Файл: Практическая работа по дисциплине Региональное управление и территориальное планирование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, и совместных с Федерацией предметов ведения.
Региональная система управления строится на тех же демократических принципах, что и федеральная система. Ядро регионального управления составляет региональный парламент, который реализует законотворческую функцию по предметам ведения регионов. Исполнительная власть на региональных территориях реализуется администрациями или правительствами, а также органами отраслевой компетенции, входящими в систему региональной исполнительной власти.
Принципы регионального управления
Региональное управление как целенаправленная деятельность по упорядочению общественных отношений для обеспечения прав личности и социально-экономического развития региональной территории осуществляется на основе следующих принципов:
децентрализация. Этот принцип регионального управления предполагает, что принятие управленческих решений по предметам ведения регионов осуществляется региональной системой управления. Иными словами, организация регионального управления предполагает ограничение власти центральных органов для наиболее эффективной реализации функций публичного управления на уровне регионов с учетом их специфики; партнерство. Как и федеральная система управления, региональное управление сегодня стремится к использованию моделей государственно-частного и трехстороннего партнерства с представителями бизнеса, некоммерческими организациями для совместного решения социально-экономических задач;
субсидиарность. Названный принцип предполагает, что региональное управление перераспределяет финансовые ресурсы для обеспечения минимальных стандартов благосостояния населения регионов, а также обеспечения региональных бюджетных обязательств;
адаптивность. Названный принцип публичного управления предполагает, что система региональной власти меняет свою функциональную и организационную структуру исходя из конкретных условий внешней и внутренней среды, а также стратегических и оперативных целей и задач социально-экономического развития и др.
Цели регионального управления
В качестве основной цели осуществления регионального управления следует назвать обеспечение социально-экономического развития региональной территории и обеспечение благосостояния регионального населения.
В условиях современной российской действительности названная цель трансформируется в следующую систему подцелей:
обеспечение перехода региональной экономики к инновационной модели хозяйствования и, как следствие, повышение конкурентоспособности региональной экономики на внутреннем и мировом рынках;
выявление и развитие на региональной территории точек экономического роста и, как следствие, преодоление дифференциации в социально-экономическом положении региональных территорий;
обеспечение благоприятного инвестиционного климата региональной территории за счет повышения прозрачности и открытости системы публичного управления, формирования налоговых, финансовых, организационных и иных стимулов для размещения капитала в региональной экономике;
обеспечение занятости регионального трудоспособного населения;
преодоление диспропорций в уровне благосостояния населения региональных территорий;
повышение доступности для регионального населения услуг социальной сферы, в том числе в области спорта и физической культуры, медицинского обеспечения, образования; эффективное управление демографической ситуации за счет повышения благосостояния населения и повышения качества медицинского обеспечения, поддержки молодых семей и молодых специалистов и др.
Методы регионального управления
Методы реализации функций и задач публичного управления на региональном уровне включают в себя:
правовые методы, которые предполагают разработку и принятие нормативно-правовых актов по вопросам ведения органами регионального управления;
экономические методы управления. Эти методы предполагают реализацию системы мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в развитии инновационного бизнеса;
организационные методы управления предполагают реализацию управленческих функций внутри системы регионального управления для ее оптимизации и повышения эффективности ее функционирования.
Практическая работа №5. Показатели эффективности регионального управления на примере Владимирской области.
Тема эссе: Анализ социально-экономического развития Владимирской области.
Владимирская область расположена на востоке Центрального федерального округа. Территория области составляет 29,1 тыс. кв. километров. Численность населения - 1442 тыс. человек, областной центр - г. Владимир с населением 339,8 тыс. человек.
Область обеспечена земельными, водными и лесными ресурсами, располагает развитой сетью железных и автомобильных дорог.
В 2010 - 2020 годах во Владимирской области ожидается сокращение численности населения до 1336,9 тыс. человек - естественная убыль населения будет частично компенсирована миграционным приростом, который за этот период составит 15,9 тыс. человек.
В структуре валового регионального продукта области сельское хозяйство составляет 7,9 процента, промышленность - 39,3 процента, строительство - 4,7 процента, транспорт - 9,2 процента, рыночные услуги - 22,6 процента, нерыночные услуги - 16,3 процента.
Доля промышленности в общем обороте организаций по видам экономической деятельности области составляет 39,9 процента.
В структуре отгруженной продукции обрабатывающих производств наибольший удельный вес имеет производство пищевых продуктов, включая напитки (33 процента), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (12,2 процента), машин и оборудования (12 процентов), прочих неметаллических минеральных продуктов (10 процентов), а также металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (5 процентов).
