Файл: Справочник в помощь ученикам 5 класс оглавление задания Содержание стр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГОТОВИМСЯ К ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ





СПРАВОЧНИК

В ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ

5 КЛАСС


ОГЛАВЛЕНИЕ


№ задания

Содержание

стр.

Задание 2

Фонетический разбор

Морфемный разбор

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имени прилагательного

Синтаксический разбор

3

4

5

5

5

Задание 3

Ударение

7

Задание 4

Части речи

8

Задание 5

Предложение с прямой речью

9

Задание 6

Знаки препинания при однородных членах предложения

10

Задание 7

Знаки препинания в сложном предложении

11

Задание 8

Определение основной мысли текста

12

Задание 9

Работа с текстом

13

Задание10

Тип речи

14

Задание11

Толкование лексического значения слова

14

Задание12

Антонимы, синонимы

15




Стили речи

16






Звуки


Гласные

Согласные




Ударные




Безударные

глухие или звонкие

мягкие или твердые

10 букв: а о у ы э

я ё ю и е

Всегда звонкие: [Р], [Л], [М], [Н], [Й]

6 звуков: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И]

Всегда глухие: [Ц], [Ч], [Щ], [Х]

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

Всегда мягкие: [Й,], [Ч,], [Щ,]

1) в начале слова: яма, А]

2) после гласной: маяк , А]

3) после ь и ъ: вьюга , У]
В остальных случаях эти буквы смягчают предшествующий согласный:

мяч `А Ч`]
Внимание:

1) Буквы Ь и Ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые «непроизносимые» согласные: солнце, местность
2) В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые не имеют буквенного обозначения: бульон, соловьи

Соловьи [САЛАВЙ , И],

Всегда твердые: [Ц], [Ж], [Ш]

ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА:
РЕКА – [Р`И К А]-2 слога
Р [р,] - согласный, звонкий, мягкий, непарный;
Е [и] – гласный, безударный;
К [к]– согласный, глухой, твердый, парный;
А [а] - гласный, ударный

4 б., 4 зв.







безветренный(2)

без- – приставка

-ветр- – корень

-енн- – суффикс

-ый – окончание

безветренн-основа слова

Советы

Чтобы выполнить морфемный разбор слова, надо:

  1. определить, какой частью речи является слово;

  2. графически обозначить его основу и окончание (если это изменяемое слово); устно указать значение окончания;

  3. устно подобрать однокоренные слова, выделить корень;

  4. выделить приставки и суффиксы (если они есть), устно определить их значение.

Окончания нескольких частей речи


имя существительное в И.п.

имя прилагательное в И.п.

Глагол

Кто? Что?




Какой? Чей?




Что делать? Что сделать?

1 скл.

2 скл.

3 скл.

М.Р.

Ж.Р.

СР.

Н.Ф. (инфинитив)

М.Р.

Ж.Р.

М.Р.

СР.Р.

Ж.Р.

-ЫЙ,

-ИЙ,

-ОЙ

-АЯ

-ЯЯ

-ОЕ

-ЕЕ

-ТИ

несТИ
















-ТЬ

жиТЬ





нулевое

-О, -Е

Нулевое










нулевое окончание

беречь

жечь







синИЙ

зелёнЫЙ

голубОЙ

синЯЯ зелёнАЯ

краснОЕ синЕЕ





партА,

дядЯ

меч,

полЕ,

яблокО

дочь, мать
























НАСТ. BP. / БУД. BP.



















1л. -У(-Ю) -ЕМ

- У (-Ю) -ИМ

2 л. -ЕШЬ-ЕТЕ

-ИШЬ-ИТЕ

3 л. -ЕТ - УТ (ЮТ)

-ИТ -AT (ЯТ)




МН.Ч.










-ИЕ

-ЫЕ

синИЕ

зелёнЫЕ





В кратких прилагательных

окончание А, О, И, нулевое:

девушка красивА,

дитя красивО,

мы красивЫ,

он красив

лечУ, летИШЬ, летЯТ,

летИТЕ, живЁШЬ, живЁТЕ





ПРОШ. BP.





