Файл: Охрана окружающей среды и недр при строительстве скважин.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Требует неотложного решения проблема обеспечения безопасного использования и охраны ликвидированных и законсервированных скважин. Действующее законодательство о недрах фактически не регламентирует вопросы использования и охраны ликвидированных и законсервированных скважин, поскольку в Законе Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» не содержится норм, закрепляющих субъектов, которые должны нести ответственность за сохранность буровых скважин и горных выработок нераспределенного фонда недр после завершения процедуры консервации при прекращении права пользования участком недр, отсутствует комплексная, актуальная, официальная информация об общем количестве и состоянии ликвидированных и законсервированных скважин, пробуренных на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации. Помимо этого, актуальна проблема обеспечения сокращения бездействующего фонда скважин путем вовлечения бездействующих скважин в промышленную эксплуатацию. В настоящее время согласно нормативно установленным требованиям бездействующий фонд скважин может составлять не более 10 % от эксплуатационного фонда, однако по состоянию на 2008 г. объем бездействующих эксплуатационных скважин составляет около 15 % от общего числа скважин.
4. Не решена проблема утилизации нефтяного попутного газа. Несмотря на принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках», установившего целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 г. и последующие годы в размере не более 5 % от объема добытого попутного нефтяного газа, почти половина крупнейших предприятий не перешагнули даже планку в 70 %. Аналогичная ситуация отмечается также и с учетом попутного нефтяного газа.
5. Требует совершенствования законодательство в области обеспечения экологического страхования при осуществлении деятельности, связанной с пользованием недрами. В настоящее время обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, связанного с пользованием недрами, предусматривается только в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116–ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», при этом действующее экологическое и горное законодательство не устанавливают четких требований к порядку проведения обязательного экологического страхования, а требований, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116–ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», явно недостаточно для комплексного регулирования данных правоотношений, так же, как и размера страховой суммы возмещения в случае причинения вреда окружающей среде или здоровью людей в случае аварии на опасном производственном объекте, связанном с пользованием недрами.
6. Требует совершенствования законодательство в области обеспечения экологической безопасности при эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта. Эколого-правовые проблемы транспортировки углеводородного сырья представляются чрезвычайно важными ввиду того, что системы магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа являются важнейшими составляющими федеральных энергетических систем, ключевым звеном топливно-энергетического комплекса и фактором стабильности и экономического роста в России. Указанные системы обеспечивают жизненно важные для страны валютные поступления, позволяют осуществлять государственное регулирование внутреннего нефтегазового рынка и экспорта углеводородного сырья, вместе с тем в настоящее время должного внимания эколого-правовому регулированию вопросов, связанных с магистральным трубопроводным транспортом, не уделяется. На наш взгляд, наличие правовых проблем в данной сфере объясняется отсутствием комплексного федерального закона, в котором бы определялся понятийный аппарат (в частности, такие понятия, как «магистральный трубопроводный транспорт», «транзит», «магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы» и т.д.), требования к экологической безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта, порядок организации ликвидации последствий аварийных ситуаций на магистральных трубопроводах, порядок возмещения потерь нефти и нефтепродуктов, происшедших в результате аварий, затрат на их ликвидацию, а также правовой статус и режим деятельности хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты магистрального трубопроводного транспорта.
7. Требует совершенствования законодательство в области обеспечения предотвращения и ликвидации последствий аварийных разливов нефти. Существующая в стране нормативно-правовая база по вопросам предотвращения, реагирования и компенсации ущерба окружающей среде в связи с аварийными разливами нефти не в состоянии обеспечить должную эффективность в этом приоритетном природоохранном направлении.
Действующие постановления Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» существенно устарели, практика применения данных нормативных актов выявила определенные недостатки правового регулирования отношений, вследствие чего положения вышеназванных нормативных правовых актов требуют концептуального пересмотра.
Кроме того, целесообразна разработка Федерального закона «О предотвращении аварийных разливов нефти».
