Файл: Методы оценки организационных структур управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2528

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Оптимизация организационных структур управления является составляющей совокупности мер по повышению эффективности работы предприятий. Руководство должно выбрать такую структуру, которая лучше всего будет отвечать поставленным целям и задачам предприятия, своевременно реагировать на действия факторов внутренней и внешней среды, целенаправленно распределять и координировать усилия сотрудников и таким образом повысит собственную конкурентоспособность. Довольно известным является положение, согласно которому новые задачи нельзя решать при помощи старой организационной структуры.

Сегодня весьма стремительно происходят изменения, которые гораздо более глубокие, чем, к примеру, пятьдесят, тридцать или даже десять лет назад. Различные изменения сегодня стали вполне нормальным и привычным явлением в жизни предприятий абсолютно во всех областях деятельности.

Помимо внешней среды должны изменяться и организации, чтобы эффективно функционировать в дальнейшем. Иногда вопрос становится еще острее: либо организация меняется, либо она прекращает свою деятельность.

Научно обоснованное формирование организационных структур управления – это актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях широко используются принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

Современное высокоэффективное общество уже невозможно представить без четко разграниченной организационной структуры, так как обратное действие может привести к хаосу, а, как нам известно, в хаосе позитивного развития добиться крайне сложно.

Исследования форм собственности и организацию управления в разные времена проводили такие ученые как: Г. В. Атаманчук, А. В. Венедиктов, Е. В. Додин, П. С. Ещенко, В. П. Нагребельный, И. С. Орехова, В. Ф. Опрышко, А. А. Погодин, А. П. Рябченко, Н. А. Саниахметова, Ю. К. Толстой, M. И. Туган-Барановский, М. М. Цитович, В. С. Щербина, В. А. Юсупов и др.

Цель работы – исследовать методы оценки ораганизационных структур упрваления.

В соответствии с поставленной целью целесообразно решить следующие задачи:

1. Рассмотреть организацию как объект управления.

2. Описать понятие и сущность организационной структуры.

3. Изучить методы формирования организационных структур.

4. Дать общую характеристику компании.


5. Проанализировать организационную структуру ЗАО «ЭкоПромРесурс».

6. Разработать предложения по совершенствованию организационной структуры ЗАО «ЭкоПромРесурс».

Методология исследования. В ходе написания работы использовались общенаучные методы теоретического познания, исторический метод, методы анализа и описания.

Структура работы, определенная целями и задачами исследования, включает в себя введение, две главы, включающие шесть параграфов, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты организационной структуры организации

1.1 Организация как объект управления

Организация (предприятие) – структурная единица народного хозяйства России; субъект права; сложная организационно-техническая, социальная, экономическая система по производству товаров и оказанию услуг.

В ряде исследований и научных подходов в области управления термин «организация» чаще всего употребляется как понятие в рамках системного подхода, в управлении для определения одной из функции управления (наряду с планированием, контролем, координацией и др.)[1].

Как правило, понятие «организация» в системном подходе или как функция управления соотносится с понятием процесса упорядочения деятельности в организации, связей, элементов и структуры их взаимосвязей во времени и в пространстве. Любая организованная деятельность воспринимается как последовательная (упорядоченная) смена состояний процесса во времени или функционально взаимосвязанных элементов в определенные отрезки времени.

Возникает ряд сложностей с понятием «организация» если рассматривать это применительно к предприятиям и учреждениям. Некоторые исследователи, чтобы сделать акцент на социальный характер организации, определяют ее просто как коллектив, работающий для достижения поставленных целей, или как системное объединение людей, совместно реализующих программу или проект с учетом заданных норм и правил[2]. Тем не менее, это не все элементы организованной деятельности людей, которая обязательно включает в свой состав технику, сырье и материалы, организационные условия деятельности, информационную подсистему, финансы и другие необходимые элементы.


В результате исследования природы трудовой деятельности и сложившейся системы разделения труда, организованная деятельность может быть реализована только в результате совместной деятельности людей. При этом разделение труда только создает потенциальные возможности формирования синергетического эффекта роста производительности труда, а реализация потенциала возможно только в результате его кооперативного объединения организационных элементов на научной основе. В результате этого процесса, получаемый организационный результат от такой кооперации труда, значительно превышает интегральный потенциал и определяется как синергетический эффекта[3].

Существует следующая закономерность, чем интеллектуальнее деятельность, тем выше уровень развития человека тем больше синергетический эффект от всеобщей кооперации и разделения труда на предприятии или в рамках совместной системы жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что жизнь и деятельность каждого человека может проходить только в различных организованных формах, которые сопровождают его жизненный цикл. Человека тяжело представить вне искусственно созданных организационных форм. Совокупность всего набора различных по природе и составу организаций, это объективная реальность настоящего времени, без которых немыслима современная жизнь и деятельность любого человека[4].