Основными видами производства являются металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования (краны мостовые электрические однобалочные, конвейеры ленточные стационарные, оборудование для сельского и лесного хозяйства, стиральные машины, холодильники бытовые, продукция специального назначения, электрооборудование, электронное и оптическое оборудование).
Основные центры машиностроения размещены в гг. Владимире, Коврове и Муроме. Более динамичному развитию области мешают проблемы теплоснабжения г. Владимира и области в целом.
В агропромышленном комплексе Владимирской области в 2009 году в условиях финансово-экономического кризиса удалось сохранить положительную динамику развития. Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по сравнению с 2008 годом увеличился на 12,1 процента, в том числе по растениеводству - на 25,3 процента, животноводству - на 0,7 процента.
Основными направлениями развития экономики Владимирской области являются следующие:
реализация инвестиционного проекта по развитию крупной кондитерской фабрики, увеличение производственных мощностей и расширение ассортимента выпускаемой продукции;
строительство на территории Вязниковского района индустриального парка "Технопарк "Вязники";
строительство на территории Собинского района фармзоны "Парацельс". В рамках реализации этого проекта планируется консолидация предприятий, занятых в сфере выпуска медицинских и ветеринарных препаратов, медицинского оборудования;
реализация проекта по строительству технопарка "Александрова слобода" в юго-западной промышленной зоне г. Александрова с участием иностранных партнеров;
реализация проектов по созданию массового производства дисплеев и осветительных панелей на основе органических наноструктур в зоне опережающего развития технопарка "Автоприбор" в г. Владимире на реконструированных площадях, создание совместных предприятий с рядом иностранных компаний из Германии, США, Италии и других стран;
размещение художественных мастерских, предприятий по производству изделий из стекла и хрусталя, музея хрусталя им. Мальцова и туристических фирм в технопарковой зоне "Стеклоград" в г. Гусь-Хрустальном;
организация промышленного парка в индустриальной зоне на базе ведущего многопрофильного производителя изделий высокоточного приборо- и машиностроения в г. Владимире, целью которого является развитие инновационного предпринимательства, размещение предприятий по производству автокомпонентов, инструментальному и станкопроизводству, что послужит базой для освоения производства новой конкурентоспособной наукоемкой продукции;
комплексное освоение Добрятинского и Георгиевского месторождений карбонатных пород на территории промзоны "Добрятино" в г. Гусь-Хрустальном, а также строительство завода по производству цемента мощностью 2 млн. тонн в год.
Практическая работа №6. Сведения о территориальном планировании Владимирской области.
Тема эссе: Правовой статус Российской Федерации и ее субъектов
Правовой статус субъектов Российской Федерации и их виды
Российская Федерация является федеративным государством, которое было создано с учетом воли её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ.
Состав субъектов, входящих в Российскую Федерацию, закреплен в Конституции РФ.
На основании положений Конституции РФ и федеральных законов субъектам РФ разрешено принятий конституций и уставов, законов и иных нормативных актов.
На основе принципа верховенства Конституции установленные ею предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения субъектов РФ не могут быть переданы, исключены или перераспределены на основании конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ.
Равноправие субъектов РФ проявляется в том, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, состоящего из высших должностных лиц всех субъектов РФ.
Равноправие субъектов РФ заключается также и в том, что для них определены предметы общего ведения. Субъекты РФ не вмешиваются в компетенцию федеральных органов государственной власти, созданных с участием многонационального российского народа и всех субъектов РФ. Органы государственной власти РФ и субъекты РФ в вопросах совместного ведения осуществляют правовое регулирование и управление. При этом стоит сказать, что пока субъекты РФ не приняли законы, им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование. После того, как соответствующий федеральный закон будет принят, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в полное соответствие с действующим федеральным законом в течение 2 месяцев. По вопросам, которые не входят в пределы ведения РФ и не являются предметом совместного ведения, субъекты РФ вправе самостоятельно осуществлять государственную власть.
Субъекты Федерации характеризуются собственной правовой системой, состоящей из конституций, уставов, законов и подзаконных актов. Правовая система субъектов РФ представлена собственным конституционным правом, которое является единым с конституционным правом РФ и составляет его федеративный аспект. Субъекты РФ самостоятельно принимают свои правовые акты, но главным требованием является их полное соответствие Конституции РФ и федеральным законам.
