Файл: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 Нерехта 2011 Технология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15
- врунишка.
Мне (не) понравилась лягушка, так как она:
- смелая,
- изобретательница;
- путешественница.
Рефлексия достижения цели
Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсужде- ние еѐ достижения.
Мы учимся выразительно читать стихотворение С.Я.Маршака «В лесу над росистой поляной…»
Мы ставили правильно ударение в словах. Мы повторяли несколько раз труднопроизносимые слова. Мы соблюдали паузы и т. д.
Интересен приѐм рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пере- житым, выстроенным:
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвѐртая строка – это фраза из четырѐх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Например, урок по теме «Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»:
«Дедушка Мазай и зайцы.
Добрый, бедные.
Плыл, спас, чуть не утонули.
Дед Мазай спас зайцев. Молодец!
Друг животных».

16
4 класс. Учитель – Титова Ирина Анатольевна.
На уроках русского языка и математики я использую следующие приѐмы рефлексии:
«Шпаргалка» - формулировка правила в сжатом виде. Составление памятки.
Карточка с заданием, предполагающим продолжение фраз:
- Мне было интересно …
- Мы сегодня разобрались (научились)…
- Я понял(а), что …
- Мне было трудно …
- Завтра я хочу на уроке …
Приѐм моделирования или схематизации (на математике при решении за- дач). Это фиксация своего понимания в виде рисунка или схемы.
Часто используем приѐм «Кластер». Например, по теме «Глагол»:
На всех уроках открытия нового знания использую приѐм соотнесения с
источником (учебником).
В конце урока при изучении новой темы на этапе «Рефлексия деятельно- сти» выполняем пометки на полях:
Глагол
Обозначает действие
Вопросы
Что делает?
Что сделает?
Изменяется
Время
Число
Лицо

17
+ - Знал раньше.
! - узнал на уроке.
? - Хочу узнать.
Применение рефлексии на уроках в среднем и старшем звене
Математика
Учитель – Шавитова Ольга Анатольевна
Тема урока: «Виды четырехугольников».
Цели урока: проверить усвоение учащимися темы «Четырехугольники», проведя ма- тематический диктант уметь применять полученные знания при решение задач на все виды че- тырехугольников применение на уроке рефлексии деятельности
I.
Организация урока
II.
Проверка домашнего задания в виде математического диктанта
«Мозговой штурм»
Задание 1. Заполните пропуски так, чтобы получилось верное высказы- вание.
1. Параллелограммом называется четырехугольник, у которого……
(противолежащие стороны параллельны)
2. Диагональ….. (параллелограмма)делит его на… (2 равных)треуголь- ника
3. В квадрате диагонали …(равны. Пересекаются под прямым углом) и
….(являются биссектрисами его углов).
Задание 2. Установите истинность или ложность следующих высказыва- ний:
1. Если в ромбе АВСД, < В = 150 градусов, то < Д = 30 градусов


18
(ложно, т.к. противолежащие углы равны).
2. Диагонали прямоугольника являются биссектрисами его углов
(ложно).
3. Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна половине большего основания (ложно, так как средняя линия трапеции парал- лельна основаниям и равна их полусумме).
4. Если основание трапеции 4 см и 8 см, то еѐ средняя линия 4 см
(ложно, так как
2 8
4 2
12 6 см).
Приѐм рефлексии деятельности на этапе проверки домашнего задания даѐт возможность оценить активность каждого на этом этапе урока.
Тема урока: «Умножение дробей»
Цели урока:
Повторение и закрепление правила умножения дробей;
Формирование рефлексивного мышления;
Развитие мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познаватель- ных процессов.
I.Организация урока
II.Проверка домашнего задания в виде проведения самостоятельной рабо- ты и контроля на уроке
Задание 1. Умножить дроби
1.
7 3
5 2
35 6
5 7
2 3
5 2
7 3
Объясните, что это значит? Отвечают: проверили правило умножения дробей.
2.
56 39 13 7
8 3
56 13 39 7
56 39 13 7

