Файл: «Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1515

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д.

Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей.

Форма торгового обслуживания - организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания. Различают следующие формы торгового обслуживания: самообслуживание, продажа товаров по образцам, продажа товаров по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок.

Самообслуживание - это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.

Социальный и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта форма дает возможность существенно сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей.

Продажа товаров по образцам - это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам, и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно в магазине или за дополнительную плату оформить их доставку на дом.

Особенности этой формы обслуживания заключаются в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладовых магазинов, на складах производителя или оптового поставщика. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте.

Продажа товаров по каталогам - это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность совершить покупку, выбрав товар по каталогу в магазине, в почтовом отделении связи, на оптовом предприятии. Продажа по каталогам может применяться как для непродовольственных, так и для продовольственных товаров.

Экономическая выгода магазинов от продажи продовольственных товаров по каталогам обуславливается получением дополнительного товарооборота на тех же торговых площадях, возможностью рационально использовать труд работников магазина.


Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой, - это форма торгового обслуживания, при которой покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет качество, дает консультацию, упаковывает и отпускает товары продавец.

Магазины, применяющие форму с индивидуальным обслуживанием, существенно замедляют торговый процесс, увеличивают затраты времени населения на приобретение товаров, имеют меньшую пропускную способность. В них менее эффективно используется торговая площадь, выше затраты ручного труда, требуется большая численность продавцов.[12]

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

Встроенный магазин - магазин, все помещения которого располагаются в габаритах жилого здания с выступом за его пределы не более чем на 1,5 м со стороны продольного фасада и не более чем на 6 м - со стороны торцов.

Встроенно-пристроенный магазин - магазин, помещения которого располагаются в габаритах магазин жилого здания и в объемах, вынесенных за габариты жилого здания более чем на 1,5 м со стороны продольного фасада и более чем на 6 м - со стороны торцов.

Пристроенный магазин - магазин, ограждающая стена (или стены) которого являются общими или смежными со стенами жилого здания.[13]

Под видом предприятия розничной торговли следует понимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров:

Универсальные - реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров.

Специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части.

Комбинированные - реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности, а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов.

Смешанные, ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.

Глава 2 Анализ и тенденции развития розничной торговли в РФ


2.1 Анализ и состояние розничной торговли Российской Федерации

Современная экономика очень быстро развивается, предприниматели расширяют свои горизонты и открывают для себя новые пути ведения бизнеса. Каждый производитель борется за своего покупателя. Дефицит товаров ушел в прошлое, магазины предлагают широкий ассортимент товаров, качественное обслуживание. Существуют разные ценовые сегменты для того, чтобы постоянно меняющийся спрос был удовлетворен.

Для привлечения покупателей разрабатываются различные системы скидок, системы накопления бонусов. Для удобства покупателей создаются новые формы оплаты товаров с использованием кредитных и дебитных банковских карт, новая система бесконтактной оплаты товаров также пользуется огромным спросом у покупателей. Преображаются и магазины. В каждом торговом зале теперь можно увидеть современное оборудование, продуманный торговый зал с указателями для комфорта покупателей. Изменил культура и качество обслуживания покупателей. Некоторые супермаркеты на своей торговой площади размещают позы общественного питания и отдыха, все для того, чтобы покупатель смог сделать свой выбор никуда не торопясь.

Состояние и тенденции развития розничной торговли отражают число и состав организаций, участвующих в продаже продукции конечным потребителям. В Российской Федерации розничная торговая осуществляется разнообразными типами розничных торговых предприятий. В составе организаций преобладают магазины: специализированные и неспециализированные, однако происходит ежегодное увеличение внемагазинных форм розничной торговли - по почте, через телемагазины, Интернет.

Рисунок 1.Количество организаций, осуществляющие розничную торговлю РФ в 2015–2019 гг.

В настоящее время супермаркеты потеряли свой эксклюзивный статус. Быстро растущая конкуренция привела к тому, что преимущества уменьшения издержек производства и эффект масштаба при закупе отражаются на розничных ценах.

На российском рынке действует более 50[14] сетей розничной торговли, среди которых есть магазины как с высоким уровнем цен, так и с низким (дискаунтеры). Наряду с этим открытие магазинов «Метро» и «Лента» положило начало развитию сегмента Кеш–энд-Керри. Таким образом, в России началось развитие сетей розничной торговли.