Конституции республик и уставы субъектов РФ по своей юридической силе равнозначны.
Региональная система управления строится на тех же демократических принципах, что и федеральная система. Ядро регионального управления составляет региональный парламент, который реализует законотворческую функцию по предметам ведения регионов. Исполнительная власть на региональных территориях реализуется администрациями или правительствами, а также органами отраслевой компетенции, входящими в систему региональной исполнительной власти.
Принципы регионального управления
Региональное управление как целенаправленная деятельность по упорядочению общественных отношений для обеспечения прав личности и социально-экономического развития региональной территории осуществляется на основе следующих принципов:
децентрализация. Этот принцип регионального управления предполагает, что принятие управленческих решений по предметам ведения регионов осуществляется региональной системой управления. Иными словами, организация регионального управления предполагает ограничение власти центральных органов для наиболее эффективной реализации функций публичного управления на уровне регионов с учетом их специфики; партнерство. Как и федеральная система управления, региональное управление сегодня стремится к использованию моделей государственно-частного и трехстороннего партнерства с представителями бизнеса, некоммерческими организациями для совместного решения социально-экономических задач;
субсидиарность. Названный принцип предполагает, что региональное управление перераспределяет финансовые ресурсы для обеспечения минимальных стандартов благосостояния населения регионов, а также обеспечения региональных бюджетных обязательств;
адаптивность. Названный принцип публичного управления предполагает, что система региональной власти меняет свою функциональную и организационную структуру исходя из конкретных условий внешней и внутренней среды, а также стратегических и оперативных целей и задач социально-экономического развития и др.
Цели регионального управления
В качестве основной цели осуществления регионального управления следует назвать обеспечение социально-экономического развития региональной территории и обеспечение благосостояния регионального населения.
В условиях современной российской действительности названная цель трансформируется в следующую систему подцелей:
обеспечение перехода региональной экономики к инновационной модели хозяйствования и, как следствие, повышение конкурентоспособности региональной экономики на внутреннем и мировом рынках;
выявление и развитие на региональной территории точек экономического роста и, как следствие, преодоление дифференциации в социально-экономическом положении региональных территорий;
обеспечение благоприятного инвестиционного климата региональной территории за счет повышения прозрачности и открытости системы публичного управления, формирования налоговых, финансовых, организационных и иных стимулов для размещения капитала в региональной экономике;
обеспечение занятости регионального трудоспособного населения;
преодоление диспропорций в уровне благосостояния населения региональных территорий;
повышение доступности для регионального населения услуг социальной сферы, в том числе в области спорта и физической культуры, медицинского обеспечения, образования; эффективное управление демографической ситуации за счет повышения благосостояния населения и повышения качества медицинского обеспечения, поддержки молодых семей и молодых специалистов и др.
Методы регионального управления
Методы реализации функций и задач публичного управления на региональном уровне включают в себя:
правовые методы, которые предполагают разработку и принятие нормативно-правовых актов по вопросам ведения органами регионального управления;
экономические методы управления. Эти методы предполагают реализацию системы мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в развитии инновационного бизнеса;
организационные методы управления предполагают реализацию управленческих функций внутри системы регионального управления для ее оптимизации и повышения эффективности ее функционирования.
Практическая работа №5. Показатели эффективности регионального управления на примере Владимирской области.
Тема эссе: Анализ социально-экономического развития Владимирской области.
Владимирская область расположена на востоке Центрального федерального округа. Территория области составляет 29,1 тыс. кв. километров. Численность населения - 1442 тыс. человек, областной центр - г. Владимир с населением 339,8 тыс. человек.
Область обеспечена земельными, водными и лесными ресурсами, располагает развитой сетью железных и автомобильных дорог.
В 2010 - 2020 годах во Владимирской области ожидается сокращение численности населения до 1336,9 тыс. человек - естественная убыль населения будет частично компенсирована миграционным приростом, который за этот период составит 15,9 тыс. человек.
В структуре валового регионального продукта области сельское хозяйство составляет 7,9 процента, промышленность - 39,3 процента, строительство - 4,7 процента, транспорт - 9,2 процента, рыночные услуги - 22,6 процента, нерыночные услуги - 16,3 процента.
Доля промышленности в общем обороте организаций по видам экономической деятельности области составляет 39,9 процента.
В структуре отгруженной продукции обрабатывающих производств наибольший удельный вес имеет производство пищевых продуктов, включая напитки (33 процента), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (12,2 процента), машин и оборудования (12 процентов), прочих неметаллических минеральных продуктов (10 процентов), а также металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (5 процентов).
