Файл: Начальные классы (на примере любого класса и предмета).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Описание, требования к выполнению:
Выбор УМК (класс) обусловлен рекомендуемой Министерством просвещения моделью введения ФГОС НОО/ФГОС ООО.
Начальные классы (на примере любого класса и предмета),
4 класс – любые предметы, прочие предметы по мере введения ФГОС ООО.
Критерии оценивания: Обоснованность/необоснованность заключений о соответствии/несоответствии содержании учебного материала и методического аппарата УМК требованиям ПРП.
Оценка: зачет/незачет.
Задания:
Задание № 1. 

УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

«Изобразительное искусство» Н.А. Горяева, О.В. Островская.

Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство и его виды.

Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей.

Древние корни народного искусства

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства.

Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом.

Роль природных материалов в строительстве и изготовлении

предметов быта, их значение в характере труда и жизненного уклада.

Образно-символический язык народного прикладного искусства.

Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного

искусства.

Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной

резьбы, росписи по дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Убранство русской избы

Конструкция избы, единство красоты и пользы — функционального и символического — в её постройке и украшении.

Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Выполнение рисунков — эскизов орнаментального декора крестьянского дома.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома.

Декоративные элементы жилой среды.

Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки жилого дома в любой при-

родной среде. Мудрость соотношения характера постройки, символики её декора и уклада жизни для каждого народа.

Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символи-

ческого оформления.

Народный праздничный костюм

Образный строй народного праздничного костюма — женско го и мужского.

Традиционная конструкция русского женского костюма —северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты.

Разнообразие форм и украшений народного праздничного ко-

стюма для различных регионов страны.

Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных

промыслов в разных регионах страны.

Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия.

Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.

Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных

праздников.

Народные художественные промыслы

Роль и значение народных промыслов в современной жизни.

Искусство и ремесло. Традиции культуры, особенные для каждого региона.

Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение

художественных промыслов народов России.

Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика,

металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др.).

Традиционные древние образы в современных игрушках на родных промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской,

каргопольской игрушки. Местные промыслы игрушек разных

регионов страны.

Создание эскиза игрушки по мотивам избранного про-

мысла.

Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» — основной

мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство

формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента. Праздничность изделий

«золотой хохломы».

Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории.

Традиционные образы городецкой росписи предметов быта.

Птица и конь — традиционные мотивы орнаментальных ком-

позиций. Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи.

Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по

истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство

скульптурной формы и кобальтового декора. Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, со-

четание пятна и линии.

Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории

промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и компози-

ционного решения росписей. Приёмы свободной кистевой им-

провизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения.

Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны. Разнообразие назначения предметов и

художественно-технических приёмов работы с металлом.

Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстё ра — роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше.

Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры

в сохранении и развитии традиций отечественной культуры.

Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов.

Отражение в изделиях народных промыслов многообразия

исторических, духовных и культурных традиций.

Народные художественные ремёсла и промыслы — материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного

наследия России.

Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов

Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних

цивилизаций.

Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей.

Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в

культуре разных эпох.

Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обще-

стве и характера деятельности в его костюме и его украшениях.

Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта — в культуре разных эпох.

Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека

Многообразие материалов и техник современного декоратив но-прикладного искусства (художественная керамика, стекло,

металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный знак.

Государственная символика и традиции геральдики.

Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды.

Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и намерений.

Декор на улицах и декор помещений.

Декор праздничный и повседневный.

Праздничное оформление школы.



Разнообразие форм и украшений народного праздничного ко-

стюма для различных регионов страны.


Отсутствуют элементы содержания, раскрывающие национальные признаки в произведениях прикладного искусстве разных народов (народный праздничный костюм, вышивка)

Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры

в сохранении и развитии традиций отечественной культуры.

Особенности орнаментов в культуре разных народов.

Декор на улицах и декор помещений.

Декор праздничный и повседневный.

Праздничное оформление школы.





Задание № 2.

