Файл: Доклада Реализация программы Формирование гибких навыков через проектную деятельность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема моего доклада: Реализация программы «Формирование гибких навыков через проектную деятельность» в начальной школе
В современном мире требования к образованию кардинально меняются, преимущество получат те люди, которые умеют комбинировать знания из разных отраслей науки. И конкурентное преимущество получат люди, которые обладают soft skills. Сейчас на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде Такое мнение высказал президент РФ Владимир Владимирович Путин на сессии Всемирного фестиваля молодежи и студентов, посвященной образу будущего.
Какие именно навыки, столь актуальные сегодня, подходят под понятие soft skills?
Прежде всего, это коммуникативные навыки. Они представлены умением человека правильно взаимодействовать с окружающими, общаться, доносить свою мысль, договариваться.
Большая роль отведена умению критически мыслить, а именно: оценивать, анализировать, интерпретировать полученную информацию с критической точки зрения.
Креативность играет не меньшую роль в формировании soft skills. Нестандартное мышление, умение гибко реагировать на происходящие изменения – вот характеристики креативного человека.
Координация – способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач. Без этого компонента сложно представить успешного человека в условиях современного мира.
Осознавая необходимость приобретения социальных навыков у подрастающего поколения, современные школы активно вводят практику по формированию и развитию гибких навыков у сегодняшних школьников.
Занятия дополнительного образования становятся отличной площадкой для формирования и развития гибких навыков.
Хочу поделиться опытом применения проектного метода на занятиях дополнительного образования. Я занимаюсь по программе «Формирование гибких навыков (soft skills) через проектную деятельность», основной возраст обучающихся моей группы 7 – 8 лет.
Проектная деятельность способствует тому, что обучающиеся активно проявляют себя в системе общественных отношений и формирует в ребенке социально – активную позицию. Данный вид деятельности позволяет приобрести навыки планирования и организации собственной деятельности, развить индивидуальные способности.
На занятиях обучающиеся работают с краткосрочными (на несколько занятий).
I этап «Планирование».
1.1 Выбор темы и определение сущности проекта
На этапе «планирование» происходит мозговой штурм в группе и накопление «банка идей». Затем, из банка идей, выбирается одна или несколько, которые будут реализованы в последующих проектах.
В «банке идей», в течение учебного года были «День учителя», «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День космонавтики» и др.
Обучающиеся самостоятельно определяют, чего они хотят добиться в процессе выполнения проекта. Важно вовлечь всех детей в обсуждение, так как изначальная инвестиция идеями повлечет за собой дальнейший интерес к их осуществлению без потери энтузиазма на полпути. Чем больше идей внесёт каждый участник, тем больше будет его мотивация довести проект до конца.
Например, по проекту, посвящённому «Дню космонавтики» были следующие предложения:
- запустить самодельную ракету в небо;
- рассказать о первом космонавте;
- изготовить мини-ракеты.
В связи с чем, обучающиеся разделились на три группы:
1 группа должна подготовить и реализовать запуск ракет.
2 группа - подготовить сообщение на тему «Юрий Алексеевич Гагарин. Первый полёт в космос» и представить его обучающимся школы.
3 группа - изготавливает ракеты – игрушки для обучающихся дошкольной группы и 1 класса.
1.2 Определение целевой аудитории
Обучающиеся определяют значимую аудиторию, на которую будет ориентирован проект. Это могут быть родители, другие учащиеся, жители села и др.
1.3 Определение способа оценивания продукта целевой аудиторией
Так как большая часть наших проектов носит творческий характер, то оценкой проделанной работы может служить одобрение со стороны сверстников, родителей, жителей села в зависимости от целевой аудитории. Для этого мы создаём экспертную группу, которая разрабатывает анкеты для опроса и пожеланий.
1.4 Планирование этапов выполнения проекта.
Обучающиеся решают, что предстоит сделать, чтобы реализовать задумку. Составляют план работы и распределяют обязанности.
1.5 Определение ресурсов.
В процессе группового обсуждения, обучающиеся определяют имеющиеся и недостающие ресурсы, и объем работ по восполнению их недостатка.
1.6 Определение сроков.
Обучающиеся осмысливают время, оценивают свои силы и возможности, анализируют факторы риска, и разрабатывают превентивные меры.
Важно, чтобы обучающиеся прописывали структуру проекта и видели четкий логический механизм реализации. Можно ограничиться списком действий на листочке, а можно организовать работу на компьютере, где ответственный должен будет заполнить таблицу поручений.
II этап «Реализация проекта»
После выполнения вышеперечисленных действий, обучающиеся приступали непосредственно к выполнению работ, определенных на этапе планирования.
Вашему внимаю представляю видеоролик о ходе работы над проектом, посвящённым «Дню космонавтики»
III этап «Подведение итогов»
По завершению работы над каждым проектом обучающиеся в качестве самооценки своей деятельности используют карту «Мои достижения». В ней ребенок оценивает свою работу с помощью следующих критериев:
- самостоятельность (от 1 до 5);
- сложность (оценивается личный вклад);
- моя защита (на сколько заинтересовал слушателей, эмоциональность, использование терминов, чтение или рассказ проекта, ответы на вопросы во время презентации. Если проект был групповой, то оценивается защита своей идеи в момент определения его сущности);
- применение (как, где можно использовать данный продукт).
Оценка уровня сформированности гибких навыков у обучающихся отслеживается ежемесячно учителем в соответствии со следующими критериями:
Коммуникация |
|
Кооперация |
|
Креативность |
|
Критическое мышление |
|
Подводя итог, хочу отметить, что на занятиях по формированию гибких навыков через проектную деятельность, обучающиеся получают возможность научиться:
-
устанавливать контакт и организовывать диалог с людьми; -
понятно, убедительно говорить, писать; -
презентовать (себя, продукт и т.д.); -
слушать и слышать;
-
гибко переключаться между ролями (значит уметь и руководить, и подчиняться, и быть на равных в зависимости от ситуации); -
устанавливать связи и позиционировать себя в сообществе; -
работать самостоятельно и в команде; -
управлять конфликтами;
-
управлять своим временем, ресурсами; -
адаптироваться к изменяющимся условиям; -
поддерживать себя в «рабочей форме», самомотивации и т.д.;
-
анализировать и прогнозировать; -
принимать решения; -
мыслить нестандартно; -
искать и создавать ресурсы, информацию, пути выхода; -
распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.
А всё это, ни что иное, как гибкие навыки, которые так необходимы современному человеку.