Основными видами производства являются металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования (краны мостовые электрические однобалочные, конвейеры ленточные стационарные, оборудование для сельского и лесного хозяйства, стиральные машины, холодильники бытовые, продукция специального назначения, электрооборудование, электронное и оптическое оборудование).
Основные центры машиностроения размещены в гг. Владимире, Коврове и Муроме. Более динамичному развитию области мешают проблемы теплоснабжения г. Владимира и области в целом.
В агропромышленном комплексе Владимирской области в 2009 году в условиях финансово-экономического кризиса удалось сохранить положительную динамику развития. Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по сравнению с 2008 годом увеличился на 12,1 процента, в том числе по растениеводству - на 25,3 процента, животноводству - на 0,7 процента.
Основными направлениями развития экономики Владимирской области являются следующие:
реализация инвестиционного проекта по развитию крупной кондитерской фабрики, увеличение производственных мощностей и расширение ассортимента выпускаемой продукции;
строительство на территории Вязниковского района индустриального парка "Технопарк "Вязники";
строительство на территории Собинского района фармзоны "Парацельс". В рамках реализации этого проекта планируется консолидация предприятий, занятых в сфере выпуска медицинских и ветеринарных препаратов, медицинского оборудования;
реализация проекта по строительству технопарка "Александрова слобода" в юго-западной промышленной зоне г. Александрова с участием иностранных партнеров;
реализация проектов по созданию массового производства дисплеев и осветительных панелей на основе органических наноструктур в зоне опережающего развития технопарка "Автоприбор" в г. Владимире на реконструированных площадях, создание совместных предприятий с рядом иностранных компаний из Германии, США, Италии и других стран;
размещение художественных мастерских, предприятий по производству изделий из стекла и хрусталя, музея хрусталя им. Мальцова и туристических фирм в технопарковой зоне "Стеклоград" в г. Гусь-Хрустальном;
организация промышленного парка в индустриальной зоне на базе ведущего многопрофильного производителя изделий высокоточного приборо- и машиностроения в г. Владимире, целью которого является развитие инновационного предпринимательства, размещение предприятий по производству автокомпонентов, инструментальному и станкопроизводству, что послужит базой для освоения производства новой конкурентоспособной наукоемкой продукции;
комплексное освоение Добрятинского и Георгиевского месторождений карбонатных пород на территории промзоны "Добрятино" в г. Гусь-Хрустальном, а также строительство завода по производству цемента мощностью 2 млн. тонн в год.
Практическая работа №6. Сведения о территориальном планировании Владимирской области.
Тема эссе: Правовой статус Российской Федерации и ее субъектов
Правовой статус субъектов Российской Федерации и их виды
Российская Федерация является федеративным государством, которое было создано с учетом воли её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ.
Состав субъектов, входящих в Российскую Федерацию, закреплен в Конституции РФ.
На основании положений Конституции РФ и федеральных законов субъектам РФ разрешено принятий конституций и уставов, законов и иных нормативных актов.
На основе принципа верховенства Конституции установленные ею предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения субъектов РФ не могут быть переданы, исключены или перераспределены на основании конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ.
Равноправие субъектов РФ проявляется в том, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, состоящего из высших должностных лиц всех субъектов РФ.
Равноправие субъектов РФ заключается также и в том, что для них определены предметы общего ведения. Субъекты РФ не вмешиваются в компетенцию федеральных органов государственной власти, созданных с участием многонационального российского народа и всех субъектов РФ. Органы государственной власти РФ и субъекты РФ в вопросах совместного ведения осуществляют правовое регулирование и управление. При этом стоит сказать, что пока субъекты РФ не приняли законы, им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование. После того, как соответствующий федеральный закон будет принят, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в полное соответствие с действующим федеральным законом в течение 2 месяцев. По вопросам, которые не входят в пределы ведения РФ и не являются предметом совместного ведения, субъекты РФ вправе самостоятельно осуществлять государственную власть.
Субъекты Федерации характеризуются собственной правовой системой, состоящей из конституций, уставов, законов и подзаконных актов. Правовая система субъектов РФ представлена собственным конституционным правом, которое является единым с конституционным правом РФ и составляет его федеративный аспект. Субъекты РФ самостоятельно принимают свои правовые акты, но главным требованием является их полное соответствие Конституции РФ и федеральным законам.
Конституции республик и уставы субъектов РФ по своей юридической силе равнозначны.