8. Требует совершенствования законодательство в области осуществления государственного надзора в области охраны окружающей среды в части устранения внутренней конкуренции объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, содержащихся в Перечне объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285, а также утверждения списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, как и списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих «региональному» государственному экологическому надзору, утверждение которого отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, что позволило бы четко определить сферу полномочий в области осуществления государственного надзора в области охраны окружающей среды (государственного экологического надзора) уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
9. Требует совершенствования механизм возмещения вреда, причиненного окружающей среде при пользовании недрами. В соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр. В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона Российской Федерации «О недрах» размер вреда определяется федеральным органом управления государственным фондом недр, однако порядок определения размера вреда данным законом не устанавливается, кроме того, единая методика возмещения такого вреда в законодательстве о недрах также отсутствует.
Из нормативных правовых актов, частично регулирующих данные отношения, необходимо выделить лишь приказ Государственного комитета по экологии Российской Федерации от 11 февраля 1998 г. № 81 «Об утверждении Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод» (которое официально не было опубликовано, вследствие чего требования, установленные в данной Методике, носят во многом рекомендательный характер), а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. № 1214-р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами» (которое также носит декларативный характер, поскольку в распоряжении указывается лишь, что при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, МПР России и МНС России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, при этом при определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых).
Для решения данных проблем представляется целесообразным внести изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» в части его экологизации, включения в него как общих требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, содержащихся в экологическом законодательстве, так и специальных требований, включающих в том числе меры по охране иных компонентов окружающей среды при пользовании недрами.
Альтернативным вариантом является закрепление требований по охране отдельных компонентов окружающей среды при пользовании недрами в специальных подзаконных нормативных правовых актах природоресурсного законодательства. В качестве положительного примера правового регулирования данных отношений следует назвать приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. № 109 «Об утверждении порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых», содержащий достаточно четкие требования к использованию лесов при осуществлении геологического изучения недр, а также разработки месторождений полезных ископаемых. Аналогичные нормативные правовые акты, закрепляющие специальные требования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, могут быть разработаны и в отношении иных компонентов окружающей среды.
Помимо этого, потребуется внесение отдельных изменений в законодательство о недрах в части устранения правовых пробелов, конкретизации эколого-правовых требований, предъявляемых к пользователям недр, а также актуализации существующей подзаконной нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами. Заключение
В целом анализ федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, показывает, что в условиях проводимой в настоящее время административной реформы, а также реформы по модернизации наиболее приоритетных сфер экономики требуются новые подходы к проводимой в настоящее время экологической политике в сфере недропользования, что, в свою очередь, предполагает совершенствование законодательства о недрах как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Для решения выявленных в настоящем исследовании проблем представляется целесообразным внести изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» в части его экологизации, включения в него как общих требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, содержащихся в экологическом законодательстве, так и специальных требований, включающих в том числе меры по охране иных компонентов окружающей среды при пользовании недрами. Альтернативным вариантом является закрепление требований по охране отдельных компонентов окружающей среды при пользовании недрами в специальных подзаконных нормативных правовых актах природоресурсного законодательства. Помимо этого, потребуется внесение отдельных изменений в законодательство о недрах в части устранения правовых пробелов, конкретизации эколого-правовых требований, предъявляемых к пользователям недр, а также актуализации существующей подзаконной нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 2009. — 21 янв. — № 7.
2. Агафонов В.Б. Актуальные проблемы охраны земель от загрязнения при осуществлении деятельности, связанной с пользованием недрами // Аграрное и земельное право. — 2012. — № 4. — С. 77-82
3. Агафонов В.Б. Актуальные проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Актуальные проблемы российского права. — 2012. — № 2. — С. 164-170.
4. Агафонов В.Б. Правовое регулирование охраны земель от загрязнения при пользовании недрами // Пробелы в российском законодательстве. — 2012. — № 2. — С. 122-127.
5. Агафонов В.Б. Правовые проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Пробелы в российском законодательстве. — 2011. — № 2. — С. 121-125.
6. Агафонов В.Б. Современное состояние законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Lex Russica. — 2012. — № 2. — С. 322-328.
7. Каграманова А.Л. К вопросу о государственном управлении в области охраны и использования недр // НаукаПарк. — 2013. — № 1 (11). — С. 41-44.
8. Мелехин Е.С., Карасевич В.А., Дудиков М.В. Рациональное недропользование как основа ресурсосбережения // Газовая промышленность. — 2012. — № 3. — С. 10-12.