Файл: Евразийский национальный университет им. Л. Н. ГумилеваКафедра Экономика и предпринимательство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для оценки эффективности инвестирования
используются следующие показатели и методы оценки.
Срок окупаемости.
Срок окупаемости – это период, необходимый для возмещения исходных инвестиций за счет прибыли от реализации проекта. При этом под прибылью в данном случае понимается
чистая прибыль
после вычета налогов, плюс финансовые издержки, проценты и амортизация.
• В период окупаемости включают продолжительность строительства, но можно ее не включать.
Во втором случае он будет, естественно, короче.

Норма прибыли. Она основывается на эксплуатационных отчетах, а показатель представляет собой отношение прибыли за полный год эксплуатации к исходным инвестиционным затратам. Величина нормы прибыли зависит, следовательно, от того, как определены понятия
«прибыль» и «капитал».
Варианты расчетов следующие:
- валовая прибыль, или прибыль облагаемая налогом, отнесенная к общим инвестиционным затратам;
- чистая прибыль + амортизация, отнесенная к общим инвестиционным затратам.
К числу
недостатков показателя нормы прибыли следует отнести
следующие:
• невозможно найти репрезантивный
(характерный) год, который можно взять за основу;
• норма прибыли не учитывает годы с налоговыми льготами.

Компаудинг
– как вырастет базовая сумма инвестиций при ежегодном приросте дохода. Этот метод имеет схожесть с образованием снежного кома.
• К примеру, вложена определенная сумма, увеличили ее через год на
10%, через год вложили уже возросшую сумму в бизнес, получили
10% уже на нее и так далее. По существу, это набегающий сложный процент.
Пример: 10000 тенге, вложенных в бизнес по 10% роста при условии ежегодного реинвестирования дохода через 5 лет возрастут до 16105 тенге (умножим исходные 10000 тенге на 1,1 в пятой степени: 10000 х
1,1х1,1х1,1х1,1х1,1 = 10000 х(1,1)
5
=10000х 1,611= 16110).
• Разница в том, коэффициент берется из округленных таблиц компаудинга, а при расчете «вручную» получается несколько иная цифра – 16105.


Дисконтирование (метод проведения будущих доходов к чистой текущей стоимости). Принцип дисконтирования обратен принципу компаудинга.
Компаудинг
есть приведение сегодняшней суммы к заданному моменту в будущем.

Дисконтирование – обратный процесс, это приведение будущих доходов к сегодняшнему моменту времени, расчет текущей стоимости будущего потока инвестиций.

Чистая текущая стоимость проекта
определяется как стоимость, полученная путем дисконтирования (приведения будущего к настоящему), отдельно на каждый год, разности всех оттоков и притоков финансовых средств.
Техника дисконтирования универсальна. Дисконтировать можно и будущие доходы и будущие расходы, вычисляя их на сегодняшнюю
текущую стоимость.
Знание последней помогает заранее сравнивать доходность альтернативных
вариантов инвестирования.
Дисконтирование позволяет сочетать финансовый и технико-производственный аспекты предпринимательства, смотреть на производство глазами финансиста.


Коэффициенты дисконтирования обратно пропорциональны соответствующим коэффициентам
компаудинга.

Коэффициенты дисконтирования рассчитываются по формуле:
• где %- десятичное выражение ставки процента.

Например, 10% будет выглядеть как 0,1, а 30%- 0,3.
• Существуют стандартные таблицы этих коэффициентов, их не обязательно каждый раз считать «вручную».

Инвестиционный спрос
– это потенциальная потребность, выражающаяся в денежной форме, на приобретение товаров инвестиционного характера в целях получения дохода. То есть, спрос на инвестиции –
это реальные денежные средства, которые имеются в наличии, и их хотят именно так потратить.
Факторы спроса на инвестиции могут быть и субъективного, и объективного характера.
Объективные факторы:
состояние экономической конъюнктуры, а именно, ставка процента и ожидаемая норма чистой прибыли.
Субъективный фактор
– решение предпринимателя вложить средства в товар инвестиционного назначения.
Зависимость между изменением величины инвестиций и ставкой процента во времени в графической форме показывает кривая спроса на инвестиции. Зависимость между ними – обратная, и отсюда следуют важные выводы.

Во-первых, выгодными инвестиции
являются до тех пор, пока ожидаемая
норма чистой прибыли равна ставке
процента. Спрос на инвестиции – это самая быстро меняющаяся составляющая совокупного спроса.
Во-вторых, государство, меняя ставку
процента,
может в необходимом
направлении изменять уровень
расходов на инвестиции.
Рост ставки процента приведет к общему сокращению инвестиций и позволит осуществлять только высоко прибыльные инвестиционные проекты.
При понижении ставки процента
выгоднее
становится работа над
инвестиционными решениями,
имеющими низкий ожидаемый
уровень прибыли. В этом случае совокупный спрос на инвестиции увеличивается.

