Файл: Охрана окружающей среды и недр при строительстве скважин.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современное законодательство в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами представлено большим количеством нормативных правовых и инструктивно-методических актов, в частности, специальные требования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами содержатся в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395–I «О недрах», Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116–ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», помимо этого, отдельные требования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, которые также должны соблюдаться предприятиями топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, установлены рядом иных нормативных правовых актов, в частности, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», однако требования, закрепленные в названных нормативных правовых актах, в большинстве случаев являются общими, декларативными и неконкретизированными применительно к специфике пользования недрами.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 46 которого установлены требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки. Исходя из анализа содержания данной статьи, следует отметить, что требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки прописаны достаточно декларативно, вместе с тем, учитывая тот факт, что основная цель данного закона – обеспечить интегрированный подход к регулированию отношений в области охраны окружающей среды от негативного воздействия в целом, на наш взгляд, конкретизировать эколого-правовые требования к пользователям недр в данной статье представляется нецелесообразным, вследствие того, что данные требования должны содержаться в специальных нормативных правовых актах экологического законодательства.
Одним из таких специальных нормативных правовых актов является Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно Приложению № 1 к данному закону объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях относятся к категории опасных производственных объектов, вследствие чего пользователи недр обязаны соблюдать требования, установленные данным законом, к основным из которых следует отнести: лицензирование деятельности по эксплуатации отдельных видов опасных производственных объектов (в частности, эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, химически опасных производственных объектов, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности до дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности), соблюдение требований промышленной безопасности, предъявляемые к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, требований, предъявляемых к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, требований по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, требований по разработке декларации промышленной безопасности, требований об обязательном страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и иных требований, установленных данным законом и принятыми в его реализацию нормативными правовыми и инструктивно-методическими актами в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Из специальных нормативных правовых актов, устанавливающих экологические требования к пользователям недр, также необходимо отметить Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», обязательность проведения которой применительно к сфере недропользования установлена согласно ст. 11 данного закона в отношении объектов государственной экологической экспертизы, указанных в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»9, Федеральном законе от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I–IV класса опасности, а также в отношении проектов соглашений о разделе продукции.
Отдельные эколого-правовые требования в части необходимости соблюдения санитарных правил при содержании промышленных площадок, которые также относятся к предприятиям отраслей топливно-энергетического комплекса, установлены ст. 12, 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в его реализацию.
Так, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74, содержит предписание о необходимости установления санитарно-защитной зоны в отношении любого объекта, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Согласно п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Использование площадей санитарно-защитной зоны осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами.
Помимо вышеперечисленных нормативных правовых актов, пользователи недр обязаны учитывать требования Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части необходимости лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV класса опасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также соблюдения экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, основными из которых являются соблюдение требований по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, внедрения малоотходных технологий на основе новейших научно-технических достижений, проведения инвентаризации отходов и объектов их размещения, мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, предоставления в установленном порядке необходимой информации в области обращения с отходами, а также соблюдения требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принятия неотложных мер по их ликвидации.
Кроме того, пользователи недр обязаны выполнять требования, закрепленные в Федеральном законе от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в части необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником, а также выполнения иных требований в области охраны атмосферного воздуха, основными из которых следует назвать соблюдение требований охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, проведение мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей, внесение платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, а также обязанность инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, и государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников.
Подводя итоги параграфа, следует сделать вывод, согласно которому установленная экологическим законодательством система требований, предъявляемых к сфере недропользования, на наш взгляд, является обоснованной и объективно необходимой исходя из специфики пользования недрами, связанной с антропогенной нагрузкой на окружающую среду, что, в свою очередь, требует от пользователя недр неукоснительного выполнения установленных требований в области охраны окружающей среды, соблюдения запретов и ограничений хозяйственной деятельности, а также необходимости совершения большого количества административных процедур, связанных с получением специальных разрешений, лицензий на осуществление определенных видов деятельности, многочисленных согласований с уполномоченными органами государственной власти и т.д.
В свою очередь, эколого-правовые требования, предъявляемые к пользователям недр, содержатся в большом количестве нормативных правовых и инструктивно-методических актов федерального законодательства, однако при этом данные требования, за исключением законодательства в области промышленной безопасности, а также санитарно-эпидемиологической безопасности, являются общими, декларативными и неконкретизированными с учетом специфики пользования недрами. В целом анализ федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, показывает, что в условиях проводимой в настоящее время административной реформы, а также реформы по модернизации наиболее приоритетных сфер экономики требуются новые подходы к проводимой в настоящее время экологической политике в сфере недропользования, что, в свою очередь, предполагает совершенствование законодательства о недрах как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
3. Совершенствование механизма реализации права на благоприятную окружающую среду при недропользовании
В целом проведенный анализ федерального законодательства позволил выя вить следующие правовые проблемы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.
1. Требует совершенствования система государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) в сфере недропользования по вопросам взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сборе, хранении, аналитической обработке и формировании государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
2. Требует совершенствования механизм привлечения пользователей недр к юридической ответственности за экологические правонарушения.
Как показывает анализ материалов дел, рассмотренных кассационными инстанциями арбитражных судов федеральных округов, ситуация в области исполнения законодательства об охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в 2011-2013 г. существенно ухудшилась, а нарушения законодательства об охране окружающей среды со стороны природопользователей приобрели фактически массовый характер, при этом подавляющую часть нарушений природоохранного законодательства составили несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, отсутствие положительных заключений экологической экспертизы и иных видов экспертиз, невыполнение требований законодательства об охране атмосферного воздуха, о рекультивации земель, незаконная деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления, аварийные ситуации, связанные с разливами нефти и т.д.
Кроме того, отмечается неудовлетворительное выполнение уполномоченными федеральными органами исполнительной власти возложенных на них надзорных функций, так как уполномоченные должностные лица, осуществляющие государственный экологический надзор, в ряде случаев допускают нарушения норм процессуального права и принимают в связи с этим необоснованные процессуальные решения при привлечении природопользователей к юридической ответственности, в результате чего данные решения впоследствии успешно оспариваются, и субъекты хозяйственной и иной деятельности фактически не несут никакой ответственности за причиненный вред окружающей среде.