Файл: Методические рекомендации по вопросам выявления коррупционных правонарушений в органах местного самоуправления муниципальных образований.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Более детальные аспекты анализа освещены в методических рекомендациях по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в которых содержатся подробные рекомендации по анализу всех разделов справки.
Помимо использования методического инструментария Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, практика применения показывает, что примерный алгоритм действий при выявлении коррупционных правонарушений в муниципальных образованиях Краснодарского края может включать в себя:
изучение штатного расписания муниципального органа на предмет выявления должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;
изучение личных дел муниципальных служащих для установления семейного положения, предыдущего места работы и др.;
изучение служебных обязанностей муниципальных служащих, выделение при этом тех, кто занимается вопросами закупок, выполняет контрольные или надзорные функции, а также в ведении которых находятся вопросы привлечения к административной ответственности;
изучение материалов заседаний комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в том числе в части рассмотрения заявлений муниципальных служащих о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
проверку исполнения обязанности по преставлению сведений о доходах (наличие справок, в том числе на членов семьи);
анализ имеющейся информации.
Также при анализе справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера рекомендуем пользоваться общедоступной информацией, размещенной органами государственной власти на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В частности, на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, можно по адресу узнать общую информацию о недвижимом имуществе.
Практика свидетельствует также о результативности использования Информационного ресурса "СПАРК", содержащего информацию о зарегистрированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, федерального информационного ресурса "Получение открытых и общедоступных сведений, содержащихся в ФБД ЕГРЮЛ и ЕГРИП, с использование сети "Интернет", государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (https://sudrf.ru), банк данных исполнительных производств (
http://fssprus.ru/iss/ip), единая информационная система в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru), информационный сервис "Rusprofile" (https://www.rusprofile.ru) и др.
По результатам проведенного анализа муниципальный служащий, работник уполномоченного подразделения может сделать вывод об отсутствии оснований для инициирования проведения проверки достоверности и полноты сведений, либо о наличии достаточной для инициирования проведения проверки информации, в том числе присутствии признаков конфликта интересов, иных нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 273-ФЗ лица, совершившие коррупционные правонарушения, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом разновидностей совершаемых коррупционных правонарушений именно дисциплинарная ответственность является наиболее широко используемой в правоприменительной практике.
Основания и порядок применения дисциплинарной ответственности применительно к муниципальным служащим урегулирован в статьях 141, 15, 271 Федерального закона № 25-ФЗ.
За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение в связи с утратой доверия.
Для данного вида ответственности предусмотрен особый порядок привлечения к взысканию, основанный на результатах специальной антикоррупционной проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
При этом взыскания, предусмотренные статьями 141, 15 и 27 Федерального закона № 25-ФЗ , применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Правоприменительная практика показывает, что органами местного самоуправления допускается привлечение к ответственности муниципальных служащих без соблюдения соответствующего порядка, а также проведенных надлежащим образом антикоррупционных проверок. Отдельные проверки органами местного самоуправления проводятся либо ускорено, либо формально для быстрого принятия решения о наказании, возможно в целях скорейшего ослабления внимания надзорных органов. Лица, ответственные за проверку, не подготавливают запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу указанного не выявляются и неподтвержденные расходы или более серьезные нарушения относительно представления сведений о доходах.
Законом № 2875-КЗ установлен порядок проверки:
1) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
2) достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами Российской Федерации при поступлении на муниципальную службу в Краснодарском крае;
3) соблюдения муниципальными служащими в Краснодарском крае ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей.
Указанные проверки осуществляются по решению представителя нанимателя (работодателя), которое принимается отдельно в отношении каждого гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы, или муниципального служащего и оформляется в письменной форме.
По решению представителя нанимателя (работодателя) проверку осуществляет должностное лицо кадровой службы, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, или иное должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений).
Проверка осуществляется лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений:
1) самостоятельно;
2) путем инициирования перед главой администрации (губернатором) Краснодарского края предложения о направлении запроса (запросов) о представлении сведений и проведении оперативно-розыскных мероприятий (при необходимости направления запроса в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую Законом тайну, а также при необходимости направления запроса о проведении оперативно-розыскных мероприятий в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении, на основании мотивированного ходатайства лица, проводившего проверку.
При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.
По результатам проверки лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, представляет представителю нанимателя (работодателю), принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах.
В рамках проверки возможно направление в установленном порядке запросов. Запросы, в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляются уполномоченными должностными лицами, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 апреля 2020 г. № 225 определен Порядок представления главе администрации (губернатору) Краснодарского края документов для направления запросов, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Закона Краснодарского края от 30 декабря 2013 г. № 2875-КЗ "О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, соблюдения
муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей", и их рассмотрения".
Информация о доходах может быть получена в ФНС России (устанавливаются доходы, полученные должностным лицом в течение рассматриваемого периода, информация о банковских счетах, открытых на должностное лицо, а также доли участия в уставных капиталах организаций), ПФР России и других организациях.
Направление запроса в организацию, в которой должностное лицо осуществляет иную оплачиваемую работу или работало ранее, может способствовать установлению трудовых обязанностей должностного лица в данной организации и конкретного вида поручаемой ему работы.
Запрос в Росреестр позволит установить наличие зарегистрированных прав должностного лица на недвижимое имущество, а также лиц, с которым совершены сделки по купле-продаже такого имущества.
Информация о наличии у работника (гражданина) транспортных средств может быть запрошена в ГИБДД МВД России, органах гостехнадзора (тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним), МЧС России (маломерные суда), Росавиации (воздушный транспорт), Росморречфлота (морские суда).
Запрос в кредитные организации позволит установить информацию о банковских счетах, открытых на должностное лицо, получить информацию об осуществляемых денежных переводах по таким счетам, об используемых должностным лицом банковских продуктах (кредит, вклад, ипотека и пр.).
Сведения о наличии у работника (гражданина) статуса индивидуального предпринимателя или руководителя организации, вхождение в состав исполнительных органов юридического лица, вхождение в состав учредителей (участников) юридического лица, а также сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, а также ряд иных сведений о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
При изучении соблюдения установленных запретов и ограничений, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов необходимо проанализировать имеющиеся в общедоступных информационных ресурсах сведения, в том числе о возможном несоблюдении должностными лицами запретов и ограничений, их участия в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, сопоставив эту информацию с данными о: