Файл: Охрана окружающей среды и недр при строительстве скважин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Современное законодательство в области охраны окружающей сре­ды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами представлено большим количеством нормативных правовых и инструктив­но-методических актов, в частности, специальные требования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами содержатся в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395–I «О недрах», Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116–ФЗ «О промышленной безопасности опасных производст­венных объектов», помимо этого, отдельные требования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, которые также должны соблюдаться предприятиями топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, установлены рядом иных нормативных правовых актов, в частности, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Феде­ральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воз­духа», Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Феде­ральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», одна­ко требования, закрепленные в названных нормативных правовых актах, в большинстве случаев являются общими, декларативными и неконкретизированными применительно к специфике пользования недрами.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отноше­ния в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осу­ществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории Российской Федерации, а так­же на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 46 которого установлены требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и экс­плуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов перера­ботки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки. Исходя из анализа содержания данной статьи, следует отметить, что требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов пе­реработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продук­тов их переработки прописаны достаточно декларативно, вместе с тем, учитывая тот факт, что основная цель данного закона – обеспечить интег­рированный подход к регулированию отношений в области охраны окружающей среды от негативного воздействия в целом, на наш взгляд, кон­кретизировать эколого-правовые требования к пользователям недр в дан­ной статье представляется нецелесообразным, вследствие того, что данные требования должны содержаться в специальных нормативных правовых актах экологического законодательства.


Одним из таких специальных нормативных правовых актов являет­ся Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно Приложе­нию № 1 к данному закону объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях относятся к категории опасных производственных объектов, вследствие чего пользователи недр обязаны соблюдать требования, уста­новленные данным законом, к основным из которых следует отнести: ли­цензирование деятельности по эксплуатации отдельных видов опасных производственных объектов (в частности, эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, химически опасных производствен­ных объектов, хранения и применения взрывчатых материалов промыш­ленного назначения, а также деятельности по проведению экспертизы про­мышленной безопасности до дня вступления в силу технических регламен­тов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности), соблюдение требований промышленной безопасности, предъявляемые к проектированию, строительству, реконструкции, капи­тальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению, техническому пе­ревооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, требований, предъявляемых к техническим устройствам, приме­няемым на опасном производственном объекте, требований по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, требований по разработке декларации про­мышленной безопасности, требований об обязательном страховании ответ­ственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и иных требований, установленных данным законом и принятыми в его реализацию нормативными правовыми и инструктивно-методическими актами в области обеспечения промышленной безопасно­сти опасных производственных объектов.

Из специальных нормативных правовых актов, устанавливающих экологические требования к пользователям недр, также необходимо отме­тить Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологиче­ской экспертизе», обязательность проведения которой применительно к сфере недропользования установлена согласно ст. 11 данного закона в от­ношении объектов государственной экологической экспертизы, указанных в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»9, Федеральном законе от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внут­ренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Россий­ской Федерации», проектной документации объектов, связанных с раз­мещением и обезвреживанием отходов I–IV класса опасности, а также в отношении проектов соглашений о разделе продукции.



Отдельные эколого-правовые требования в части необходимости соблюдения санитарных правил при содержании промышленных площа­док, которые также относятся к предприятиям отраслей топливно-энергетического комплекса, установлены ст. 12, 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения», а также иными нормативными правовыми актами, при­нятыми в его реализацию.

Так, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и са­нитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ут­вержденный постановлением Главного государственного санитарного вра­ча Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74, содержит предпи­сание о необходимости установления санитарно-защитной зоны в отноше­нии любого объекта, являющегося источником воздействия на среду оби­тания и здоровье человека. Согласно п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воз­действия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Использование площадей санитарно-защитной зоны осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и прави­лами.

Помимо вышеперечисленных нормативных правовых актов, пользователи недр обязаны учитывать требования Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части необходимости лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV класса опас­ности в соответствии с требованиями Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также соблюдения экологических, санитарных и иных требований, установлен­ных законодательством Российской Федерации в области охраны окру­жающей среды и здоровья человека при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, основными из которых являются соблюдение требований по разработке проектов нормативов образования отходов и ли­митов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образо­вания, внедрения малоотходных технологий на основе новейших научно-технических достижений, проведения инвентаризации отходов и объектов их размещения, мониторинга состояния окружающей среды на территори­ях объектов размещения отходов, предоставления в установленном поряд­ке необходимой информации в области обращения с отходами, а также со­блюдения требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принятия неотложных мер по их ликвидации.


