Файл: Справочник в помощь ученикам 5 класс оглавление задания Содержание стр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А: «П». А: «П?» А: «П!»
3.После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются с маленькой буквы. В конце прямой речи пе
ред словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак:
«П», – а. «П?» – а. «П!» – а.
-
Слова речи, мысли: говорить, сказать, спросить, крикнуть, воскликнуть, ответить, сообщить, обратиться, писать, учить, завещать, объяснить, возразить, прошептать, предложить и т.п.
Например:
М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник». А: «П».
«Хорошая книга – просто праздник», - писал М.горький. «П», – а.
Вера Васильевна спросила: «Какие книги вы любите?» А: «П?»
«Какие книги вы любите?» - спросила Вера Васильевна. «П?» – а.
«Не трогай его!» - закричал Дубровский. «П!» – а.
Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
Запятая ставится: | Запятая не ставится: |
Сверху видны поля, луга, перелески. О, О, О. | Перед одиночными союзами и, или, либо, да = и. О и О ; О или О ; О да(=и) О . Из окна вагона видны поля ИЛИ луга О или О • Море ловит стрелы молний И в своей пучине гасит. О и О • |
Из окна вагона видны поля, А не луга О, а О . О, но О . О, да О . | |
Сверху видны и поля, И луга, И перелески. И О, и О, и О. или О, или О, или О. то О, то О, то О. | |
На плане обозначены КАК поля, ТАК И леса. Как О, так и О. | |
Обобщающее слово при однородных членах предложения
-
Обобщающее слова — это слово (сочетание слов), которое является общим обозначением ряда однородных членов, т.е. дает им общее название. -
Обобщающее слово уточняется рядом однородных членов предложения; -
оно является тем же членом предложения, что и однородные; -
часто в обобщающего слова выступают существительные, местоимения (всё, все, никто и т.д.), наречия (всюду, везде, никуда и т.д.)
Например:
В поле растут ЦВЕТЫ: ромашки, васильки, лютики.
Ромашки, васильки, лютики – эти ЦВЕТЫ растут в поле.
Знаки препинания при обобщающем слове
Правило | Пример |
Если обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, то после него ставится двоеточие. | Снег покрыл всё: и крыши, и деревья, и дороги. В корзине была дичь: два тетерева и утка. |
Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов, то оно отделяется тире. | Молоток, напильник, ножовка — всё лежит в ящике для инструментов. В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто. (Л. Толстой) |
-
Сложное предложение состоит из нескольких частей (2-х и более), в каждом из которых есть грамматическая основа. -
Части сложного предложения связаны между собой по смыслу, а также с помощью интонации или интонации и союзов.
Сложное предложение
СОЮЗНОЕ БЕССОЮЗНОЕ
Сложносочиненное Сложноподчиненное
Предложения равноправны одно предложение подчиняется другому,
т.е. одно - придаточное, другое – главное
соединены
сочинительными союзами подчинительными союзами интонацией и смыслу
и, но, а, да, или, то…то, когда, потому что, что, если, хотя, будто,
ни… ни, либо…либо и др. чтобы, так что, несмотря на то что и др.
+ союзными словами: который, чей, какой, где, куда, откуда и др.
Советы «Как правильно поставить запятую в сложном предложении»
-
Прежде всего убедитесь, что предложение действительно сложное; -
для этого в каждой части найдите грамматическую основу; -
затем определите границу между частями сложного предложения – на этой границе и следует поставить запятую.
Вспомним…
Тема (О ЧЁМ?) | Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?) | Проблема (ПОЧЕМУ?) |
То, о чём говорится в тексте | Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст?), и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя | Вопрос, о котором рассуждает автор |
Спасение бездомного щенка | Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность. | Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему? |
Алгоритм размышления
Чтобы определить основную мысль текста, надо:
-
внимательно прочитать текст; -
решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя? К чему призывает читателя?) -
найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста; -
ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.
Советы
-
Грамотно сформулируйте основную мысль; -
проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении; -
не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием; -
постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно; -
возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос:
- автор подводит читателя к мысли о том, что…
- автор убеждает нас в том, что…
- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».
Советы
-
Прежде чем ответить на поставленный вопрос, перечитайте еще раз исходный текст; -
при чтении постарайтесь найти ответ на предложенный вам вопрос; -
сначала сформулируйте ответ устно; -
при оформлении ответа можно использовать цитирование, то есть включить предложение, в котором содержится утверждение на поставленный вопрос, в свою запись.
Например:
Исходное задание:
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что «кузница» служила местом
кормёжки не одному десятку поколений дятлов? Запишите ответ.
Варианты ответов
По мнению писателя, «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек» свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов.
или
Ответ на вопрос «Какой факт свидетельствует о том, что «кузница» служила местом
кормёжки не одному десятку поколений дятлов?» содержится в предложении 12.
или
Автор пишет, что «кузница служила местом кормёжки» дятлам, о чём свидетельствует «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек».