Файл: Охрана окружающей среды и недр при строительстве скважин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Требует неотложного решения проблема обеспечения безопасного использования и охраны ликвидированных и законсервированных скважин. Действующее законодательство о недрах фактически не регламентирует вопросы исполь­зования и охраны ликвидированных и законсервированных скважин, поскольку в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» не содержится норм, закрепляющих субъектов, которые должны нести ответствен­ность за сохранность буровых скважин и горных выработок нераспределенного фонда недр после завершения процедуры консервации при прекращении права пользования участком недр, отсутствует комплексная, актуальная, официальная информация об общем количестве и состоянии ликвидированных и законсервиро­ванных скважин, пробуренных на территории Российской Федерации, континен­тальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации. Помимо этого, актуальна проблема обеспечения сокращения бездействующего фонда скважин путем вовлечения бездействующих скважин в промышленную эксплуатацию. В настоящее время согласно нормативно установленным требо­ваниям бездействующий фонд скважин может составлять не более 10 % от эксплуатационного фонда, однако по состоянию на 2008 г. объем бездействующих эксплуатационных скважин составляет около 15 % от общего числа скважин.

4. Не решена проблема утилизации нефтяного попутного газа. Несмотря на принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосфер­ного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», установившего целевой показатель сжигания попутного нефтя­ного газа на факельных установках на 2012 г. и последующие годы в размере не более 5 % от объема добытого попутного нефтяного газа, почти половина крупнейших предприятий не перешагнули даже планку в 70 %. Аналогичная ситуация отмечается также и с учетом попутного нефтяного газа.

5. Требует совершенствования законодательство в области обеспечения экологического страхования при осуществлении деятельности, связанной с пользованием недрами. В настоящее время обязательное страхование ответственности за причине­ние вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, связанного с пользованием недрами, предусматривается только в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116–ФЗ «О промышленной безопасности опасных произ­водственных объектов», при этом действующее экологическое и горное законо­дательство не устанавливают четких требований к порядку проведения обяза­тельного экологического страхования, а требований, установленных Федераль­ным законом от 21 июля 1997 г. № 116–ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», явно недостаточно для комплексного регулирования данных правоотношений, так же, как и размера страховой сум­мы возмещения в случае причинения вреда окружающей среде или здоровью людей в случае аварии на опасном производственном объекте, связанном с пользованием недрами.


6. Требует совершенствования законодательство в области обеспечения экологической безопасности при эксплуатации объектов магистрального тру­бопроводного транспорта. Эколого-правовые проблемы транспортировки углеводородного сырья представляются чрезвычайно важными ввиду того, что системы магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа являются важнейшими составляющи­ми федеральных энергетических систем, ключевым звеном топливно-энергети­ческого комплекса и фактором стабильности и экономического роста в России. Указанные системы обеспечивают жизненно важные для страны валютные по­ступления, позволяют осуществлять государственное регулирование внутренне­го нефтегазового рынка и экспорта углеводородного сырья, вместе с тем в насто­ящее время должного внимания эколого-правовому регулированию вопросов, связанных с магистральным трубопроводным транспортом, не уделяется. На наш взгляд, наличие правовых проблем в данной сфере объясняется от­сутствием комплексного федерального закона, в котором бы определялся поня­тийный аппарат (в частности, такие понятия, как «магистральный трубопровод­ный транспорт», «транзит», «магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы» и т.д.), требования к экологической безопасности объектов магистрального тру­бопроводного транспорта, порядок организации ликвидации последствий ава­рийных ситуаций на магистральных трубопроводах, порядок возмещения потерь нефти и нефтепродуктов, происшедших в результате аварий, затрат на их лик­видацию, а также правовой статус и режим деятельности хозяйствующих субъ­ектов, эксплуатирующих объекты магистрального трубопроводного транспорта.

7. Требует совершенствования законодательство в области обеспечения предотвращения и ликвидации последствий аварийных разливов нефти. Су­ществующая в стране нормативно-правовая база по вопросам предотвращения, реагирования и компенсации ущерба окружающей среде в связи с аварийными разливами нефти не в состоянии обеспечить должную эффективность в этом приоритетном природоохранном направлении.

Действующие постановления Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по пред­упреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреж­дению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Россий­ской Федерации» существенно устарели, практика применения данных норма­тивных актов выявила определенные недостатки правового регулирования от­ношений, вследствие чего положения вышеназванных нормативных правовых актов требуют концептуального пересмотра.



Кроме того, целесообразна разра­ботка Федерального закона «О предотвращении аварийных разливов нефти».