Кроме того, пользователи недр обязаны выполнять требования, за­крепленные в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в части необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стацио­нарным источником, а также выполнения иных требований в области ох­раны атмосферного воздуха, основными из которых следует назвать со­блюдение требований охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хо­зяйственной и иной деятельности, проведение мероприятий по защите на­селения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей, внесение платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмо­сферный воздух и другие виды воздействия на него, а также обязанность инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосфер­ный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, и государственного учета вред­ных воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Подводя итоги параграфа, следу­ет сделать вывод, согласно которому установленная экологическим зако­нодательством система требований, предъявляемых к сфере недропользо­вания, на наш взгляд, является обоснованной и объективно необходимой исходя из специфики пользования недрами, связанной с антропогенной нагрузкой на окружающую среду, что, в свою очередь, требует от пользо­вателя недр неукоснительного выполнения установленных требований в области охраны окружающей среды, соблюдения запретов и ограничений хозяйственной деятельности, а также необходимости совершения большо­го количества административных процедур, связанных с получением спе­циальных разрешений, лицензий на осуществление определенных видов деятельности, многочисленных согласований с уполномоченными органа­ми государственной власти и т.д.

В свою очередь, эколого-правовые требования, предъявляемые к пользователям недр, содержатся в большом количестве нормативных пра­вовых и инструктивно-методических актов федерального законодательст­ва, однако при этом данные требования, за исключением законодательства в области промышленной безопасности, а также санитарно-эпидемиологи­ческой безопасности, являются общими, декларативными и неконкретизированными с учетом специфики пользования недрами. В целом анализ федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологиче­ской безопасности при пользовании недрами, показывает, что в условиях проводимой в настоящее время административной реформы, а также ре­формы по модернизации наиболее приоритетных сфер экономики требу­ются новые подходы к проводимой в настоящее время экологической по­литике в сфере недропользования, что, в свою очередь, предполагает со­вершенствование законодательства о недрах как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.


3. Совершенствование механизма реализации права на благоприятную окружающую среду при недропользовании

В целом проведенный анализ федерального законодательства позволил выя вить следующие правовые проблемы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.

1. Требует совершенствования система государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) в сфере недропользования по вопросам взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Феде­рации, порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сборе, хранении, аналитической обработке и формировании го­сударственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.

2. Требует совершенствования механизм привлечения пользователей недр к юридической ответственности за экологические правонарушения.

Как показывает анализ материалов дел, рассмотренных кассационными инстанциями арбитражных судов федеральных округов, ситуация в области ис­полнения законодательства об охране окружающей среды и обеспечения эколо­гической безопасности в 2011-2013 г. существенно ухудшилась, а нарушения зако­нодательства об охране окружающей среды со стороны природопользователей приобрели фактически массовый характер, при этом подавляющую часть на­рушений природоохранного законодательства составили несоблюдение эколо­гических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, от­сутствие положительных заключений экологической экспертизы и иных видов экспертиз, невыполнение требований законодательства об охране атмосферно­го воздуха, о рекультивации земель, незаконная деятельность в сфере обраще­ния с отходами производства и потребления, аварийные ситуации, связанные с разливами нефти и т.д.

Кроме того, отмечается неудовлетворительное выполнение уполномочен­ными федеральными органами исполнительной власти возложенных на них над­зорных функций, так как уполномоченные должностные лица, осуществляющие государственный экологический надзор, в ряде случаев допускают нарушения норм процессуального права и принимают в связи с этим необоснованные про­цессуальные решения при привлечении природопользователей к юридической ответственности, в результате чего данные решения впоследствии успешно оспариваются, и субъекты хозяйственной и иной деятельности фактически не несут никакой ответственности за причиненный вред окружающей среде.