Файл: Начальные классы (на примере любого класса и предмета).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Описание, требования к выполнению:
Выбор УМК (класс) обусловлен рекомендуемой Министерством просвещения моделью введения ФГОС НОО/ФГОС ООО.
Начальные классы (на примере любого класса и предмета),
4 класс – любые предметы, прочие предметы по мере введения ФГОС ООО.
Критерии оценивания: Обоснованность/необоснованность заключений о соответствии/несоответствии содержании учебного материала и методического аппарата УМК требованиям ПРП.
Оценка: зачет/незачет.
Задания:
Задание № 1.
УМК (предмет, класс) | Содержание учебного материала | |
Наличие элементов содержания согласно ПРП | Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП | |
«Изобразительное искусство» Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. | Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей. Древние корни народного искусства Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом. Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в характере труда и жизненного уклада. Образно-символический язык народного прикладного искусства. Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства. Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Убранство русской избы Конструкция избы, единство красоты и пользы — функционального и символического — в её постройке и украшении. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Выполнение рисунков — эскизов орнаментального декора крестьянского дома. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Декоративные элементы жилой среды. Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки жилого дома в любой при- родной среде. Мудрость соотношения характера постройки, символики её декора и уклада жизни для каждого народа. Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символи- ческого оформления. Народный праздничный костюм Образный строй народного праздничного костюма — женско го и мужского. Традиционная конструкция русского женского костюма —северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты. Разнообразие форм и украшений народного праздничного ко- стюма для различных регионов страны. Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны. Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия. Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества. Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных праздников. Народные художественные промыслы Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло. Традиции культуры, особенные для каждого региона. Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России. Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др.). Традиционные древние образы в современных игрушках на родных промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки. Местные промыслы игрушек разных регионов страны. Создание эскиза игрушки по мотивам избранного про- мысла. Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» — основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы». Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь — традиционные мотивы орнаментальных ком- позиций. Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи. Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, со- четание пятна и линии. Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и компози- ционного решения росписей. Приёмы свободной кистевой им- провизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения. Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны. Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приёмов работы с металлом. Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстё ра — роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры. Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов. Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных традиций. Народные художественные ремёсла и промыслы — материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей. Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох. Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обще- стве и характера деятельности в его костюме и его украшениях. Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта — в культуре разных эпох. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека Многообразие материалов и техник современного декоратив но-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный знак. Государственная символика и традиции геральдики. Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и намерений. Декор на улицах и декор помещений. Декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы. | Разнообразие форм и украшений народного праздничного ко- стюма для различных регионов страны. Отсутствуют элементы содержания, раскрывающие национальные признаки в произведениях прикладного искусстве разных народов (народный праздничный костюм, вышивка) Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры. Особенности орнаментов в культуре разных народов. Декор на улицах и декор помещений. Декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы. |
Задание № 2.
Проанализируйте учебные задания (методический аппарат УМК) по выбранной теме, распределите учебные задания по видам формируемых метапредметных результатов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образова-
тельной программы, формируемые при изучении предмета
«Изобразительное искусство»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсор-
ных способностей:
- сравнивать предметные и пространственные объекты по за-
данным основаниям; вопр №3 стр 19
- характеризовать форму предмета, конструкции; зад.№ 2 стр.75
- выявлять положение предметной формы в пространстве; зад.№ 1 стр.75
- обобщать форму составной конструкции; зад.№ 1,2,3 стр. 103
- анализировать структуру предмета, конструкции, простран-
ства, зрительного образа; зад.№ 1,2 стр.19
- структурировать предметно-пространственные явления;
- сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри
целого и предметов между собой; вопр.№ 1 стр 35
- абстрагировать образ реальности в построении плоской или
пространственной композиции.
Базовые логические и исследовательские действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки явле-
ний художественной культуры; вопр.№ 1, 2, 3 стр.139
- сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с по-
зиций эстетических категорий явления искусства и действи-
тельности; зад.№2 стр.29
- классифицировать произведения искусства по видам и, соот-
ветственно, по назначению в жизни людей;
- ставить и использовать вопросы как исследовательский ин-
струмент познания;
- вести исследовательскую работу по сбору информационного
материала по установленной или выбранной теме;
- самостоятельно формулировать выводы и обобщения по ре-
зультатам наблюдения или исследования, аргументированно
защищать свои позиции.
Работа с информацией:
- использовать различные методы, в том числе электронные
технологии, для поиска и отбора информации на основе об-
разовательных задач и заданных критериев;
- использовать электронные образовательные ресурсы; зад.№ 3 стр.29
- уметь работать с электронными учебными пособиями и учеб-
никами;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и си-
стематизировать информацию, представленную в произведе-
ниях искусства, в текстах, таблицах и схемах; зад.№ 3 стр.35
- самостоятельно готовить информацию на заданную или вы-
бранную тему в различных видах её представления: в рисун-
ках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных пре-
зентациях. Зад.№ 3 стр.75
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения —
межличностного (автор — зритель), между поколениями, меж-
ду народами;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с целями и условиями общения, развивая спо-
собность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважи-
тельное отношение к оппонентам, сопоставлять свои сужде-
ния с суждениями участников общения, выявляя и коррек-
тно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и пони-
мании обсуждаемого явления; находить общее решение и
разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта ин-
тересов; вопр.№ 1,2,3 стр.29; зад.№ 2 стр.95
- публично представлять и объяснять результаты своего
творческого, художественного или исследовательского опы-
та; вопр.№2 стр. 19
- взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе,
принимать цель совместной деятельности и строить действия
по её достижению, договариваться, проявлять готовность ру-
ководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
относиться к задачам, своей роли в достижении общего ре-
зультата. Зад.№ 3 стр.19; зад.№ 2 стр.35; зад.№ 2 стр.133
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- осознавать или самостоятельно формулировать цель и ре-
зультат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя по-
ставленной цели совершаемые учебные действия, развивать
мотивы и интересы своей учебной деятельности;
- планировать пути достижения поставленных целей, состав-
лять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эф-
фективные способы решения учебных, познавательных, ху-
дожественно-творческих задач; зад.№ 1,2,3 стр.91
- уметь организовывать своё рабочее место для практической
работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бе-
режно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе дости-
жения результата; зад.№1 стр. 43
- владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на
основе соответствующих целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями,
стремиться к пониманию эмоций других;
- уметь рефлексировать эмоции как основание для художе-
ственного восприятия искусства и собственной художествен-
ной деятельности;
- развивать свои эмпатические способности, способность сопере-
живать, понимать намерения и переживания свои и других;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать
в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со свер-
стниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии. Зад. № 3 стр.59.