Файл: Справочник в помощь ученикам 5 класс оглавление задания Содержание стр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типы речи
Алгоритм определения типа речи
Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:
-
автор ставит перед собой задачу статистически изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ? Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины); -
Автор ставит перед собой задачу динамически отразить действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ. Повествование: последовательно описаны действия и состояния персонажей); -
Повествование
Что делает предмет?
Что и как произошло?
Рассказ о событиях, действиях, происшествиях
1. Завязка
2. Развитие действия
3. Кульминация (наивысшая точка)
4. Развязка
Это мир в движении (один кадр сменяет другой)
1. Ведущая часть речи – глагол, обозначающий динамику, особенно в форме прошедшего времени (например, увидел, приехал, разработал).
2. Последовательность событий.
3. Частотны наречия места и времени (например, там, здесь, оттуда, завтра, вчера, скоро)
Описание
Какой предмет?
Изображение (описание) какого-либо явления действительности: портрета, пейзажа,
животного,
картины,
интерьера
Перечисление общего и частных признаков,
Впечатление о ком-либо или о чём-либо, возможен вывод.
1) общее представление описываемого;
2) описание деталей, частей;
3) отношение к описываемому.
Это мир в покое
(одна фотография)
1. Ведущая часть речи – существительное и прилагательное.
2. Глагол статичен.
3. Предложения простые.
Рассуждение
Почему так, а не иначе?
Что из этого следует?
Как быть?
Размышление о том, почему произошло что-либо, почему человек поступает именно так, почему автор пишет именно об этом
1. Тезис (мысль, которую надо доказать).
2. Аргументы (доказательства).
3. Вывод
Это мысли о мире, а не сам мир, поэтому нельзя сфотографировать
1. Частотны вводные слова (например, во-первых, во-вторых, итак, например, следовательно), составные союзы (например, для того чтобы, вследствие того что, потому что)
2. Богатый синтаксис (сложные предложения, вводные конструкции, обособленные обороты)
-
Объяснение должно быть коротким, но чётким. -
Стройте свой ответ по схеме «Москва – это столица нашей Родины». -
Ответ должен быть оформлен в виде законченного предложения. -
Прочитайте примерные ответы:
«Яблоко – это фрукт шаровидной формы зелёного, жёлтого или красного цвета, который растёт на дереве во многих странах мира»,
«Изумрудный (цвет) – это оттенок зеленого, тёмного его спектра»,
«Жадный - стремящийся к наживе, скупой»,
«Любить – это чувствовать глубокую привязанность к кому-, чему-либо, быть преданным кому-, чему-либо.
-
Обратите внимание на части речи: если даёте толкование имени существительному, то записанное вами лексическое значение тоже должно начинаться с имени существительного, если глагол – с глагола, имя прилагательное – с имени прилагательного.
Советы «Как объяснить значение слова»
Существует несколько способов, которые помогают объяснить значение слова (дать его толкование). Для этого можно
-
нарисовать то, что обозначается словом; -
подобрать близкое по значению слово (синоним); -
рассказать о слове так, чтобы в рассказе само это слово не встретилось; -
при подготовке обращаться к словарям (В.И.Даль. «Словарь живого великорусского языка»; Д.Н.Ушаков. «Большой толковый словарь современного русского языка»; С.И.Ожегов. «Словарь русского языка»).
Синонимы – это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Примеры синонимов в русском языке:
кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.
Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
Например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»