ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
игнорирование которых может повлечь за собой чувство дискомфорта или напряженной ситуации в классе.
Возможные проблемные аспекты практики учителя:
Результаты учащихся (достижения, успехи).
Образовательная программа (эффективность ресурсного обеспечения, принципы структурирования программы и их согласование с государственными требованиями, предъявляемыми к необходимому объему знаний по предметам и т. д.).
Процесс обучения (стратегии преподавания, используемые методы, технологии и подходы).
Школьная среда, культура (морально-нравственные ценности учителей, взаимоотношения между учителями и учебно- вспомогательным персоналом и т. д.).
Участие родителей в жизни школы (посещение собраний, школьных мероприятий и т. д.).
Ниже приведен пример стратегии, которая может быть действенной в
определении проблемы исследования:
Принимая во внимание ситуацию класса (школы), в котором Вы работаете, ознакомьтесь и дополните следующие предложения:
Единственное, что я хотел бы изменить - это …
Моя практика могла бы быть улучшена посредством…
Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …
Я бы хотел знать…
Мне интересно знать, почему…
Самое важное в преподавании - это …
Самой эффективной обучающей средой для учащихся является …
Мне необходимо изучить, как …
(Учительская ассоциация Альберта, 2000)
Использование и обзор литературы
Работа с литературой является важной составляющей процесса исследования.
Если данная работа осуществляется тщательно и критически осмысленно, данный процесс будет способствовать формированию
Ваших идей, обеспечит целенаправленность Вашему исследованию, окажет помощь в планировании проекта
Вашего исследования. Существуют три основания, свидетельствующие о необходимости и полезности обзора литературных источников:
1.
Возможность получения научно достоверной информации о предмете исследования, содействующей в определении учителем ключевых идей проблемы.
2.
Формирование, в процессе поиска имеющейся литературы, понимания взаимосвязей между исследуемым предметом и другими предметными областями, что будет способствовать пополнению и углублению знаний о предмете исследования, определению новых аспектов, заслуживающих дальнейшего изучения.
3.
Знакомство с имеющимися по данной проблеме работами, предлагаемыми в них методиками, разработанными авторами, позволяет учителю ознакомиться со значимостью внесенного ими вклада в решение проблемы, понять, что каждым из исследователей проблемы была в достаточной степени изучена.
Процесс изучения литературы может быть дифференцирован на четыре этапа:
1. Поиск ресурсов, необходимых для ознакомления с типологией литературы.
2. Установление системы хранения и систематизации каталога всех источников.
Возможные проблемные аспекты практики учителя:
Результаты учащихся (достижения, успехи).
Образовательная программа (эффективность ресурсного обеспечения, принципы структурирования программы и их согласование с государственными требованиями, предъявляемыми к необходимому объему знаний по предметам и т. д.).
Процесс обучения (стратегии преподавания, используемые методы, технологии и подходы).
Школьная среда, культура (морально-нравственные ценности учителей, взаимоотношения между учителями и учебно- вспомогательным персоналом и т. д.).
Участие родителей в жизни школы (посещение собраний, школьных мероприятий и т. д.).
Ниже приведен пример стратегии, которая может быть действенной в
определении проблемы исследования:
Принимая во внимание ситуацию класса (школы), в котором Вы работаете, ознакомьтесь и дополните следующие предложения:
Единственное, что я хотел бы изменить - это …
Моя практика могла бы быть улучшена посредством…
Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …
Я бы хотел знать…
Мне интересно знать, почему…
Самое важное в преподавании - это …
Самой эффективной обучающей средой для учащихся является …
Мне необходимо изучить, как …
(Учительская ассоциация Альберта, 2000)
Использование и обзор литературы
Работа с литературой является важной составляющей процесса исследования.
Если данная работа осуществляется тщательно и критически осмысленно, данный процесс будет способствовать формированию
Ваших идей, обеспечит целенаправленность Вашему исследованию, окажет помощь в планировании проекта
Вашего исследования. Существуют три основания, свидетельствующие о необходимости и полезности обзора литературных источников:
1.
Возможность получения научно достоверной информации о предмете исследования, содействующей в определении учителем ключевых идей проблемы.
2.
Формирование, в процессе поиска имеющейся литературы, понимания взаимосвязей между исследуемым предметом и другими предметными областями, что будет способствовать пополнению и углублению знаний о предмете исследования, определению новых аспектов, заслуживающих дальнейшего изучения.
3.
Знакомство с имеющимися по данной проблеме работами, предлагаемыми в них методиками, разработанными авторами, позволяет учителю ознакомиться со значимостью внесенного ими вклада в решение проблемы, понять, что каждым из исследователей проблемы была в достаточной степени изучена.
Процесс изучения литературы может быть дифференцирован на четыре этапа:
1. Поиск ресурсов, необходимых для ознакомления с типологией литературы.
2. Установление системы хранения и систематизации каталога всех источников.
3. Обзор литературных источников и отбор из их числа в наибольшей степени соответствующих избранной тематике исследования; тщательный, эффективный их анализ, окончательное определение и обоснование списка литературы, планируемой для использования.
4. Определение цели исследования, диапазона рассматриваемых вопросов, обсуждение обоснования и разработка авторского метода.
Таблица 3: Источники получения информации
Совместная
групповая работа
Официальные
издания
СМИ
Частные лица
Чаты
Книги
ТВ
Коллеги
Блоги и вики
Научно- публицистические работы
Радио
Работники библиотеки
Списки электронной почты
Журналы
Видео
Эксперты/руководители
Газеты
DVD
Друзья
Аналитические отчеты
Подкасты
Иллюстрации
Использование Интернета
Интернет представляет собой обширный поток информации, в которой необходимо ориентироваться, отбирать, используя поисковики.
СБОР ДАННЫХ
Сбор данных является значимым этапом в определении приоритетов исследовательской деятельности, направленной на лучшее понимание реальной ситуации класса, школы. В настоящее время наиболее распространенными способами сбора данных являются:
Информация из классных журналов.
Анкетирование.
Изучение личных дел.
Протоколы встреч, совещаний.
Опрос.
Видеозапись.
Отчетная информация по успеваемости, посещаемости учеников.
Самооценивание.
Интервьюирование.
Проекты, выступления.
Портфолио.
Исследование различных ситуаций.
Образцы работ учащихся.
Аудиозаписи.
Фотографии.
Конспекты.
Материалы работы фокус-группы.
Наблюдение.
Проверочные листы.
Специфика каждого исследуемого вопроса требует определения наиболее соответствующего способа сбора данных. Адекватный способ сбора данных позволит конкретизировать тему исследования и определить направления ее решения. Данные могут быть систематизированы в разрезе класса, школы, половой принадлежности, уровня успеваемости и т. д.
1 2 3 4
Действия, способствующие конкретизации предмета исследования:
Соотнесение источников данных с предметом исследования. o
Сбор данных с максимального количества источников. o
Ведение журнала данных с указанием даты, времени и собранной информации с данными. o
Систематизация данных по темам, ключевым вопросам или предметам.
(Учительская ассоциация Альберта, 2000)
Среди значительного потока разнообразных источников информации
важно определить лишь те, которые имеют непосредственное
отношение к предмету исследования. Ниже следует ознакомительная
информация о способах и методах сбора данных.
Опрос и анкетирование
Опрос и анкетирование являются эффективными инструментами сбора данных, предоставляя возможность задействовать одновременно значительный круг респондентов. При проведении процедур анкетирования или опроса следует выполнять следующие рекомендации: o
Вопросы должны находиться в диапазоне предмета исследования. o
Процедуры проводятся с не менее, чем три-пять респондентов. o
Проведение процедур предваряется обзорной информацией о предмете исследования, объяснением цели анкетирования или опроса и способов дальнейшего использования полученных данных. o
Форматы различных вопросов, соответственно, будут предоставлять различные виды данных. o
Целесообразно использование компьютера при обработке и анализе данных.
(Учительская ассоциация Альберта, 2000).
Таблица 4
Преимущества и недостатки использования опросов и стандартизированных
тестов
Преимущества
Недостатки
Анкетирование
Процедура проста в проведении (позволительно проведение на бумажных носителях и с помощью компьютера).
Эффект зависим от качества сформулированных вопросов.
Предоставляет возможность получения информации у большого круга респондентов.
Необходимы усилия, чтобы большая часть респондентов ответили на поставленные вопросы, не оставив их без внимания.
Возможно большое количество поставленных вопросов по предмету
Респонденты могут не вспомнить необходимую информацию, либо не
исследования. пожелают ответить искренне, особенно по вопросам неоднозначным.
Отсутствие гибкости, возможности для корректировки в ходе проведения.
Тестирование
Стандартизированный характер тестов может гарантировать сбор одинаковых данных для дальнейшего их сопоставительного интерпретирования.
Разработка и экспертиза тестов является сложным процессом, требующим специальной подготовки, соответствующей компетентности.
Результаты тестирования сравнительно легко обрабатываются и не зависимы от субъективного отношения наблюдателя.
Интервьюирование
Интервьюирование представляет собой целенаправленную беседу между респондентами и исследователем. Для проведения интервью необходимо: o разработать план и составить ряд вопросов, непосредственно касающихся предмета исследования; o апробировать вопросы интервью с тремя или пятью субъектами, не включенными в процесс исследования; o уделить время для установления контакта с респондентами; o по завершении рассмотреть запись интервью (с разрешения участников).
(Учительская ассоциация Альберта, 2000)
Таблица 5: Преимущества и недостатки интервьюирования и фокус-групп
Преимущества
Недостатки
Интервьюирование
Предоставляют расширенные данные, которые дают более полную картину.
Требуемый большой объем времени затрудняет явку учащихся или коллег для участия в процедуре.
Способны выявить новые, ранее не рассматриваемые проблемы.
Отдельные участники могут ощущать психологический дискомфорт.
Полученная информация может служить количественным или качественным дополнением к показателям, собранным посредством других методов.
Вероятны возможности недопонимания и ошибочных представлений.
Фокус-группы
Малые фокус-группы способствуют созданию психологически
Существует опасность психологического
«давления» на участников
Отсутствие гибкости, возможности для корректировки в ходе проведения.
Тестирование
Стандартизированный характер тестов может гарантировать сбор одинаковых данных для дальнейшего их сопоставительного интерпретирования.
Разработка и экспертиза тестов является сложным процессом, требующим специальной подготовки, соответствующей компетентности.
Результаты тестирования сравнительно легко обрабатываются и не зависимы от субъективного отношения наблюдателя.
Интервьюирование
Интервьюирование представляет собой целенаправленную беседу между респондентами и исследователем. Для проведения интервью необходимо: o разработать план и составить ряд вопросов, непосредственно касающихся предмета исследования; o апробировать вопросы интервью с тремя или пятью субъектами, не включенными в процесс исследования; o уделить время для установления контакта с респондентами; o по завершении рассмотреть запись интервью (с разрешения участников).
(Учительская ассоциация Альберта, 2000)
Таблица 5: Преимущества и недостатки интервьюирования и фокус-групп
Преимущества
Недостатки
Интервьюирование
Предоставляют расширенные данные, которые дают более полную картину.
Требуемый большой объем времени затрудняет явку учащихся или коллег для участия в процедуре.
Способны выявить новые, ранее не рассматриваемые проблемы.
Отдельные участники могут ощущать психологический дискомфорт.
Полученная информация может служить количественным или качественным дополнением к показателям, собранным посредством других методов.
Вероятны возможности недопонимания и ошибочных представлений.
Фокус-группы
Малые фокус-группы способствуют созданию психологически
Существует опасность психологического
«давления» на участников
комфортных условий для участников. и формального их согласия с мнением фокус-группы.
Фокус-группы эффективны в целях изучения психологических установок, отношений, опыта и эмоционального состояния участников.
Отдельные участники могут доминировать в работе группы, что, возможно, приведет к ложному чувству согласия.
Фокус-группы могут предоставить уникальную информацию, свидетельствующую о многочисленном разнообразии точек зрения.
Вероятна сложность в установлении различий между отдельными участниками группы.
Способствуют получению информации о динамике взаимоотношений в контексте работы группы.
В случае малочисленности группы сомнительна объективность сформулированных выводов по итогам работы.
Наблюдение
Наблюдение представляет собой описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта (Грейди 1998, 23-24). Наблюдения могут быть эффективны в случае их проведения в сочетании с другими методами сбора данных. Подготовительный этап процедуры наблюдения предполагает: o разработку плана наблюдения и модели сбора данных; o утверждение регламента проведения, предполагающего различное время дня; o вовлечение коллег в процедуру наблюдения; o подготовка технических средств и согласование с наблюдаемым объектом вопроса осуществления видеозаписи наблюдения; o учет психологических факторов, влияющих на процесс.
(Учительская ассоциация Альберта, 2000)
Таблица 6: Преимущества и недостатки использования наблюдения и
аудио/видео записей
Преимущества
Недостатки
Наблюдение
с
последующим
письменным
фиксированием
Мобильно в вопросе незамедлительного предоставления отчета; наблюдатель видит то, что действительно происходит; предоставляет возможности для полного обозрения класса или школы для наблюдателя.
Необходимость принятия незамедлительных решений по выбору объекта видеозаписи, в связи с чем итоговый отчет может быть поверхностным или недостоверным.
Видео-наблюдение
Предоставляют возможности неоднократного просмотра всего записанного материала или его
Невозможность произведения записи такой информации, как температура в комнате, запахи, события,
Фокус-группы эффективны в целях изучения психологических установок, отношений, опыта и эмоционального состояния участников.
Отдельные участники могут доминировать в работе группы, что, возможно, приведет к ложному чувству согласия.
Фокус-группы могут предоставить уникальную информацию, свидетельствующую о многочисленном разнообразии точек зрения.
Вероятна сложность в установлении различий между отдельными участниками группы.
Способствуют получению информации о динамике взаимоотношений в контексте работы группы.
В случае малочисленности группы сомнительна объективность сформулированных выводов по итогам работы.
Наблюдение
Наблюдение представляет собой описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта (Грейди 1998, 23-24). Наблюдения могут быть эффективны в случае их проведения в сочетании с другими методами сбора данных. Подготовительный этап процедуры наблюдения предполагает: o разработку плана наблюдения и модели сбора данных; o утверждение регламента проведения, предполагающего различное время дня; o вовлечение коллег в процедуру наблюдения; o подготовка технических средств и согласование с наблюдаемым объектом вопроса осуществления видеозаписи наблюдения; o учет психологических факторов, влияющих на процесс.
(Учительская ассоциация Альберта, 2000)
Таблица 6: Преимущества и недостатки использования наблюдения и
аудио/видео записей
Преимущества
Недостатки
Наблюдение
с
последующим
письменным
фиксированием
Мобильно в вопросе незамедлительного предоставления отчета; наблюдатель видит то, что действительно происходит; предоставляет возможности для полного обозрения класса или школы для наблюдателя.
Необходимость принятия незамедлительных решений по выбору объекта видеозаписи, в связи с чем итоговый отчет может быть поверхностным или недостоверным.
Видео-наблюдение
Предоставляют возможности неоднократного просмотра всего записанного материала или его
Невозможность произведения записи такой информации, как температура в комнате, запахи, события,
фрагментов; нет давления в принятии незамедлительных решений; фокус может быть направлен только на учителя, или на отдельного субъекта, или на группу учащихся.
Записанный материал можно обсудить с участниками. происходящие вне объектива камеры; психологическое негативное воздействие на класс из-за присутствия камеры.
Одна камера может показывать лишь одну перспективу.
Аудиозапись
Возможности неоднократного прослушивания в процессе обсуждения, анализа или составления совместного письменного отчета; радио- микрофон может быть использован для получения записи высокого качества информации, подаваемой учителем; комментарии наблюдателя могут быть записаны одновременно; позволительна дальнейшая расшифровка ситуации.
Потеря таких важных визуальных сигналов, как выражение лица, жестикуляция, язык тела, движения.
В случае отсутствия радио- микрофона возможен некачественный звук, что усиливается недостаточной акустикой. Сложности в идентификации личностей говорящих; значительно увеличивается время для анализа материала.
Второстепенные источники
Визуальные образы
Визуальные образы могут быть использованы в случае произведения записей событий, происходящих в классе при помощи фотографий, либо фотографии могут служить в качестве основы при проведении интервью, а именно: интервью направлено на обсуждение с собеседником значения фотографий, фильмов или видео и т. д.
