Файл: Практическая работа по дисциплине Региональное управление и территориальное планирование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Институт Экономики и менеджмента
Кафедра «Стратегическое планирование и управления жилищно-коммунальным комплексом»
Практическая работа
по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование»
Выполнил:
ст. гр. ЗГМУ-118
Тришина Т.В.
Принял:
Захаров П.Н.
Владимир 2023 г.
Практическая работа №1. Теоретические основы регионального управления
Тема эссе : Экономическое пространство
Любое государство начинается с общего жизненного пространства, это в конечном счете главная причина формирования народов из разрозненных групп людей. И первый отличительный признак этноса – это единое экономическое пространство. Проживая на общей территории, люди вступают в общественные и экономические отношения, постепенно вырабатывая "правила общежития". Создание общих правил, снятие барьеров внутри объединения и, наоборот, защита от "чужих" участников экономической жизни – это первоначальные побудительные мотивы создания единого экономического пространства государства. Увеличение объемов и интенсивности международной торговли, усиление разделения труда и специализации стали причиной создания региональных общих рынков. Формирование единого экономического пространства происходит во многих субрегионах и целых континентах, например, Европейский союз, НАФТА, МЕРКОСУР, Асеан.
Определение Единое экономическое пространство – это территория или несколько территорий, на которых существуют одинаковые по форме и содержанию правила экономической жизни. На этом пространстве действует общая валюта, единые юридические нормы, общая система экономических отношений, общий рынок со свободным перемещением товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. На таких
территориях работают единые органы власти, фискальные органы и система экономической безопасности. В общее пространство входит и воздушная и морская части территории. Границы экономического пространства могут быть формальными, например, административными, государственными, и неформальными – это зоны влияния, обслуживания, тяготения. Сейчас под единым экономическим пространством чаще понимают интеграционные объединения, которые находятся на различных стадиях развития. И, соответственно, в разной степени подходят под данное определение. Для интеграционных объединений единое экономическое пространство – это прежде всего свобода перемещения товаров и услуг, капитала и человеческого ресурса. Далее в процессе развития достигаются остальные признаки.
Цель Создание единого экономического пространства, которое может формироваться стихийно или осознанно, необходимо для обеспечения условий комфортного проживания и ведения экономической жизни, а в более долгосрочной перспективе – для интенсификации связей с внешним миром. Более развернуто цели организации единого экономического пространства это:
-
обеспечение условий эффективного и свободного общего рынка товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов; -
стабильное развитие институциональной инфраструктуры, обеспечение структурной перестройки экономики; -
проведение общей фискальной, денежно-кредитной, промышленной, торговой и экономической политики; -
организация единой транспортной, энергетической и информационной системы.
Что входит в пространство?
Главная Новости и общество Экономика Единое экономическое пространство - это... Определение понятия, основные признаки, факторы и процессы Обсудить Редактировать статью 0 Любое государство начинается с общего жизненного пространства, это в конечном счете главная причина формирования народов из разрозненных групп людей. И первый отличительный признак этноса – это единое экономическое пространство. Проживая на общей территории, люди вступают в общественные и экономические отношения, постепенно вырабатывая "правила общежития". Создание общих правил, снятие барьеров внутри объединения и, наоборот, защита от "чужих" участников экономической жизни – это первоначальные побудительные мотивы создания единого экономического пространства государства. Увеличение объемов и интенсивности международной торговли, усиление разделения труда и специализации стали причиной создания региональных общих рынков. Формирование единого экономического пространства происходит во многих субрегионах и целых континентах, например, Европейский союз, НАФТА, МЕРКОСУР, Асеан. Определение Единое экономическое пространство – это территория или несколько территорий, на которых существуют одинаковые по форме и содержанию правила экономической жизни. На этом пространстве действует общая валюта, единые юридические нормы, общая система экономических отношений, общий рынок со свободным перемещением товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. На таких территориях работают единые органы власти, фискальные органы и система экономической безопасности. В общее пространство входит и воздушная и морская части территории. Границы экономического пространства могут