Файл: Охрана окружающей среды и недр при строительстве скважин.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
филиал федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования
«Российский государственный университет нефти и газа
(национальный исследовательский университет)
имени И.М. Губкина» в г. Оренбурге
Отделение | РЭНГМ |
РЕФЕРАТ
по дисциплине | Основы строительства нефтегазовых скважин |
|
на тему | Охрана окружающей среды и недр при строительстве скважин |
| |
|
Студент | Емельянов О.С. | группы | ОРБ-19-01 |
| (фамилия, имя, отчество в дательном падеже) | | (номер группы) |
Преподаватель: | к.т.н. | | доцент | | | | Нигматов Л.Г. |
| (уч.степень) | | (должность) | | (подпись) | | (фамилия, имя, отчество) |
Оренбург 2022 г
Содержание
Введение
1. Недропользование в системе природопользования
2. Современное состояние законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности при пользовании недрами
3. Совершенствование механизма реализации права на благоприятную окружающую среду при недропользовании Заключение Список использованных источников
Введение
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также должен бережно относиться к природным богатствам, которые являются основной устойчивого развития, жизни и деятельности народов Российской Федерации. Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований. Одним из элементов, определяющих правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, Закон РФ «Об охране окружающей среды». Закон РФ «Об охране окружающей среды» определил недра в качестве одного из компонентов природной среды, к которым отнесены также земля, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Обеспечение конституционного права на благоприятную окружающую среду должно составлять основу государственной экологической политики. Вопросы реализации права на благоприятную окружающую среду и защиту населения от вредного воздействия загрязняющих веществ, при захоронении твердых промышленных отходов, включая захоронения радиоактивных веществ при использовании недр как компонента окружающей среды, и являются объектом исследования в настоящем реферате.
1. Недропользование в системе природопользования
Как уже отмечалось выше, законодатель определил недра в качестве одного из компонентов природной среды, к которым отнесены также земля, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир.
Применительно к недропользованию, хозяйственная деятельность всех субъектов правоотношений в соответствии с законодательством должна осуществляться на основе следующих принципов:
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности;
В целях осуществления действенного государственного регулирования отношений, связанных с охраной окружающей среды, законодательство четко разграничило полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, определило органы, осуществляющие государственное управление в этой области, механизмы разграничения полномочий (договоры, соглашения).
Одним из наиболее действенных механизмов государственного регулирования является система методов экономического регулирования. Такими методами являются: установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, проведение экономической оценки природных объектов; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде и т.д. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; загрязнение почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом и другими видами физических воздействий, а также загрязнение недр; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Поскольку полностью устранить отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду невозможно, законодательство устанавливает систему нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, включающую следующие виды нормативов:
- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ;
- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Последние устанавливаются для оценки состояния окружающей среды. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде несут ответственность в соответствии с законодательством.
Основная цель пользования недрами – добыча полезных ископаемых. Она объективно приводит к истощению недр. Поэтому требование закона об охране недр от истощения следует понимать как требование их рационального использования, то есть получения полезных свойств недр с наименьшими потерями, которое возможно обеспечить в условиях современной экономики и технологии. Эта проблема настолько важна, что обычно рассматривается самостоятельно как законодательное требование обеспечения рационального использования и охраны недр.
Вред окружающей среде следует рассматривать как негативное изменения в состоянии окружающей среды, вызванные деятельностью человека в результате загрязнения, повреждения, разрушения экологических систем природы, создающие реальную угрозу здоровью человека, растительному и животному миру, материальным ценностям.
Различают правомерный и неправомерный вред окружающей среде. Правомерный вред допустим при наличии лицензии на его причинение в результате хозяйственной деятельности. Неправомерный вред окружающей среде возникает в результате правонарушений.
Возмещение вреда — институт гражданского права, представляющий собой комплекс технологических, экономических и организационно-правовых мер, направленных на устранение имущественного ущерба, возникшего в результате причиненного вреда. Вред возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Компенсация вреда окружающей среде осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
2. Современное состояние законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности при пользовании недрами
Одной из основных проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами является загрязнение земель в результате воздействия промышленных выбросов вредных веществ в результате хозяйственной деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса, загрязнение и захламление земель промышленными и бытовыми отходами, химическими веществами, водная и ветровая эрозия, опустынивание, переувлажнение и заболачивание.
Согласно данным Государственного (национального) доклада «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2013 году» общая площадь земельных участков, предоставленных предприятиям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, для разработки полезных ископаемых составила 1,6 млн. га, при этом площадь нарушенных земель, т.е. земель, утративших свою хозяйственную ценность или являющихся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности составила 989,4 тыс. га.
Учитывая тот факт, что на ближайшие десятилетия полезные ископаемые будут оставаться доминирующими энергоносителями, особое значение на современном этапе приобретают вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, что, в свою очередь, обуславливает необходимость разработки концептуальных положений, направленных на совершенствование правового регулирования отношений в данной сфере.