19
А чем отличается этот пример? (Здесь проверяется и правило умножения дробей, и сокращение дробей).
3.
5 4
2 7
1 2
6 5
14 7
15 5
4 5
2 7
1 7
2 5
4 2
7 1
2
А как перемножить смешанные числа?
(Необходимо обратить их в неправильную дробь, а затем перемножить как обыкновенные дроби).
4.
24 5
5 2
2 2
1 24 5
5 12 24 5
5 2
5 2
24 5
5 2
2
Этот пример на закрепление.
Вывод: Что же надо знать и уметь, чтобы не допускать ошибок?
Ответ:
повторить таблицу умножения; вспомнить обращение в неправильную дробь; выучить правило умножения дробей.
Учащиеся анализируют свою работу. Выясняют, соответствовал ли урок поставленной цели, достиг ли положительного результата. Урок продолжается далее по теме.
Математика
Учитель – Кручинина Людмила Валентиновна
Предмет, класс
Этап урока
Вид рефлексии
Тема урока
Приемы рефлексии
Математика,
6 класс
Подведение итогов
Рефлексия деятельности
Наибольший общий де- литель. Вза- имно про- стые числа
1) Как я усвоил новый ма- териал? (1 – получил прочные знания, усвоил весь материал; 2 – усвоил материал частично; 3 –

20 материал понял плохо)
2) Как я работал? Где бы- ли допущены ошибки? (1
– со всеми заданиями справился самостоятель- но, удовлетворѐн своей работой; 2 – допускал ошибки; 3 – не справился с работой)
Алгебра,
9 класс
Корректировка знаний и уме- ний, подведе- ние итогов
Рефлексия деятельности
Решение не- равенств методом ин- тервалов
Для оценивания учащи- мися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно от- мечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«|» - ответил по своей инициативе, но от- вет не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблю- дений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество ра- боты


21
Математика, 5 класс
Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей. Рефлексия правил».
Рефлексия содержания учебного материала
Знаю
Понимаю
Могу
Умею
Я … складывать деся- тичные дроби
В начале урока
В конце урока
Я … вычитать деся- тичные дроби
В начале урока
В конце урока
Я … вычислять удоб- ным способом, исполь- зуя свойства сложения и вычитания
В начале урока
В конце урока
Я … решать уравнения В начале урока
В конце урока
Я … решать задачи
В начале урока
В конце урока
Алгебра , 7 класс
«Метод подстановки. Рефлексия алгоритма».
Рефлексия деятельности
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчерк- нуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал
3. безразлично
3. помогал другим
3. не понял
Русский язык и литература
Учитель - Грашнева Галина Владимировна
1. Лингвистический творческий диктант по разделам курса.
(Фонетика и графика)

22
Предмет, класс
Этап урока
Вид рефлексии
Тема урока
Прием рефлексии
Русский язык, 5 класс
Актуализация знаний и моти- вация.
Интеллектуальная Повторение изу- ченного по теме
«Фонетика, орфо- эпия, графика, ор- фография»
Восстановление деформированного высказывания
Закончите начатые предложения, вставьте нужные по смыслу слова.
1) В гласных нет шума, а в согласных… .
2) Не имеют парных твердые … , … , … , и мягкие …, … , … .
3) Алфавит нужно знать твердо для того, чтобы … .
4) Для парных звонких и глухих есть свои буквы, и их нет для … .
5) В фонетике изучаются … .
6) Графика изучает, как звуки речи … .
7) Орфоэпия учит … .
2. Индивидуальная работа с листами контроля на уроке открытия нового зна- ния
Предмет, класс
Этап урока
Вид рефлексии
Тема урока
Прием рефлексии
Русский язык,
5 класс
Рефлексия дея- тельности
(итог урока).
Физическая, сен- сорная, интеллекту- альная
Буквы о – а в кор- не -раст- - -рос-.
Лист контроля
Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень
усвоения материала


23 3. Составление опорной схемы по разделам курса. (Морфология)
Предмет, класс
Этап урока
Вид рефлексии
Тема урока
Прием рефлексии
Русский язык,
9 класс
Актуализация знаний и моти- вация.
Интеллектуальная
Повторение пройден-
ного в 5 – 8 классах.
Морфология.
Орфо- графия.
Кластер
Вспомните классификацию частей речи, зафиксируйте материал в виде
кластера.