Ж.Р.

М.Р.

СР.







нулевое







пришлА

пришёл

пришлО





МН.Ч.







пришлИ




Схема морфологического разбора имени существительного

I. Часть речи

II. Начальная форма (И.п.,ед.ч.) пост. признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, непост. признаки число, падеж.

III. Член предложения

Пример:

В саду поспели груши.

I. В саду – сущ., обозначает предмет

II. Н.ф. – сад, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед. ч., П.п.,

III. В предложении является обстоятельством.
Схема морфологического разбора имени прилагательного

I. Часть речи, общее грамматическое значение.

II. Н.ф. (форма м. р. ед. ч. в И. п.). Пост. признаки: полная или краткая форм, непост. признаки: род (в ед.ч.), падеж, число.

III.Синтаксическая роль прилагательного (каким членом предложения является

прилагательное).

Пример:

(в) большие(3) (стаи)

I. (в) большие (стаи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в стаи

(какие?) большие;

II. Н. ф. – большой; в полной форме, во мн. числе, в В. п.

III. В предложении является определением.



Чтобы выполнить синтаксический разбор, надо:

  1. охарактеризовать предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

  2. подчеркнуть грамматическую основу и указать средства её выражения;

  3. охарактеризовать строение предложения (простое, односоставное или двусоставное);

  4. определить, распространенное или нет, подчеркнув второстепенные члены предложения и указав средства их выражения;

  5. отметить, есть ли в предложении однородные члены, обращение.

Например:

Онибыстровянут, теряютяркийзелёныйцвет.(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Грамматическая основа: они (подлежащее), вянут, теряют (однородные сказуемые).

Второстепенные члены предложения: (вянут) быстро – обстоятельство; (цвет) яркий –

определение; (цвет) зелёный – определение.
Виды простых предложений

План разбора

содержание

Пояснение

примеры

1. по цели высказывания

Повествовательное

содержит сообщение

Сегодня весь день идёт дождь.

Вопросительное

содержит вопрос

Ты поёдешь гулять?

Побудительное

побуждает к действию (предлагает, просит, требует)

Собирайся и иди в школу. Подойди, пожалуйста, ко мне.

2. по интонации (= по эмоциональной окраске)

Восклицательные

Интонация к концу предложения повышается

Как хороши, как свежи были розы!

Невосклицательные

Интонация к концу предложения понижается

Как хороши, как свежи были розы.

3. указать, что предложение простое, если ОДНА грамматическая основа

4. по наличию главных членов

Двусоставные

есть оба главных члена

Только серые вороны расшумелись на снегу.

Односоставные

только один из главных членов: (подлежащее или сказуемое)

Еду. Тихо. Люблю грозу в начале мая.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Темная ночь.

5. по наличию второстепенных членов

Распространенные

есть хотя бы один второстепенный член предложения.

Наступила холодная осень.

Нераспространенные

нет второстепенных членов

Осень наступила. Высохли цветы.

6. по наличию однородных членов предложения, вводных слов или обращения

Осложнено

Однородными членами или обращением

Как хороши, как свежи были розы! (осложнено однородными сказуемыми) Спой, светик, не стыдись. (осложнено обращением)

Не осложнено

Нет однородных членов или обращения

Люблю грозу в начале мая. (не осложнено)





ЗАПОМНИТЕ:

бАрмен,

бОроду, бОроды,

борОд, бородАм,

вОвремя,

ворОта,

дефИс,

дешевИзна,

диспансЕр,

добелА,

довезЁнный,

дОверху,

донЕльзя,

дОнизу,

досУг,

дОсуха,

доЯр,

завИдно,

зАгнутый,

зАгодя,

закУпорить,

зАсветло,

зАтемно,

звонИт,

защемИть,

защемИт,

жалюзИ,

исчЕрпать,

избалОванный,

каталОг,

каучУк,

квартАл,

киломЕтр,

киоскЁр,

красИвее,

кремЕнь, кремнЯ,

мастерскИ,

мозаИчный,

молЯщий,

надОлго,

ненадОлго,

новостЕй, нОвости,

новорождЁнный,

нОгтя,

оптОвый,

Отрок, Отрочество,

откУпорить,

пОчестей,

пЕтля,

свЁкла,

сирОты,

срЕдства,

сОгнутый,

сорИт,

стАтуя,

столЯр,

тамОжня,

танцОвщица,

тОтчас,

фенОмен,

цепОчка,

чЕлюстей,

чЕрпать,

шассИ,

школЯр,

щавЕль,

щемИть,

щемИт,

экспЕрт


ПОДСКАЗКИ к ЗАДАНИЮ 3

Ударное окончание!

Ударный первый слог корня!

Проверочное однокоренное слово с ударным слогом!

Ударное окончание!

Ударный последний слог!

Ударный последний слог!

включИт

вручИт

защемИ

звонИт

кровоточИт

наделИт

накренИтся

облегчИт

ободрИт

обострИт одолжИт

окружИт

сверлИт

углубИт

укрепИт

щемИт

но:

плодонОсит, плодоносИть

аэропОрты

бАнты

Иксы

крАны

пОрты

склАды тОрты

шАрфы

шпрИцы


бухгАлтеров (бухгАлтер)

вероисповЕдание (вЕдать)

кАшлянуть (кАшель)

кУхонный (кУхня)

лЕкторов (лЕктор)

мЕстностей (мЕсто)

надОлго (дОлго)

нОгтя (нОготь)

освЕдомиться (вЕдать)

Отрочество (Отрок)

пОчестей (пОчесть)

сирОты (нет сирОт)

слИвовый (слИва)

тУфля (тУфли)

чЕлюстей (чЕлюсть)


бралА

вернА взялА

влилАсь

воспринялА

воссоздалА

ворвалАсь

гналАсь

добралАсь

дождалАсь

занятА

запертА

заселенА

лгалА

лилА

ловкА навралА

налилА

налитА

начатА

принялА

принятА

рвалА

снятА

но:

клАла

укрАла

крАлась

послАла

водопровОд

газопровОд

нефтепровОд

но:

электропрОвод
________

премировАть

нормировАть

баловАть

пломбировАть

опломбировАть
(тренировАть -

проверочное слово для данных глаголов)

монолОг

диалОг

каталОг

некролОг

___________

Ударный

суффикс

–ЛИВ-
болтлИва прозорлИва

смазлИва

суетлИва

но:

прожОрлива

_____

ломОта,

дремОта

но:

тошнотА
















































НАРЕЧИЕ






































В, НА, ПОД, НАД, ИЗ, К, С и др.

И, А, НО, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=НО), ДА (+=И) и др.

НЕ, ВСЁ-ТАКИ, БЫ, ТОЛЬКО, ЛИШЬ и др.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

ГЛАГОЛ














Части речи

Вопросы

Грамматическое значение

Примеры

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное

Кто? Что?

предметность

Парта, лес, море, красота

Имя прилагательное

Какой? Чей?

Признак предмета

Красивый, умный

Имя числительное

Сколько? Какой по счёту?

Количество или порядок при счёте

Два, двести,

пятый

Местоимение

Кто? Что? Сколько? Который?

Указывает на предмет, признак, но не называет его

Я, мы, каждый, иной, некто, тот, ваш

Наречие

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем?

и Как?

Признак действия. Признак признака

Влево, завтра, никогда, тут

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Части речи

Служат для

Примеры

союз

связи однородных членов и частей сложного предложения

Пришёл И увидел

предлог

связи слов в словосочетании

Пошёл В школу

частица

передачи дополнительных значений значения

НЕ пришёл

ТОЛЬКО ты



1. Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с большой буквы.

2. Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие: