Файл: Доклада Реализация программы Формирование гибких навыков через проектную деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема моего доклада: Реализация программы «Формирование гибких навыков через проектную деятельность» в начальной школе

В современном мире требования к образованию кардинально меняются, преимущество получат те люди, которые умеют комбинировать знания из разных отраслей науки. И конкурентное преимущество получат люди, которые обладают soft skills. Сейчас на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде Такое мнение высказал президент РФ Владимир Владимирович Путин на сессии Всемирного фестиваля молодежи и студентов, посвященной образу будущего.

Какие именно навыки, столь актуальные сегодня, подходят под понятие soft skills?

Прежде всего, это коммуникативные навыки. Они представлены умением человека правильно взаимодействовать с окружающими, общаться, доносить свою мысль, договариваться.

Большая роль отведена умению критически мыслить, а именно: оценивать, анализировать, интерпретировать полученную информацию с критической точки зрения.

Креативность играет не меньшую роль в формировании soft skills.  Нестандартное мышление, умение гибко реагировать на происходящие изменения – вот характеристики креативного человека.

Координация – способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач. Без этого компонента сложно представить успешного человека в условиях современного мира.

Осознавая необходимость приобретения социальных навыков у  подрастающего поколения, современные школы активно вводят практику по формированию и развитию гибких навыков у сегодняшних школьников.

Занятия дополнительного образования становятся отличной площадкой для формирования и развития гибких навыков.

Хочу поделиться опытом применения проектного метода на занятиях дополнительного образования. Я занимаюсь по программе «Формирование гибких навыков (soft skills) через проектную деятельность», основной возраст обучающихся моей группы 7 – 8 лет.

Проектная деятельность способствует тому, что обучающиеся активно проявляют себя в системе общественных отношений и формирует в ребенке социально – активную позицию. Данный вид деятельности позволяет приобрести навыки планирования и организации собственной деятельности, развить индивидуальные способности.


На занятиях обучающиеся работают с краткосрочными (на несколько занятий).

I этап «Планирование».
1.1 Выбор темы и определение сущности проекта
На этапе «планирование» происходит мозговой штурм в группе и накопление «банка идей». Затем, из банка идей, выбирается одна или несколько, которые будут реализованы в последующих проектах.

В «банке идей», в течение учебного года были «День учителя», «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День космонавтики» и др.

Обучающиеся самостоятельно определяют, чего они хотят добиться в процессе выполнения проекта. Важно вовлечь всех детей в обсуждение, так как изначальная инвестиция идеями повлечет за собой дальнейший интерес к их осуществлению без потери энтузиазма на полпути. Чем больше идей внесёт каждый участник, тем больше будет его мотивация довести проект до конца.

Например, по проекту, посвящённому «Дню космонавтики» были следующие предложения:

- запустить самодельную ракету в небо;

- рассказать о первом космонавте;

- изготовить мини-ракеты.

В связи с чем, обучающиеся разделились на три группы:

1 группа должна подготовить и реализовать запуск ракет.

2 группа - подготовить сообщение на тему «Юрий Алексеевич Гагарин. Первый полёт в космос» и представить его обучающимся школы.

3 группа - изготавливает ракеты – игрушки для обучающихся дошкольной группы и 1 класса.
1.2 Определение целевой аудитории
Обучающиеся определяют значимую аудиторию, на которую будет ориентирован проект. Это могут быть родители, другие учащиеся, жители села и др.

1.3 Определение способа оценивания продукта целевой аудиторией
Так как большая часть наших проектов носит творческий характер, то оценкой проделанной работы может служить одобрение со стороны сверстников, родителей, жителей села в зависимости от целевой аудитории. Для этого мы создаём экспертную группу, которая разрабатывает анкеты для опроса и пожеланий.

1.4 Планирование этапов выполнения проекта.
Обучающиеся решают, что предстоит сделать, чтобы реализовать задумку. Составляют план работы и распределяют обязанности.




1.5 Определение ресурсов.
В процессе группового обсуждения, обучающиеся определяют имеющиеся и недостающие ресурсы, и объем работ по восполнению их недостатка.

1.6 Определение сроков.
Обучающиеся осмысливают время, оценивают свои силы и возможности, анализируют факторы риска, и разрабатывают превентивные меры.

Важно, чтобы обучающиеся прописывали структуру проекта и видели четкий логический механизм реализации. Можно ограничиться списком действий на листочке, а можно организовать работу на компьютере, где ответственный должен будет заполнить таблицу поручений.
II этап «Реализация проекта»
После выполнения вышеперечисленных действий, обучающиеся приступали непосредственно к выполнению работ, определенных на этапе планирования.

Вашему внимаю представляю видеоролик о ходе работы над проектом, посвящённым «Дню космонавтики»
III этап «Подведение итогов»
По завершению работы над каждым проектом обучающиеся в качестве самооценки своей деятельности используют карту «Мои достижения». В ней ребенок оценивает свою работу с помощью следующих критериев:

- самостоятельность (от 1 до 5);

- сложность (оценивается личный вклад);

- моя защита (на сколько заинтересовал слушателей, эмоциональность, использование терминов, чтение или рассказ проекта, ответы на вопросы во время презентации. Если проект был групповой, то оценивается защита своей идеи в момент определения его сущности);

- применение (как, где можно использовать данный продукт).

Оценка уровня сформированности гибких навыков у обучающихся отслеживается ежемесячно учителем в соответствии со следующими критериями:

Коммуникация

  • эмоциональная устойчивость;

  • аргументация собственной позиции;

  • участие в обсуждении проблемы;

  • умение слушать;

  • умение вести дискуссию.

Кооперация

  • участие в распределении ролей в группе;

  • участие в обсуждении хода работы и принятия решений;

  • рациональное распределение времени;

  • умение договариваться при столкновении интересов;

  • активная позиция в поиске решения задач.

Креативность

  • поиск альтернативных вариантов решения;

  • оригинальность предложенных способов решения задач;

  • поиск необходимой информации и выделение ключевой в общем потоке;

  • рефлексия, оценивание процесса и результата работы;

  • способность делать логические умозаключения.

Критическое мышление

  • умение выделять в информации главное;

  • умение обобщать и делать выводы;

  • умение анализировать альтернативные точки зрения.






Подводя итог, хочу отметить, что на занятиях по формированию гибких навыков через проектную деятельность, обучающиеся получают возможность научиться:

  • устанавливать контакт и организовывать диалог с людьми;

  • понятно, убедительно говорить, писать;

  • презентовать (себя, продукт и т.д.);

  • слушать и слышать;

  • гибко переключаться между ролями (значит уметь и руководить, и подчиняться, и быть на равных в зависимости от ситуации);

  • устанавливать связи и позиционировать себя в сообществе;

  • работать самостоятельно и в команде;

  • управлять конфликтами;

  • управлять своим временем, ресурсами;

  • адаптироваться к изменяющимся условиям;

  • поддерживать себя в «рабочей форме», самомотивации и т.д.;

  • анализировать и прогнозировать;

  • принимать решения;

  • мыслить нестандартно;

  • искать и создавать ресурсы, информацию, пути выхода;

  • распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.

А всё это, ни что иное, как гибкие навыки, которые так необходимы современному человеку.