24
Русский язык и литература
Учитель – Измайлова Татьяна Валерьевна
Предмет, класс
Этап урока
Вид рефлексии
Приѐмы рефлексии
Русский язык,
10 класс
Самостоятельная работа с само- проверкой по эталону
Физическая и ин- теллектуальная
1) Количественная оценка затрачен- ного времени (например, на выпол- нение заданий части А теста ЕГЭ);
2) Качественная оценка в баллах
(подсчитывается количество баллов за каждое верно выполненное зада- ние);
3) Маркировка на полях:
+ верно
? сомневался
- неверно
! плохо
!! очень плохо
!!! крайне плохо
Литерату- ра,
10 класс
Подведение ито- га урока
Интеллектуальная, духовная
Рефлексивное устное сочинение.
Учащиеся, опираясь на записи в тет- ради, воспроизводят ход урока от со- вместной постановки цели до подве- дения его итога. При этом они имеют возможность высказать своѐ собст- венное мнение, сделать дополнения.
Такой приѐм способствует целостно- му восприятию изучаемого материа- ла, его осознанности. Кроме того, развиваются общеучебные навыки: монологическая речь, логическое мышление.

25
Русский язык и литература
Учитель – Левина Ольга Вячеславовна
Предмет класс
Этап урока
Вид рефлексии
Тема урока
Приѐмы рефлексии
Русский язык,
5 кл.
Первичное закрепление, продуктивные задания на воспроизведе- ние знаний в наглядно- образной форме
Интеллектуаль- ная (что понял)
«Буквы з-с на конце приставок»
«Шпаргалка»: изобразите в виде схемы изученное пра- вило
«Разделитель- ные Ъ и Ь»
Русский язык,
5 кл.
Первичное закрепление, продуктивные задания на воспроизведе- ние знаний в наглядно- образной форме
Интеллектуаль- ная (что понял)
Развитие речи
«Текст»
«Паучок»: что такое текст?
(как вы понимаете? какие ассоциации вызыва- ет у вас это слово?)
Литера- тура
5 кл.
Первичное закрепление, продуктивные задания на воспроизведе- ние знаний в наглядно- образной форме
Интеллектуаль- ная (что понял)
Развитие речи.
«Первый урок фантазии»
Распределите лепестки со словами: «интерес, выго- да, ложь, воображение, добро, ложь, зло» – вокруг сердцевинок со словами
«фантазия» и «обман».
Сделайте вывод: чем же обман отличается от фан- тазии?
Литера- тура
Первичное закрепление,
Интеллектуаль- ная (что понял)
Развитие речи.
Характеристи-
Восстановите текст харак- теристики главного героя,


26 5 кл. продуктивные задания на воспроизведе- ние знаний в научной форме ка главного героя повести
Н.В.Гоголя
«Майская ночь или утоплен- ница». заполнив пропуски своими словами:
«Главный герой – это………………С ним мы знакомимся в……..главе, где он………. Его глазами мы видим описа- ние…………. Значит он………….Но он может быть и решительным в борьбе……………………
(и т.д.)»
Литера- тура
5 кл.
Первичное закрепление, продуктивные задания на воспроизведе- ние знаний в научной форме
Интеллектуаль- ная (что понял)
Самостоятель- ная работа по теме «Фольк- лор»
Последнее задание: «Пом- нишь ли ты термины, ко- торые нам встретились в стране Фольклора? А вот книжонок Проша всѐ пере- путал или из шалости смешал слова и их объяс- нения. Подумай и пра- вильно соедини термин и его объяснение. Термины: композиция, конфликт, сюжет, олицетворение.
Объяснения: сравнение неживого предмета с жи- вым; построение произве- дения, взаимосвязь его частей; противоборство, столкновение героев; по- следовательность событий.
Русский язык, 8 кл.
Первичное закрепление, продуктивные
Интеллектуаль- ная (что понял)
«Виды связи слов в слово- сочетании»
«Кластер»: зафиксировать системное понятие через его составляющие

27 задания на воспроизведе- ние знаний в наглядно- образной форме
«Типы сказуе- мых»
РР «Типы ре- чи»
РР «Стили ре- чи»
География.
Учитель – Похлебалова Галина Николаевна
1.
В начале изучения новой темы подходит прием “Синквейн” (пятисти- шие). Учащимся предлагается написание о теме (понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку.
1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),
2 строка описывает тему (2 прилагательных),
3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола),
4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),
5 строка – повторение сути, “синоним” темы.
Пример синквейна по теме «Вводный урок по физической географии 6 класс» (опишет состояние и занятость учащегося на уроке):
География
Интересная, познавательная
Сочиняли, читали, повторяли
Быстро прошел урок
Ура!
На уроке по теме «Население России» (9 класс) учащимся предлагается написать синквейн к словам: 1 - человек; 2 - страна (по вариантам).
2.
При проверке домашнего задания можно использовать тестирование
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан (7 класс). виды связи согласов управл примык стили описание повеств рассужд