В-третьих, кривую инвестиционного
спроса смещает вправо любой фактор,
влияющий на повышение ожидаемой
доходности инвестиции и наоборот.
Например, повышение налога на доход от капитала сразу сместит кривую спроса на инвестиции в левую сторону, то есть, в сторону его уменьшения.
Основные факторы, влияющие на
ожидаемую прибыль от инвестиций:
ожидания предпринимателей
(оптимистические ожидания смещают кривую в правую сторону, пессимистические – влево),
уровень налогообложения,
издержки на основной капитал (чем больше издержек, тем меньше ожидаемая прибыль),
научно-технические нововведения
(как стимул для увеличения инвестиций).



Краткосрочный спрос на инвестиции
может возникнуть при переходе предприятия на новый вариант мощностей за счет инвестирования капиталовложений в сами производственные фонды. Суть его заключается в потребности дополнительных вложений и приросте за счет инвестиций капитала.

Долгосрочный спрос
связан с общим объемом производственного капитала, от которого будет получена прибыль.

Краткосрочный спрос на капитал
и
предложения инвестиционных
фондов
взаимодействуют на рынке определенным образом,
образуя на пересечении кривых равновесный уровень ставки
процента. При таком проценте финансовые средства предприятий в виде различных вкладов равны величине инвестиций, которые предприниматели желают приобрести для получения прибыли.

Итак,
спрос на инвестиции
– это реальные денежные средства, которые действительно есть в наличии, и есть желание их потратить на приобретение товара инвестиционного назначения в целях дальнейшего получения прибыли.

5. Земля как специфический экономический ресурс.
Особенности предложения земли.
Земля
является главным фактором производства в сельском хозяйстве. Особенностью земли является ее ограниченность и неподвижность (немобильность).
Так как количество земли - величина фиксированная,
предложение земли неэластично.
В рыночной экономике
земля
является объектом купли-
продажи и имеет цену.
Владелец земли стремится продать ее за такую сумму, которая, если положить ее в банк, будет приносить ежегодный процент, равный ежегодной ренте.

Поэтому цена земли зависит от двух величин:
• размеров земельной ренты, которую можно получить, став собственником земли;
• ставки ссудного процента.
Цена земли = размер ренты/ величина ссудного
капитала *100%
• Например, если ежегодный доход в виде ренты составляет 1000 $, а ставка ссудного % равна 5%, то цена земли 1000/5*100%=20 000$.
Вывод:
цена земли растет, если увеличивается размер ренты, и падает, если повышается норма процента.

На
предложение земли
влияют следующие
факторы:
• плодородие;
• местоположение (отдаленность от рынка сбыта).
Спрос на землю
неоднороден и включает сельскохозяйственный спрос и несельскохозяйственный. В зависимости от этого влияют разные факторы.

Земельная рента
- это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых строго ограничены.


Уровень ренты зависит:
- от неэластичности предложения;
- от спроса на конечный продукт. Если цена и спрос на пшеницу повысится, то и спрос (сельскохозяйственный) увеличится.
Если же увеличится цены и спрос на строительство, то увеличится несельскохозяйственный спрос на землю.

• В экономической литературе различают
абсолютную и дифференциальную ренты.
Абсолютная рента
– это рента, имеющаяся на всех без исключения участках земли.
Дифференциальная рента
возникает на лучших и средних участках земли как разница между ценой производства продукции, полученной на средних и лучших по плодородию участках, и общей ценой, определяемой худшими условиями производства.
• Дифференциальная рента существует в двух видах:
дифференциальная рента 1
и
дифференциальная рента 2.

Дифференциальная рента 1
связана с различием в качестве земли.
Дифференциальная рента 1
делится на
ренту по плодородию, получаемую с более плодородных земель и
ренту по месту расположения земельных
участков,
получаемую с земель стратегически выгодно расположенных по отношению к материалам, труду и потребителям.

Дифференциальная рента
2
предполагает интенсивный метод земледелия, добавочного вложения капитала, повышения плодородия почвы, применения прогрессивных биотехнологий и т.д.
В результате повышается урожайность, быстрее окупаются затраты. Предприниматель получает дополнительную прибыль.
Дифференциальная рента 2
выступает стимулом земледелия, но в отличие от
дифференциальной ренты 1
по истечении срока аренды становится достоянием земельного собственника, что является помехой внедрения рыночной экономики в аграрный сектор.

Если собственник земли сдает землю в
аренду, то арендатор платит ему
арендную
плату, которая включает в себя земельную ренту плюс плату за пользование имеющимися на земле постройками. Сам же арендатор получает среднюю прибыль на капитал, который он вложил в хозяйство.

Спасибо за внимание!