Проанализируйте учебные задания (методический аппарат УМК) по выбранной теме, распределите учебные задания по видам формируемых метапредметных результатов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образова-

тельной программы, формируемые при изучении предмета

«Изобразительное искусство»:

1. Овладение универсальными познавательными действиями

Формирование пространственных представлений и сенсор-

ных способностей:

- сравнивать предметные и пространственные объекты по за-

данным основаниям; вопр №3 стр 19

- характеризовать форму предмета, конструкции; зад.№ 2 стр.75

- выявлять положение предметной формы в пространстве; зад.№ 1 стр.75

- обобщать форму составной конструкции; зад.№ 1,2,3 стр. 103

- анализировать структуру предмета, конструкции, простран-

ства, зрительного образа; зад.№ 1,2 стр.19

- структурировать предметно-пространственные явления;

- сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри

целого и предметов между собой; вопр.№ 1 стр 35

- абстрагировать образ реальности в построении плоской или

пространственной композиции.

Базовые логические и исследовательские действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки явле-

ний художественной культуры; вопр.№ 1, 2, 3 стр.139

- сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с по-

зиций эстетических категорий явления искусства и действи-

тельности; зад.№2 стр.29

- классифицировать произведения искусства по видам и, соот-

ветственно, по назначению в жизни людей;

- ставить и использовать вопросы как исследовательский ин-

струмент познания;

- вести исследовательскую работу по сбору информационного

материала по установленной или выбранной теме;

- самостоятельно формулировать выводы и обобщения по ре-

зультатам наблюдения или исследования, аргументированно

защищать свои позиции.

Работа с информацией:

- использовать различные методы, в том числе электронные

технологии, для поиска и отбора информации на основе об-

разовательных задач и заданных критериев;

- использовать электронные образовательные ресурсы; зад.№ 3 стр.29



- уметь работать с электронными учебными пособиями и учеб-

никами;

- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и си-

стематизировать информацию, представленную в произведе-

ниях искусства, в текстах, таблицах и схемах; зад.№ 3 стр.35

- самостоятельно готовить информацию на заданную или вы-

бранную тему в различных видах её представления: в рисун-

ках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных пре-

зентациях. Зад.№ 3 стр.75

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Понимать искусство в качестве особого языка общения —

межличностного (автор — зритель), между поколениями, меж-

ду народами;

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции

в соответствии с целями и условиями общения, развивая спо-

собность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;

- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважи-

тельное отношение к оппонентам, сопоставлять свои сужде-

ния с суждениями участников общения, выявляя и коррек-

тно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и пони-

мании обсуждаемого явления; находить общее решение и

разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта ин-

тересов; вопр.№ 1,2,3 стр.29; зад.№ 2 стр.95

- публично представлять и объяснять результаты своего

творческого, художественного или исследовательского опы-

та; вопр.№2 стр. 19

- взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе,

принимать цель совместной деятельности и строить действия

по её достижению, договариваться, проявлять готовность ру-

ководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно

относиться к задачам, своей роли в достижении общего ре-

зультата. Зад.№ 3 стр.19; зад.№ 2 стр.35; зад.№ 2 стр.133

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

- осознавать или самостоятельно формулировать цель и ре-

зультат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя по-

ставленной цели совершаемые учебные действия, развивать

мотивы и интересы своей учебной деятельности;

- планировать пути достижения поставленных целей, состав-

лять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эф-

фективные способы решения учебных, познавательных, ху-

дожественно-творческих задач; зад.№ 1,2,3 стр.91


- уметь организовывать своё рабочее место для практической

работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бе-

режно относясь к используемым материалам.

Самоконтроль:

- соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе дости-

жения результата; зад.№1 стр. 43

- владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на

основе соответствующих целям критериев.

Эмоциональный интеллект:

- развивать способность управлять собственными эмоциями,

стремиться к пониманию эмоций других;

- уметь рефлексировать эмоции как основание для художе-

ственного восприятия искусства и собственной художествен-

ной деятельности;

- развивать свои эмпатические способности, способность сопере-

живать, понимать намерения и переживания свои и других;

- признавать своё и чужое право на ошибку;

- работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать

в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со свер-

стниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии. Зад. № 3 стр.59.