Дневники/журналы
Дневники служат источником данных исследования, которые могут быть полезными для последующего анализа. В процессе проведения интервью руководство по ведению дневников может быть открытым, предоставляя широкий спектр рассматриваемых вопросов.
Анализ документов
❏ результаты достижений учащихся
❏ диагностическое оценивание
❏ образцы работы учащихся
❏ журнал посещаемости
❏ отдельные отчеты
❏ архив
❏ регистрация поведения ❏ обзор литературы
❏ поиск в Интернете
❏ журнал
❏ планы учебных занятий ❏ портфолио
❏ отчет о проделанной работе
❏ предварительное и итоговое тестирование
Записанный материал можно обсудить с участниками. происходящие вне объектива камеры; психологическое негативное воздействие на класс из-за присутствия камеры.
Одна камера может показывать лишь одну перспективу.
Аудиозапись
Возможности неоднократного прослушивания в процессе обсуждения, анализа или составления совместного письменного отчета; радио- микрофон может быть использован для получения записи высокого качества информации, подаваемой учителем; комментарии наблюдателя могут быть записаны одновременно; позволительна дальнейшая расшифровка ситуации.
Потеря таких важных визуальных сигналов, как выражение лица, жестикуляция, язык тела, движения.
В случае отсутствия радио- микрофона возможен некачественный звук, что усиливается недостаточной акустикой. Сложности в идентификации личностей говорящих; значительно увеличивается время для анализа материала.
Второстепенные источники
Визуальные образы
Визуальные образы могут быть использованы в случае произведения записей событий, происходящих в классе при помощи фотографий, либо фотографии могут служить в качестве основы при проведении интервью, а именно: интервью направлено на обсуждение с собеседником значения фотографий, фильмов или видео и т. д.
Дневники/журналы
Дневники служат источником данных исследования, которые могут быть полезными для последующего анализа. В процессе проведения интервью руководство по ведению дневников может быть открытым, предоставляя широкий спектр рассматриваемых вопросов.
Анализ документов
❏ результаты достижений учащихся
❏ диагностическое оценивание
❏ образцы работы учащихся
❏ журнал посещаемости
❏ отдельные отчеты
❏ архив
❏ регистрация поведения ❏ обзор литературы
❏ поиск в Интернете
❏ журнал
❏ планы учебных занятий ❏ портфолио
❏ отчет о проделанной работе
❏ предварительное и итоговое тестирование
❏ самооценивание
❏ результаты тестирования в рамках внешнего контроля
❏ ______________________❏ ______________________
❏ ______________________❏ ______________________
❏ ______________________❏ ______________________
Наблюдение
❏ контрольный лист ❏ единичный случай наблюдения
❏ социограммы ❏ правила
❏ видеозаписи ❏ фотографии
❏ ______________________ ❏ ______________________
❏ ______________________ ❏ ______________________
Интервью
❏ ученики ❏ учителя
❏ руководители
❏ родители
❏ специалисты ❏ фокус-группы
❏ опрос
❏ анкетирование
❏ ______________________ ❏ ______________________
❏ ______________________ ❏ ______________________
Большая часть материалов подлежит анализу и идентификации. Учителя могут пожелать использовать данные, полученные в классе или данные, собранные в подгруппе, в зависимости от характера вопроса. Отдельные данные поддаются количественному измерению и могут быть проанализированы без использования статистической или технической обработки. Другие данные, такие как мнения, отношение к чему-либо могут быть оформлены в форме таблицы. Рекомендуется также просмотр данных, не поддающихся измерению, но, при этом, являющихся важными элементами, которые следует зафиксировать.
Наблюдение предмета исследования
Джоан Ричардсон (Система идентификации имён 2000, 2) предложен примерный порядок действий в процессе анализа данных:
1. Определение тематики, направления и ключевых идей собранных данных.
2. Отбор из полученного перечня данных наиболее значимых.
3. Классифицирование информации, в соответствии с определенной тематикой; создание, в случае необходимости, подтем.
4. Сопровождение работы письменными записями.
5. Анализ собранной информации. Определение моментов, встречающихся наиболее часто и являющихся наиболее значимыми.
6. Письменное фиксирование всех возникших в ходе работы идей.
Согласование собранной информации с каждой из значимых идей.