Выделяют следующие типы предприятий розничной торговли:

- Сash&carry (площадь от 1500 кв. м, принцип мелкооптовой торговли — «Лента», «Metro», однако преимущественно покупки осуществляются в целях личного потребления);

- Гипермаркет (площадь более 2500 кв. м, не менее 35% торгового пространства отведено под торговлю непродовольственными товарами — «O'Кей», «Максидом»);

- Супермаркет (площадь от 400 до 2500 кв. м, более 70% ассортимента составляют продовольственные товары и товары повседневного спроса — «Перекресток», «Паттерсон»);

-Дискаунтер (площадь от 300 до 900 кв. м, ассортимент продукции варьируется от 1000 до 4000 наименований, ходовые товары предлагаются по низким ценам — «Дешево», «Пятерочка», «Дикси»);

-Магазин «у дома» (небольшая торговая площадь — до 300 кв. м, часто имеет круглосуточный режим работы);

-Универмаг (универсальный магазин, реализующий широкий ассортимент непродовольственных товаров - «Московский», «Гостиный двор»);

-Торговый дом (многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы — «ГУМ», «Москва»);

-Бутик (небольшой магазин с узкой специализацией товаров).

Несмотря на рост количества магазинов формата современной торговли (супер- и гипермаркеты) число торговых точек в расчете на миллион жителей в России существенно ниже, чем в других странах мира, и Россия по данному показателю занимает предпоследнее место с достаточно низким значением – 19 современных форматов на 1 миллион жителей. Количество гипермаркетов и супермаркетов в России на 1 миллион населения страны (0,6 и 18,4 соответственно) в сравнении со странами Восточной Европы показывает, что развитие сетевой торговли современного формата в России находится на самом начальном уровне. Так, например, в Чехии показатели развития торговых сетей в стране составляют 19 гипермаркетов и 110 супермаркетов на 1 миллион жителей.

По данным исследовательского агентства Nielsen, наблюдается замедление динамики роста промопродаж. Например, у крупнейшей российской продуктовой сети X5 доля промо сохраняется на уровне около 35%. Параллельно развиваются программы повышения эффективности промо совместно с поставщиками. Это снижает каннибализацию органического поведения покупателей (когда приоритет в выборе товаров отдается акционным).[15]

В 2018-2019 годах наблюдается восстановление розничной торговли, которое происходит вопреки продолжающемуся сокращению реальных располагаемых доходов населения и в значительной степени это обусловлено ростом объемов потребительского кредитования. В июне 2019 года в ходе дискуссии на Петербургском экономическом форуме глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что при том темпе роста потребительского кредитования, который есть сейчас, Россия в 2021 году может столкнуться с рецессией в экономике.


Рост розничного сегмента в России продолжается - чем дальше, тем больше за счет региональной экспансии сетей. При этом в ближайшие годы сохранится активное строительство гипермаркетов в Москве.

2.2 Тенденции развития розничной торговли в России

Российский розничный рынок в последние несколько лет демонстрировал высокие темпы роста. Розничная торговля стала наиболее активно развивающимся сектором российской экономики.

Покупательские тренды 2019 года:

- рост безналичной оплаты; 

- рост оплаты Google Pay и Apple;

- активное влияние на поведение покупателей социальных сетей.

Тренды розничных сетей в 2019 году[16]:

- более плотное проникновение офлайн в онлайн и наоборот;

- поиск новых форматов;

- поиск региональными ритейлерами возможности противостоять экспансии федеральных розничных сетей;

- кадровые перестановки в топ-менеджменте ведущих российских торговых компаниях. 

Так же и снизилось число индивидуальных предпринимателей на 2,9% и составило 1400,2 тыс. человек (рисунок 2).

Рисунок 2-количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю в России 2015-2019

Одной из наиболее значимых тенденций современного российского розничного рынка является развитие сетевых форматов (то есть структуризация розничного рынка), что в наибольшей степени характерно для современных розничных форматов: гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров.

Доля сетевых торговых точек во всех странах наиболее велика среди дискаунтеров – она приближается к 100%. Очевидно, что именно для этого формата наиболее характерны сетевые формы развития, поскольку его эффективность напрямую связана с увеличением торгового оборота.

В Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках сетевым операторам принадлежат более 60% всех супермаркетов, что заметно выше в сравнении с другими регионами.

Рынок ритейла развивает новые форматы под влиянием запроса потребителей на впечатления. Одно из направлений развития лайф-центров - это совмещение гастрорынка с культурным досугом и событийным отдыхом, например, дегустациями, днями национальных вин, лекциями о кухнях и мастер-классами.

Существует запрос на магазины, куда приятно пойти в выходной день в качестве семейного досуга. Иногда это перерастает в составляющую воспитательного процесса – ребёнка родители учат выбирать, считать цены. Гипермаркет, пытаясь заполнить нишу, оставленную для него развитием более удобных и быстрых моделей покупок, предоставляет широкий набор дополнительных услуг и стремится стать развлекательным центром. Важна встроенность процесса покупок в развлекательный контекст. В таком магазине важны в первую очередь комфорт, дополнение пространства торговли пространством развлечений, возможность получить новый опыт.