Файл: Справочник в помощь ученикам 5 класс оглавление задания Содержание стр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


                          А: «П».       А: «П?»         А: «П!»

3.После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются с маленькой буквы. В конце прямой речи пе

ред словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак:

                        «П», – а.       «П?» – а.     «П!» – а.   

  1. Слова речи, мысли: говорить, сказать, спросить, крикнуть, воскликнуть, ответить, сообщить, обратиться, писать, учить, завещать, объяснить, возразить, прошептать, предложить и т.п.

Например:

М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник». А: «П».

«Хорошая книга – просто праздник», - писал М.горький. «П», – а.

Вера Васильевна спросила: «Какие книги вы любите?» А: «П?»

«Какие книги вы любите?» - спросила Вера Васильевна. «П?» – а.

«Не трогай его!» - закричал Дубровский. «П!» – а.





Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Запятая ставится:

Запятая не ставится:

  1. При 2-х и более однородных членах при отсутствии союза (перечисление):

Сверху видны поля, луга, перелески.

О, О, О.

Перед одиночными союзами и, или, либо, да = и.

О и О ;

О или О ;

О да(=и) О .
Из окна вагона видны поля ИЛИ луга

О или О •
Море ловит стрелы молний И в своей пучине гасит.

О и О •


  1. Между однородными членами перед союзами а, но, да = но.

Из окна вагона видны поля, А не луга

О, а О . О, но О . О, да О .

  1. При повторяющихся союзах после каждого однородного члена:

Сверху видны и поля, И луга, И перелески.

И О, и О, и О.

или О, или О, или О.

то О, то О, то О.

  1. Перед второй частью составных союзов:

На плане обозначены КАК поля, ТАК И леса.

Как О, так и О.






Обобщающее слово при однородных членах предложения

  1. Обобщающее слова — это слово (сочетание слов), которое является общим обозначением ряда однородных членов, т.е. дает им общее название.

  2. Обобщающее слово уточняется рядом однородных членов предложения;

  3. оно является тем же членом предложения, что и однородные;

  4. часто в обобщающего слова выступают существительные, местоимения (всё, все, никто и т.д.), наречия (всюду, везде, никуда и т.д.)

Например:

В поле растут ЦВЕТЫ: ромашки, васильки, лютики.

Ромашки, васильки, лютики – эти ЦВЕТЫ растут в поле.

Знаки препинания при обобщающем слове

Правило

Пример

Если обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, то после него ставится двоеточие.

Снег покрыл всё: и крыши, и деревья, и дороги.

В корзине была дичь: два тетерева и утка.

Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, то оно отделяется тире.

Молоток, напильник, ножовкавсё лежит в ящике для инструментов.

В степи, за рекой, по дорогамвезде было пусто. (Л. Толстой)



  1. Сложное предложение состоит из нескольких частей (2-х и более), в каждом из которых есть грамматическая основа.

  2. Части сложного предложения связаны между собой по смыслу, а также с помощью интонации или интонации и союзов.




Сложное предложение



СОЮЗНОЕ БЕССОЮЗНОЕ


Сложносочиненное Сложноподчиненное
Предложения равноправны одно предложение подчиняется другому,

т.е. одно - придаточное, другое – главное


соединены


сочинительными союзами подчинительными союзами интонацией и смыслу
и, но, а, да, или, то…то, когда, потому что, что, если, хотя, будто,

ни… ни, либо…либо и др. чтобы, так что, несмотря на то что и др.

+ союзными словами: который, чей, какой, где, куда, откуда и др.

Советы «Как правильно поставить запятую в сложном предложении»

  1. Прежде всего убедитесь, что предложение действительно сложное;

  2. для этого в каждой части найдите грамматическую основу;

  3. затем определите границу между частями сложного предложения – на этой границе и следует поставить запятую.




Вспомним…

Тема (О ЧЁМ?)

Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?)

Проблема

(ПОЧЕМУ?)

То, о чём говорится в тексте

Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст?), и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя

Вопрос, о котором рассуждает автор

Спасение бездомного щенка

Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность.

Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему?



Алгоритм размышления

Чтобы определить основную мысль текста, надо:

  1. внимательно прочитать текст;

  2. решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя? К чему призывает читателя?)

  3. найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;

  4. ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.

Советы

  1. Грамотно сформулируйте основную мысль;

  2. проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении;

  3. не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием;

  4. постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;

  5. возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос:

- автор подводит читателя к мысли о том, что…

- автор убеждает нас в том, что…

- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».



Советы

  1. Прежде чем ответить на поставленный вопрос, перечитайте еще раз исходный текст;

  2. при чтении постарайтесь найти ответ на предложенный вам вопрос;

  3. сначала сформулируйте ответ устно;

  4. при оформлении ответа можно использовать цитирование, то есть включить предложение, в котором содержится утверждение на поставленный вопрос, в свою запись.


Например:

Исходное задание:

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что «кузница» служила местом

кормёжки не одному десятку поколений дятлов? Запишите ответ.
Варианты ответов

По мнению писателя, «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек» свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов.


или

Ответ на вопрос «Какой факт свидетельствует о том, что «кузница» служила местом

кормёжки не одному десятку поколений дятлов?» содержится в предложении 12.

или

Автор пишет, что «кузница служила местом кормёжки» дятлам, о чём свидетельствует «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек».