Файл: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 Нерехта 2011 Технология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Нерехта 2011
Технология
деятельностного
метода

Содержание
Приёмы рефлексии………………………………………………………
3
Примеры использования приёмов рефлексии на уроках
(из практики педагогов) ………………………………………………..
7
Уроки в начальном звене………...................................................
7
Уроки в среднем и старшем звене…………………………………
Математика......................................................................
Русский язык и литература.............................................
География..........................................................................
Технология.........................................................................
Английский язык................................................................
17 17 21 27 32 35

3
Приѐмы рефлексии
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, занимать- ся самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни, умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнерами по обще- нию.
Виды учебной рефлексии: физическая (успел – не успел, легко – тяжело); сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно); интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие за- труднения испытывал); духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия может выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной дея- тельности (интеллектуальная рефлексия); отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия); быть средством самопознания.
Приѐмы рефлексии могут применяться как на уроке рефлексии, так и на всех этапах других видов уроков (открытия новых знаний, закрепления, кон- троля и др.)
Некоторые приѐмы рефлексии:
1. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос:
«Наш урок (мероприятие) подошел к концу, и я хочу сказать…»
«Мне больше всего удалось… (не удалось?) Почему?»
«Что я получил от этого урока (праздника)…»
«Для меня было открытием то, что…»
«Мне было интересно…»
«Мне было трудно…»

4
- За что ты можешь себя похвалить?
- За что ты можешь похвалить одноклассников?
- За что ты можешь поблагодарить учителя?
- Что думал?
- Что чувствовал?
- Что приобрел?
- Что удивило?
2. Лестница состояний: ребѐнок помещает изображение человечка на соответ- ствующую ступеньку лесенки.
3. Светофор: дети сигналят карточками:
• Зелѐной – побольше таких дел, поучительно;
• Жѐлтой – понравилось, но не всѐ, интересно;
• Красной – дело не понравилось, скучно.
4. Сказочное дерево (поляна): разноцветные бабочки, цветки, птички прикреп- ляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о зна- чении цветов или размеров этих предметов.
5. Выбери верное утверждение:
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
6. Паучок (солнышко, цветочек) фиксация ассоциативных связей любого по- нятия.
7. Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия взаимосвязями.
Плохо
Уверен в своих силах
Комфортно
Хорошо
Крайне скверно


5 8. Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).
9. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал),
«?» - хочу узнать.
10. Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобио- графии или сообщения о «себе» (об образе).
11. Шпаргалка информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде.
12. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
13. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
14. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или до- полнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
15. Синквейн – составление четверостишия по схеме: первая строка– понятие, выраженное существительным, вторая строка– описание двумя прилагательными (причастиями), третья строка– четыре значимые слова, выражающие отношение к поня- тию, четвѐртая строка– слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
16. Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…

6
Завтра я хочу на уроке…
17. Бортовой журнал:
Положительное (понятное) + Отрицательное (непонятное) -
18. Письменная дискуссия о заданном вопросе:
Моѐ мнение («Я полагаю»)
Интересные мысли других
19. Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью со- держательной рефлексии:
Как бы вы назвали урок?
Что было самым важным на уроке?
Зачем мы сегодня на уроке…?
Какова тема сегодняшнего урока?
Какова цель урока?
Чему посвятим следующий урок?
Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
20. Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений ребѐнка в соответствии с этапами урока:
- Сначала мы рассуждали так…
- Потом мы столкнулись с проблемой
- Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….
- Мы увидели (поняли)…Значит…
- Теперь мы будем…

7
Примеры использования приѐмов рефлексии на уроках
(из практики педагогов)
Применение рефлексии на уроках в начальном звене
1 класс. Учитель – Викулова Елена Вадимовна
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей дея- тельности на уроке учащихся в 1 классе я начала с методики безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки») и ввела еѐ в практику своей работы уже на самых первых уроках математики в первом классе.
Определяем с детьми, кто из зве- рей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П
– правильность, Б – быстрота). На
«волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).
Предмет
Тема урока
Вид рефлек- сии
Приѐмы рефлексии
Обучение грамоте
(Письмо)
Письмо строчной буквы Н
Сенсорная
«Светофор»
В конце урока предлагаю ребятам отметить в Дневниках цветным круж- ком мнение о своей работе на уроке:
Зелѐный цвет
– «На уроке мне бы- ло всѐ понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»;
Жѐлтый цвет
– «На уроке мне почти всѐ было понятно. Не всѐ получалось сразу, но я всѐ равно справился с заданиями»;


8
2 класс. Учитель – Громова Алевтина Александровна
На уроках русского языка и математики во 2 классе на этапе рефлексии деятельности часто использую таблицу
Знал
Узнал
Хочу узнать
На уроках открытия нового часто применяю приѐм соотнесения с источ-
ником (учебником). Например, на уроке русского языка по теме «Основа слова и его окончание». После того, как дети пронаблюдали, что при изменении фор- мы слов (названий предметов) изменяются хвосты слов – окончания. Они де- лают вывод: часть слова, которая изменяется, называется окончанием, а часть
Красный цвет
– «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»
Обучение грамоте
(Азбука)
Буква М
Звук (М) и
(М,)
Сенсорная
Учащиеся одним из смайликов отмечают своѐ самочувствие до уроков и после уроков, что помогает учителю в начале рабочего дня сразу отметить тех ребят, кто не может сразу включиться в работу в полную силу. А по окон- чании дня выяснить, что могло повлиять на пло- хое самочувствие ребѐнка, и оказать ему под- держку.
Математика Внутри, вне, на границе
Сенсорная
В конце урока предлагаю учащимся отве- тить на вопросы