С этих позиций организация должна рассматриваться как особая форма осуществления организованной деятельности. В такой ситуации необходимо рассматривать организации сферы материального производства в неразрывной связи с другими формами социальной жизнедеятельности и, прежде всего, интеллектуальной или научной сферой.

В рамках всех существующих концепций любую организацию можно представлять как специфическую по результату систему различных видов человеческой деятельности, соединенных для производства определенных видов продуктов, вещей, услуг (как материальных, так и интеллектуальных). Кадры или коллектив, как объединение людей представляют лишь одну из подсистем, но не всю организацию в целом. Поэтому деятельность предполагает системное включение человека как участника организованной деятельности, предметов, средств и организованных условий деятельности.

Обеспечение определенного уровня потребления продуктов осуществляется через организованную деятельность, которая является основой жизни и развития человека. Большинство производимых товаров или услуг являются искусственными продуктами. Реализуя трудовую функцию в организациях, человек выполняет огромное количество взаимосвязанных операций, которые искусственны по своей природе. С этих позиций организации, как социальные системы, объективно по своей природе могут быть только производственными организациями, даже если в рассмотрение берутся организации сферы услуг[5].


Каждая организация производит несколько видов продуктов в процессе дифференциации и специализации деятельности, которые в рамках экономических отношений при обмене выступают в форме товара. В такой ситуации любая организация является частью экономической системы, а организационные связи носят экономический характер.

В любых организациях обязательным условием их существования является наличие соответствующих управляющих систем или систем управления. Реализация организационной деятельности представляют собой трудовые процессы последовательно выполняемых во времени и в пространстве операций и групп операций. Осуществление каждой операции предполагает объединение субъектов деятельности персонала, техники, сырья и полуфабрикатов, информации, соответствующих организационных условий деятельности и финансовых средств для осуществления всех видов деятельности в организации.

Таким образом, создание и функционирование организации всегда должно быть индивидуальным, учитывая специфику существующего кадрового состава.

1.2 Понятие и сущность организационной структуры

Структуру управления можно охарактеризовать, как совокупность взаимосвязанных упорядоченных элементов, обеспечивающих развитие организации, как единого целого, а также функционирование[6].

Организационная структура предприятия определяется также как форма кооперации и разделения менеджмента, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей[7].

Сравнив два определения: организационная структура управления организацией и организационная структура, можно предположить, что понятия равнозначные.

Организационная структура управления усиливает цель создания организационной структуры, менеджмента в целом и описывается как посредством регламентирующей документации, так и посредством графических схем организационной структуры.

Графических схема представляет собой четкую субординацию управляющих связей и структурные подразделения. Как правило, горизонтальные связи указывают для матричных и сетевых структур. В основе формирования организационной структуры лежит выделение функций управления, необходимых для поддержания нормальной деятельности объекта управления и организации. Стоит отметить, что все остальные элементы системы управления являются средством, необходимым для своевременной реализации функций.


Через конкретные, специфические функции выражается содержание основных функций на каждом уровне, а уровни, концентрирующие в себе часть функций менеджмента, определяют иерархию управления.

Отношения, имеющие многоаспектное и многогранное содержание, являются определяющим звеном структуры. Выделяют следующие связи, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Виды связи в структуре звеньев[8]

Вид связи

Характеристика

Функциональные

Включает в себя вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальные связи носят характер подчинения, и необходимость в них возникает при наличии двух и более уровней менеджмента, то есть при иерархичности управления. Горизонтальные связи – это связи согласования и они, как правило, являются одноуровневыми. Основная идея заключается в том, чтобы обеспечить эффективную взаимосвязь между вертикальными и горизонтальными связями.

Линейные

Отношения руководства и подчинения, показывают движение информации и управленческих решений между линейными руководителями и лицами, отвечающими за деятельность структурных подразделений или организации в полной мере.

Регламентированные (формальные)

Закреплены официально.

Доверительные (неформальные)

Не закреплены официально.

В зависимости от числа уровней управления организационная структура может быть горизонтальной и вертикальной. Стоит отметить, что горизонтальная имеет ряд преимуществ перед вертикальной организационной структурой управления:

- она экономична;

- дает возможность установления более тесной связи с менеджерами высшего уровня. Эффективность вертикальных структур снижается по мере увеличения уровней управления.

Ответственными за деятельность и соответственно уполномоченными выступают следующие организационные единицы:

- подразделения, например, цеха, сектора, отделы, управления, представляемые их руководителями;

- отдельные должностные позиции.

Организационные единицы призваны накапливать нужные компетенции, а не только обеспечивать исполнение необходимых работ.

Организационная структура характеризуется следующими показателями:

- соотношение и состав целевого, линейного, функционального управления;

- число уровней управления, тип существующей структуры управления состав и количество управленческих подразделений на разных иерархических уровнях;