Файл: Лекции 10. Основы электронной педагогики. План темы Электронная педагогика как современная отрасль педагогики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА ЛЕКЦИИ № 10.
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕДАГОГИКИ.
План темы:
1.Электронная педагогика как современная отрасль педагогики.
2.Дидактические возможности программных средств.
3.Дистанционное обучение.
Ключевые слова: электронная педагогика, традиционное образование, современное образование, электронный учебник, средства обучения.
1.Электронная педагогика как современная отрасль педагогики.
Основная цель электронной педагогики – эффективно организовать учебный процесс в современной среде ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии). Предметом электронной педагогики является педагогическая система.
Педагогическая система включает в себя следующие компоненты: учитель, ученик, цели и задачи образования, содержание обучения, форма обучения, методы и инструменты [1-5]. Современные ИКТ способствует всем этим–компонентам.
Представляем сравнительный анализ образования, организованного в традиционной и современной среде ИКТ (таблица-1).
Сравнительный анализ образования, организованного в традиционной и современной среде ИКТ
№ | Традиционное образование | Современное образование |
1 | Передать знания и опыт новому поколению | Обеспечение и развитие личного благополучия студентов |
2 | Подготовка студентов к жизни | Учить жить без трудностей |
3. | Подготовка быть лучше, чем в настоящее время | Учить жить в процессе постоянных перемен |
4 | Целью обучения является получение знаний | Целью обучения является саморазвитие, совершенствование |
5 | Студенты получают цель готовом виде | Установление свои собственные юридические цели и выбор способа их достижения |
6 | Студенты избегают видов контроля | Стремление к объективному и своевременному контролю |
7 | Учебные заведения взаимно схожи | Каждое учебное заведение стремится к росту |
8 | Четкий учитель | Возможность выбрать учителя |
Комплекс электронного обучения является ключевым компонентом науки в современной среде ИКТ, так как он учитывает цели и задачи науки, содержание, современные формы, методы и инструменты обучения [6-10].
Создание ориентированных на обучение электронных инструментов обеспечивает взаимозависимость следующих трех важных этапов:
-содержательный этап – на данном этапе создается формирование информационно-образовательных ресурсов электронных и содержание их информационного обеспечения;
-организационный этап – на данном этапе, помимо технических аспектов создания электронных инструментов, выявляются категории пользователей, разрабатываются механизмы для систематизации и обновления существующих ресурсов, интеграции существующих ресурсов в образовательные учреждения, организации электронного обучения, определения спроса на информационные и образовательные ресурсы. Статистические данные собираются и анализируются;
-этап методического обеспечения – на данном этапе будет налажена разработка методов использования электронных средств в учебном процессе, внедрены консалтинговые услуги.
Создание электронных средств образовательного назначения должно иметь следующие концептуальные принципы:
1. Принцип целенаправленной ориентации.
2. Принцип интеграции.
3. Принцип полноты.
4. Принцип целостности.
5. Принцип открытости.
2.Дидактические возможности программных средств.
Последнее время получает распространение применение свободно распространяемого программного обеспечения с открытыми кодами. Среди них
наибольшее распространение в российской системе образования получила программная среда Moodle бесплатной программной среды с открытым кодом
(www.moodle.org, www.opentechnology.ru),кроме того, надо отметить, что Open
Source LMS Moodle широко известна в мире, используется более чем в 100
странах.
По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими программными средами (LMS), в то же время
выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность «заточить» систему под особенности конкретного
образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули. Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач,
осуществлять взаимообмен знаниями.
Среда имеет широкие возможности для коммуникации и это одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых
форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность
организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых
форматов. Есть функция оценки сообщений – как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме
реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.
Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит
портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и ком-ментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания.
Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Moodle позволяет контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети.
При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор элементов курса, в который входят: глоссарий, ресурс, задание, форум, wiki, урок, тест и др. Варьируя сочетания различных элементов
курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.
Глоссарий позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов.
Ресурс. В качестве него может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио или видео файл и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, не знающему языка разметки HTML, с легкостью создавать web-страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы.
Задания. Выполнение задания - это вид деятельности студента, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора). Преподаватель может оперативно проверить сданные студентом файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если преподаватель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме. Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов.
Если это разрешено преподавателем, каждый студент может сдавать файлы неоднократно (в зависимости от результатов их проверки); это дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебной задачи. Все созданные в системе тексты, файлы, загруженные студентом на сервер, хранятся в портфолио.
Форум удобен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать
возможность самим обучающимся оценить работы друг друга. При добавлении
нового форума преподаватель имеет возможность выбрать его тип из нескольких: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя. Форум Moodle поддерживает структуру дерева. Эта возможность удобна как в случае разветвленного обсуждения проблем, так, например, и при коллективном создании текстов по принципу «добавь фрагмент» - как последовательно, так и к любым фрагментам текста, сочиненным другими студентами. Сообщения из форума могут, по желанию преподавателю, автоматически рассылаться ученикам по электронной почте через 30 минут после их добавления (в течение этого времени сообщение можно отредактировать или удалить).
Все сообщения студента в форуме хранятся в портфолио Wiki. Moodle поддерживает эту очень полезную функцию коллективного редактирования текстов, которая является одним из возможностей социальных сервисов web 2.0
Урок. Элемент курса «Урок» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Массив материала можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы, по результатам контроля, перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему.
Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого студента общую за урок оценку, заносит ее в ведомость.
Тесты. Этот элемент курса позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов: опросы в закрытой форме
(множественный выбор), Да/Нет, Короткий ответ, Числовой, Соответствие, Случайный вопрос, Вложенный ответ и др. Вопросы тестов сохраняются в базе
данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах. На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить
лимит времени на работу с тестом. Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста.
Даже такое краткое описание говорит об уникальных дидактических возможностях Moodle, которых пока нет ни в одной из перечисленных программных средствах.
Таким образом, в настоящее время использование коммерческих систем управления электронным обучением обременительно большинству отечественных вузов из-за их высокой стоимости и необходимости продления лицензии на каждый учебный год.
Альтернативным решением может послужить выбор системы с открытым кодом. Они позволяют реализовать тот же набор возможностей, что и коммерческие, с существенно меньшими затратами. При этом у пользователей есть возможность доработки и адаптации системы к своей конкретной образовательной ситуации.
Проведенный анализ показал, что системы LMS\LCMS «Moodle» могут
служить хорошей платформой для организации учебного процесса с использованием ДОТ [5]. Обратим внимание на достаточно большой выбор похожих программных сред, кроме Moodle, это: Sakai, ATutor, Claroline, Dokeos, LAMS и др.
3.Дистанционное обучение.
На сегодняшний день дистанционным обучением уже никого не удивить, большая часть учебных заведений различного уровня в России и за рубежом в той или иной степени использует в педагогическом процессе дистанционные технологии. Многие студенты сегодня рассматривают данную форму обучения как альтернативу обычной не только при получении второго образования, повышения квалификации, но и выбирают этот способ для получения первого высшего образования. Ещё 10 лет назад численность студентов в мире, получающих образование по дистанционным технологиям, превышала численность студентов очного отделения [4]. От современных тенденций никуда не уйти, и многие вузы это понимают и стараются развиваться в этом направлении. Кстати, правильно говорить «дистанционное обучение», а не «дистанционное образование», т.к. это всего лишь иной способ формирования знаний и умений студента, а содержание образования при этом остаётся неизменным.