9 слова без окончания – это его основа. Затем они соотносят свой вывод с выво- дом учебника на стр. 38
На уроке математики при изучении темы «Прямоугольник» я использую приѐм «жучок». Прошу учащихся на этапе рефлексии деятельности зафиксиро- вать словами всѐ, что связано с понятием «прямоугольник».
2 класс. Учитель – Игошева Римма Юрьевна
Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.
«Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу ска- зать…»
«Мне больше всего удалось…»
«А особенно удалось…»
«Для меня было открытием то, что…»
Что я получил от этого дня (урока, праздника)?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учителя?
Что думал?
Что чувствовал?
Что приобрел?
ПРЯМОУГОЛЬНИК
Четыре угла
Четыре вершины
Четыре стороны
Геометрическая фигура
Противоположные стороны равны
Все углы прямые

10
Что меня удивило?
Как строил отношения?
Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?
Что, на ваш, взгляд удалось?
Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).
Зачем нам был нужен этот урок?
Отследите состояние своей души.
Мои достижения на уроке…
Сегодня на уроке я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Больше всего мне понравилось…
Урок навѐл меня на размышления... (заставил задуматься)
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Я выбирал эти задания на уроке, потому что: они мне нравятся, они легче остальных, затрудняюсь ответить.
Рисуем настроение
Сравнить своѐ настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
Красками на мокром листе нарисовать своѐ настроение.
На общем большом листе группой или всем классом нарисовать крас- ками своѐ настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течение 1 минуты).


11
Чтобы определить настроение по цвету, можно применить характери-
стику цветов Макса Люшера:
красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, вос- торженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждѐнное состоя- ние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелѐный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащит- ность); жѐлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разоча- рованию; серый – замкнутость, огорчение; чѐрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Способы коммуникации
«Огонѐк общения»
Дети в кругу, обнявшись за плечи, проговаривают то, что было самым интересным.
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
«Сегодня меня порадовало…»
«Сегодня меня огорчило…»
Ребѐнок дарит медальки (цветочки) трѐх разных цветов тем, кому посчи- тает нужным. Например, голубой – самому вежливому в общении, зелѐный – самому покладистому (уступчивому), оранжевый – самому скромному. У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
Подведение итогов дня урока
Образная рефлексия:

12 дети сравнивают своѐ настроение с образом какого-либо животного
(растения, цветка). рисование образа урока (мероприятия, игры). лепка из пластилина (мукосола) соответствующего настроению об- раза.
«Дерево творчества». По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелѐный листик – не совсем удовлетворѐн днѐм;
Жѐлтый листик – «пропащий день», неудовлетворѐнность.
«Светофор».Дети сигналят карточками:
Зелѐной – побольше таких дел, поучительно;
Жѐлтой – понравилось, но не всѐ, интересно;
Красной – дело не понравилось, скучно.
«Радуга». Семь цветов радуги – семь оценок дела или учебного цикла.
Каждая группа или участники выставляют в цвете свои оценки – прикре- пляют бумажные полоски на трафарет радуги.
«Солнышко». Моѐ настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.
«Ёлочка настроения». Детям раздаются вырезанные из бумаги шары
(ѐлочные игрушки), на которых они рисуют своѐ настроение.
«Пик взаимопонимания» (понимания). Пик – вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребѐнок («понятие»).По склону карабкается учитель
(ученик). Насколько близко подобрался он сегодня к детям (к пониманию темы


13 урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание – это решают дети, поме- щая фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.
«Моѐ состояние». Ребѐнок помещает изображение человечка на соответ- ствующую ступеньку лесенки.
«Мишень настроения». День – это один выстрел. В какую область на- строения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри – дата и мотивация. В кон- це недели вся мишень «прострелена».
«Музыкальный тест». По окончании урока детям предлагается оценить своѐ настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» ок- тавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных станах или на об- щеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).
«Цветик-многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«Сказочное дерево (поляна)». Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.
«Почта». В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с по- желаниями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно

14
3 класс. Учитель – Занегина Елена Николаевна
На уроках изобразительного искусства, если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и со- держание урока, уместно использовать эмоционально-художественную реф-
лексию. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Рефлексия содержания учебного материала.
На уроках литературного чтения, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного, использую приѐм незаконченного предложения.
Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» (учебник «Родная речь», 3 класс,
Л.Ф.Климанова).
Мне (не) понравилась Рукодельница, так как она:
- трудолюбива,
- добра,
- почтительна,
- скромна,
Мне (не) понравилась Ленивица, так как она:
- ленива,
- зла,
- неуважительна,
- груба,
- высокомерна.
Тема: В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
Мне (не) понравилась лягушка, так как она:
- лупоглазая,
- толстая,
- болтливая,
- хвастливая,