8. Требует совершенствования законодательство в области осуществле­ния государственного надзора в области охраны окружающей среды в части устранения внутренней конкуренции объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, содержащихся в Перечне объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285, а также утверж­дения списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, подле­жащих федеральному государственному экологическому надзору, как и списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих «реги­ональному» государственному экологическому надзору, утверждение которого отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, что позволило бы четко определить сферу полномочий в области осуществления государствен­ного надзора в области охраны окружающей среды (государственного экологи­ческого надзора) уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. Требует совершенствования механизм возмещения вреда, причиненно­го окружающей среде при пользовании недрами. В соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона Российской Федерации от 21 февра­ля 1992 г. № 2395-I «О недрах» вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, ко­торые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр. В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона Российской Федерации «О недрах» раз­мер вреда определяется федеральным органом управления государственным фондом недр, однако порядок определения размера вреда данным законом не устанавливается, кроме того, единая методика возмещения такого вреда в за­конодательстве о недрах также отсутствует.

Из нормативных правовых актов, частично регулирующих данные отно­шения, необходимо выделить лишь приказ Государственного комитета по эко­логии Российской Федерации от 11 февраля 1998 г. № 81 «Об утверждении Ме­тодики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод» (которое официально не было опубликовано, вследствие чего требования, установлен­ные в данной Методике, носят во многом рекомендательный характер), а так­же распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. № 1214-р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами» (которое также носит декларативный характер, по­скольку в распоряжении указывается лишь, что при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, МПР России и МНС России с участием органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации необходимо применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законода­тельством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, при этом при определении размеров убыт­ков, причиненных государству в результате самовольного пользования недра­ми, исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых).


Для решения данных проблем представляется целесообразным внести из­менения в Закон Российской Федерации «О недрах» в части его экологизации, включения в него как общих требований по охране окружающей среды и обе­спечению экологической безопасности, содержащихся в экологическом законо­дательстве, так и специальных требований, включающих в том числе меры по охране иных компонентов окружающей среды при пользовании недрами.

Альтернативным вариантом является закрепление требований по охране отдельных компонентов окружающей среды при пользовании недрами в спе­циальных подзаконных нормативных правовых актах природоресурсного за­конодательства. В качестве положительного примера правового регулирования данных отношений следует назвать приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. № 109 «Об утверждении порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых», содержащий достаточ­но четкие требования к использованию лесов при осуществлении геологиче­ского изучения недр, а также разработки месторождений полезных ископае­мых. Аналогичные нормативные правовые акты, закрепляющие специальные требования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, могут быть разработаны и в отноше­нии иных компонентов окружающей среды.

Помимо этого, потребуется внесение отдельных изменений в законодатель­ство о недрах в части устранения правовых пробелов, конкретизации эколого-правовых требо­ваний, предъявляемых к пользователям недр, а также актуализации существу­ющей подзаконной нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами. Заключение

В целом анализ федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологиче­ской безопасности при пользовании недрами, показывает, что в условиях проводимой в настоящее время административной реформы, а также ре­формы по модернизации наиболее приоритетных сфер экономики требу­ются новые подходы к проводимой в настоящее время экологической по­литике в сфере недропользования, что, в свою очередь, предполагает со­вершенствование законодательства о недрах как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.


Для решения выявленных в настоящем исследовании проблем представляется целесообразным внести из­менения в Закон Российской Федерации «О недрах» в части его экологизации, включения в него как общих требований по охране окружающей среды и обе­спечению экологической безопасности, содержащихся в экологическом законо­дательстве, так и специальных требований, включающих в том числе меры по охране иных компонентов окружающей среды при пользовании недрами. Альтернативным вариантом является закрепление требований по охране отдельных компонентов окружающей среды при пользовании недрами в спе­циальных подзаконных нормативных правовых актах природоресурсного за­конодательства. Помимо этого, потребуется внесение отдельных изменений в законодатель­ство о недрах в части устранения правовых пробелов, конкретизации эколого-правовых требо­ваний, предъявляемых к пользователям недр, а также актуализации существу­ющей подзаконной нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 2009. — 21 янв. — № 7.

2. Агафонов В.Б. Актуальные проблемы охраны земель от загрязнения при осуществлении деятельности, связанной с пользованием недрами // Аграрное и земельное право. — 2012. — № 4. — С. 77-82

3. Агафонов В.Б. Актуальные проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Актуальные проблемы российского права. — 2012. — № 2. — С. 164-170.

4. Агафонов В.Б. Правовое регулирование охраны земель от загрязнения при пользовании недрами // Пробелы в российском законодательстве. — 2012. — № 2. — С. 122-127.

5. Агафонов В.Б. Правовые проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Пробелы в российском законодательстве. — 2011. — № 2. — С. 121-125.

6. Агафонов В.Б. Современное состояние законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Lex Russica. — 2012. — № 2. — С. 322-328.

7. Каграманова А.Л. К вопросу о государственном управлении в области охраны и использования недр // НаукаПарк. — 2013. — № 1 (11). — С. 41-44.

8. Мелехин Е.С., Карасевич В.А., Дудиков М.В. Рациональное недропользование как основа ресурсосбережения // Газовая промышленность. — 2012. — № 3. — С. 10-12.