быть формальными, например, административными, государственными, и неформальными – это зоны влияния, обслуживания, тяготения. Сейчас под единым экономическим пространством чаще понимают интеграционные объединения, которые находятся на различных стадиях развития. И, соответственно, в разной степени подходят под данное определение. Для интеграционных объединений единое экономическое пространство – это прежде всего свобода перемещения товаров и услуг, капитала и человеческого ресурса. Далее в процессе развития достигаются остальные признаки. Цель Создание единого экономического пространства, которое может формироваться стихийно или осознанно, необходимо для обеспечения условий комфортного проживания и ведения экономической жизни, а в более долгосрочной перспективе – для интенсификации связей с внешним миром. Более развернуто цели организации единого экономического пространства это: обеспечение условий эффективного и свободного общего рынка товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов; стабильное развитие институциональной инфраструктуры, обеспечение структурной перестройки экономики; проведение общей фискальной, денежно-кредитной, промышленной, торговой и экономической политики; организация единой транспортной, энергетической и информационной системы. Что входит в пространство? Единое экономическое пространство – это не только территория страны (или группы стран), но и включает ее морскую акваторию и аэротерриторию. Территория – это ограниченная часть поверхности Земли, с определенной площадью, на которой располагаются объекты, в том числе населенные пункты, промышленность, энергетические, сельскохозяйственные предприятия и другие объекты, связанные между собой транспортной и инженерной инфраструктурой. Необходимо отметить, что все больше используется подземная часть территории, например, метро, супермаркеты, прокладка коммуникаций. Экономическая морская акватория страны включает территориальные воды, исключительную экономическую зону, где
страна имеет права на судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых. В воздухе над территорией тоже осуществляется экономическая деятельность, например, национальные права на деятельность воздушного транспорта, мобильная связь.
Основные признаки
Страны, организуя свое пространство, могут входить и в более широкие общие рынки, при этом степень развития может быть самой разной. Тем не менее, можно выделить некоторые общие признаки единого экономического пространства:
-
единые институты управления и цели национального развития (стратегическое целеполагание), общая система ценностей; -
национальная система поддержания экономической целостности, стабильности и устойчивости исторически сложившегося пространства; -
целостное национальное воспроизводство, страна должна иметь возможность развиваться, опираясь на собственные экономические возможности; -
оптимальное размещение внутри единого пространства производительных сил и развитые хозяйственные связи; -
большая мобильность и отсутствие барьеров для движения ресурсов, финансовых, трудовых, товарных; -
наличие специфических экономических отношений и форм, которые складываются из-за особенностей пространства, в том числе географических, геополитических, природных; -
общая экономическая безопасность и взаимодействие с другими пространствами.
Признаки национального единого экономического пространства формируются под воздействием предпосылок:
-
объективных – таких, как существующий уровень развития производительных сил; -
субъективных , национально-специфических, в том числе природных, географических, геополитических.
Практическая работа №2. Функциональные региональные политики на примере Владимирской области.
Тема эссе: Туристическая политика региона
Владимирская область - один из самых популярных туристских центров России: здесь сосредоточены уникальные памятники архитектуры русского белокаменного и деревянного зодчества, известные на весь мир. Среди них - Золотые Ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, Спасо-Евфимисв монастырь и Кремль в Суздале, Борисоглебская церковь в Кидекше, церковь Покрова-на-Нерли в Боголюбове, Георгиевский собор в Юрьев-Польском и т.д.
Важным фактором для развития туризма является наличие транспортных путей, между Владимирской областью и другими регионам России, близость к Москве и Московской области и пунктам международного сообщения (аэропортам, ж/д вокзалам).
Объем услуг в туризме в регионе составляет около 3,5 млрд. руб. в год* и ежегодно растет на 5-10 процентов в основном благодаря расширению рынка услуг за счет инвесторов, вкладывающих средства в строительство новых инфраструктурных объектов.
Число туристов и экскурсантов в 2011 и 2012 годах в области составило 1,7 миллиона человек, в советские годы этот показатель был выше — 1,9 миллиона человек. В 2013 году в туристской отрасли наблюдалась положительная динамика развития во многом благодаря большому количеству имиджевых мероприятий, проведенных с участием Министерства культуры РФ и Ростуризма.
