеют среди своих жизненных целей вполне традиционные вещи: 14% молодежи главной целью в жизни считают получение хорошего образования, для 12% таковой является хорошая работа, 11% считают целью жизни создание хорошей семьи.
Согласно исследованию
Санкт-Петербургского госуниверситета
(1996), проведенному среди студенческой молодежи, 81% в качестве своей жизненной цели выдвигают высокий доход, 75% полагают, что не следует упускать развлечений и удовольствий. В то же время 44% опрошенных студентов настроены служить другим людям, общему благу, даже в ущерб своим собственным интересам, 34% считают своим нравственным долгом заботу об обездоленных. 75% респондентов мечтают о создании собственного семейного очага.
Вполне традиционные ценностные ориентации демонстрируют и молодые респонденты НИЦ при ИМ (лето 1997): 73% из них больше всего хотели бы добиться в жизни семейного счастья, 35% - хотят быть свободными и независимыми в своих решениях и поступках, 32% - мечтают о богатстве, 27% - больше всего хотят в жизни реализовать свой талант и способности, 23% хотят стать квалифицированными специалистами.
Немного более тревожные результаты, характеризующие нравственный облик современной молодежи, представлены в исследовании Института социологии РАН
(1997): 57% молодежи отметили, что главным для них в жизни являются деньги. В трудовой мотивации приоритет отдается не содержанию труда, а материальной выгоде, которую может принести этот труд. Примерно для 60% молодежи «большая зарплата» - это решающий мотив при выборе места работы (НИЦ при ИМ, лето 1997).
Похоже, что в сознании молодых людей сформировался некоторый романтизированный образ «богатства», но отсутствие реальной возможности заработать своим трудом провоцирует некоторую часть молодежи на нетрадиционные способы зарабатывания денег.
25% молодых, считают возможным заниматься спекуляцией, 30% не видят ничего плохого в вступлении в брак по расчету, 20% считают нормальным получить взятку, 10% - вступить в физическую близость за плату, 10% - взять силой то, что хочется. Внушает беспокойство, что нынешнее поколение проявляет и повышенную терпимость к негативным явлениям, которые обычно подвергаются осуждению со стороны общественной морали. 47% молодых спокойно относятся к тому, чтобы
«занять должность, где можно брать крупные взятки», 18% - к тому, чтобы
«украсть крупную сумму денег», 15% - к тому, чтобы «заняться торговлей оружием,
женщинами или наркотиками» (НИЦ при ИМ, лето 1997).
Что касается преемственности ценностей, передаче жизненных приоритетов от старшего поколения нынешней молодежи, то здесь можно отметить следующую тенденцию. Как показывают данные РНИСиНП, у нынешней молодежи происходит резкий рост индивидуалистических ценностей и падение патерналистских ожиданий.
Широкое распространение получают ориентации на собственную самостоятельность, инициативу, активность, предприимчивость и способность к риску (См. Табл. 6).
Табл. 6
Ценностные ориентации молодежи в сравнении со старшим поколением
Молодежь
Старшее
поколение
«Мое материальное положение зависит прежде всего от меня, а не от общей ситуации в стране»
65%
41%
«Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс»
49%
37%
Управление Президента РФ по связям с общественностью. Социологический отдел
Исследовательская группа ЦИРКОН
МОЛОДЕЖЬ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
«Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно - это справедливо»
54%
46%
«Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены»
32%
18%
«Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все»
61%
46%
«Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть в нем, необходимо драться за свое место, а то и переступить некоторые нормы морали»
44%
24%
Как показывают данные РНИСиНП, молодые люди, которые находятся в более благополучных условиях по сравнению со своими сверстниками, даже меньше, чем остальные, склонны придерживаться патерналистских и коллективистских взглядов, зато и менее «благополучные» представители молодежи меньше ждут помощи от преуспевающих сограждан, чем их родители.
Таким образом, в среде нынешней молодежи некоторые традиционные моральные ценности продолжают сохраняться, но в то же время новое поколение уже является продуктом новой эпохи и несет в себе уже новые ценности индивидуализма и свободного общества со всеми присущими ему позитивными и негативными аспектами.
3.2. Национально-этнические установки российской молодежи
Одним из важных аспектов, позволяющих прояснить отношение молодых россиян к понятию национальной идентификации человека, может служить мнение населения по вопросу «изъятия» графы «национальность» из российского
паспорта нового образца.
Данные различных социологических центров показывают, что в общественном мнении (речь идет о мнении не только молодежи, но всего населении в целом) не существует единой точки зрения на этот счет. И хотя большая половина россиян предлагает сохранить (в том или ином виде) в паспорте сведения о национальной принадлежности человека, однако все же достаточно большое количество людей выступают противниками указания национальности в новом паспорте. Так, по данным
РНИСиНП (см. Рис. 5), 57% опрошенных среди старшего поколения и 61% среди молодежи стоят на позиции свободы в вопросе национального самоопределения гражданина, предлагая либо вообще убрать графу «национальность» из паспорта, либо заполнять ее только по желанию. А 33% людей старшей возрастной группы и
24% молодежи, наоборот, считают важным сохранить в паспорте запись о национальности. Молодежь, как мы видим, склонна придерживаться более либеральных позиций в этом вопросе по сравнению с остальным населением России.
Рис. 5
Вопрос: «Как следует поступить с графой «национальность» в паспорте?»
Данные приведены в процентах от числа опрошенных.
Национальность не надо
записывать
Надо сохранить запись о
национальности
Оставить графу и
заполнять ее по желанию
Затруднились ответить
22,40%
23,70%
38,70%
15,20%
17,30%
33,30%
39,30%
10,10%
Молодежь
Старшее поколение
Широкое распространение в общественном мнении либеральной трактовки понятия национальности и национальной самоидентификации вовсе не означает, что