Основной поток туристов составляют россияне, жители близлежащих городов: Москва, Иваново, Вологда, Тверь, Кострома. В свою очередь основная масса иностранных туристов приходится на граждан СНГ и Германии.
Владимирская область входит в состав разработанного несколько десятилетий назад туристского маршрута «Золотое кольцо России». Результатом брендирования территорий, которым в условиях возрастающей конкуренции пытаются привлечь большее количество туристов, являются известные во всем мире города Владимир, Суздаль, Боголюбово. Основные туристские потоки проходят именно через эти пункты, минуя другие территории Владимирской области, обладающие не меньшим культурно-познавательным ресурсом Такая исторически сложившаяся ситуация объективно затрудняет процесс интеграции объектов туризма муниципальных образований в региональную туристскую систему, тем самым не позволяя использовать в полном объеме туристский потенциал области. А он огромен и уникален[2].
В 2011 году был зарегистрирован товарный знак «Малое Золотое кольцо»
В 2013 году на туристском рынке области работало более 200 туристских фирм, в том числе 48 туроператоров. Дальнейшее развитие получила туристская инфраструктура области: открылись новые гостиницы в Александрове, Владимире, Суздале, Муроме, Петушинском, Киржачском районах. Номерной фонд увеличился на 696 мест, и в настоящее время база средств размещения области насчитывает 11538 мест[4] .
На 2014-2017 гг. намечено строительство многофункционального рекреационно-туристского комплекса в Александровском районе Владимирской области, который будет включать современную гостиницу на семь тысяч мест, парки, крытый развлекательный центр, зоны питания, торговую инфраструктуру. В результате будет создано 1000 рабочих мест, стоимость проекта составит 3000 млн. руб.А
Местные власти поддерживают развитие туристской отрасли региона. С 1997 года в рамках программ развития туризма выделяются средства
из областного бюджета. С 2013 года во Владимирской области начала действовать ведомственная целевая программа «Поддержка развития внутреннего и въездного туризма» (2013-2015гг.) «Малое Золотое кольцо»1 с бюджетом 6,6 млн. руб. в год. По сравнению с рядом областей, где средства на туризм выделяются сотнями миллионов, это, конечно, немного.
Создание туристского имиджа региона - одно из важнейших направлений деятельности региональных структур управления. Производится рекламно-полиграфическая продукция и распространяется на выставках, презентациях, воркшопах. Ежегодно организуется участие в международных выставках, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах. Совсем недавно Владимирский округ выиграл торги по размещению своих билбордов на улицах Москвы. Около 300 билбордов с рекламой туристских возможностей региона появились в столице в ноябре 2013 года. Также активно проводятся рекламно информационные туры и публикуются статьи и очерки в профессиональных центральных СМИ («Отдых в России», «Корпоративные услуги», «Турбизнес» и др.), В 2013 году, по объектам зимнего отдыха, было проведено 2 показательных тура для московских туроператоров и журналистов.
В 2013 году в Париже в Российском посольстве проходила презентация Владимирской области, в том числе и её туристских возможностей, а в ноябре 2014 года представители туристского бизнеса области продвигали свои проекты на Шанхайском бизнес-форуме по инвестициям в туризм.
С 2015 года запланировано включение Владимирской области в федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма в России. Сейчас оформляется проектно-сметная документация региональных проектов, претендующих на участие в программе, закладываются средства в региональном бюджете для софинансирования мероприятий по их реализации2.
Уникальные памятники, многие из которых датируются еще XII веком, казалось бы, должны привлекать массу путешественников. Но пока специалисты с сожалением отмечают, что туристический приток в регион значительно меньше, чем мог бы быть. Причин тому несколько. В числе основных - это высокие цены в сезон (за эти же деньги можно отдохнуть за границей) и отсутствие комфорта.
В 2011 году был введён новый порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения. По новым правилам классификацию в регионе прошли лишь 4 гостиницы: «Русская деревня» 3* во Владимире, отель «Кремлевский» 4*, Арт-отель «Николаевский посад» 3*, «Пушкарская слобода» 3* и 4* - в Суздале.