Файл: Конспект урока по орксэ (модуль Светская этика) в 4 классе по теме Уметь понять и простить Тема урока Уметь понять и простить Тип урока Открытие нового знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль Светская этика) в 4 классе по теме:

«Уметь понять и простить»

Тема урока: «Уметь понять и простить»

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель: создание условий для сознательного усвоения нравственных понятий «понимание» и «прощение» и осознания своих поступков и поступков других людей.

Задачи:

Образовательные:

• раскрыть значение слов «понять» и «простить».

Развивающие:

• развивать способность понимать и умение прощать.

Воспитательные:

• воспитывать великодушие, терпение в общении с другими людьми.

Планируемый результат:

Предметные умения:

1)осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

2) познакомить с терминами «простить», «понять» и их значениями в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) строить осмысленные речевые высказывания.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные:

-гуманное отношение к человеку, к родителям;

-способность к самооценке;

-знание основных правил поведения в семье и обществе и ориентация на их выполнение.

Метапредметные:

Регулятивные:

1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

3) учиться работать по коллективно составленному плану;

4) учиться контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя

ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность.

Познавательные:

1) извлекать необходимую информацию из различных источников;

2) осознанно строить речевое высказывание;

3) находить ответы на вопросы в тексте;

4) делать обобщения.

Коммуникативные:

1) формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

2) уметь работать в паре и в группах;

3) наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия: простить, гуманизм, гуманное отношение.

Организация пространства:
Фронтальная работа, работа в паре и группах.

Ресурсы:

- основные

А.И. Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики» учебник 4 класс.

-дополнительные

Мультимедийное сопровождение с презентацией к уроку, компьютер, видеоролик (Сказка А Нееловой «Тысячесвет»); толковые словари С.И.Ожегова, В. И. Даля.

Используемые технологии: Приёмы проблемно – диалогического обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык

Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Деятельность учителя:

Учитель определяет готовность учащихся к уроку, используя стихотворение, мотивирует к деятельности.

Деятельность учеников

Определяют собственную готовность к уроку. Осознают значимость данного урока.

Обучающие и развивающие задания каждого этапа.

Чтение учителем стихотворения. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. (Дети построчно проговаривают строки стихотворения вместе с учителем)

Формируемые универсальные учебные действия

Регулятивные УУД Нацеливание на успешную деятельность.

Личностные УУД

Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Коммуникативные УУД

Планировать учебное сотрудничество.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Цель этапа:актуализировать опорные знания учащихся, необходимые и достаточные для восприятия нового материала;

Деятельность учителя

Выявляет уровень знаний. Анализирует знания учащихся. Задает вопросы.

Деятельность учеников:

Ученики инсценируют стихотворение.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения.

Обучающие и развивающие задания каждого этапа:

1. Ответы на вопросы.

В нашем классе растет необычное дерево - «Дерево мудрости». На нем вырастают золотые яблоки. Эти плоды символизируют ваши успехи в нравственном совершенствовании, достойные золотого правила этики. Как оно формулируется? («Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»)



- Какие понятия мы уже открыли? Раскроем их значение.

- Что такое нравственная установка? (душевное усилие, направленное на достижение нравственной цели, совершение нравственного поступка).

-Что такое бескорыстие? (отсутствие стремления к личной выгоде).

-Каждый урок на нашем дереве вырастают новые яблоки. Сегодня на нашем дереве появятся новые плоды.

2. Выход на тему урока.

- Сегодня мы будем говорить о самом сложном, но очень важном человеческом чувстве.

- Я предлагаю вам прослушать стихотворение Сергея Погореловского. Его прочтут Фатеев Алексей и Юматов Дмитрий.

Слайд

Стихотворение Сергея Погореловского.

Побил меня Гуляев Колька

– Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько.

Я, молча, слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!

Но больше дружбе не бывать.

Ты дружбы не сберег хорошей,

И вот всему конец теперь.

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька – так несмело

Вошел с поникшей головой:

Прости уж. Сердишься? За дело.

Беда, горячий я какой.

Я подхожу к нему мириться.

И говорю ему ну, что ж,

Я не сержусь, чего сердиться.

Я так и знал, что ты придешь.

- Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (О том, как мальчики поссорились, а потом помирились).

- Что помогло мальчикам помириться?

(Колька попросил прощение за свой поступок).

- Почему друг простил Кольку?

(Он попросил прощение, раскаялся в содеянном.)

- Смог ли понять друг поступок Кольки? (смог)

- Какое умение проявил герой-рассказчик? (Умение понять и простить)

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД. Уметь проводить сравнение по заданным критериям, уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД

- учатся оформлять мысли в устной форме - полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения

Регулятивные:

- учатся прогнозировать, вносить коррективы в действия.

Личностные:

- анализируют текст, используя свой эмоциональный потенциал, опыт, знания, оценивают свои чувства;

- развивают речь, кругозор.

ІІІ. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.


Цель этапа: создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся выдвигают цель и формулируют задачи урока.

Деятельность учителя:

Создает проблемную ситуацию.

Фиксирует затруднения.

Организует формулирование темы урока. учащимися.

Организует постановку учебной задачи.

Фиксирует на доске задачи урока.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и

целей урока.

Деятельность учеников:

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Обучающие и развивающие задания каждого этапа:

-Сформулируем тему урока

УМЕТЬ ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ

Выход на проблему.

С каким понятиями мы будем работать?

(«понять» и «простить»)

-Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке? (узнать, что значит «понять» и «простить» и учиться понимать и прощать)

- На какие вопросы необходимо ответить в ходе урока исходя из темы?

- Что значит понять и простить?

- Зачем надо уметь прощать?

- Как простить обиду?

Постановка проблемного вопроса

-Зачем нужно уметь прощать? Что может случиться, если не простить обидчика?

-Проверим наши предположения, послушав сказку.

Формируемые универсальные учебные действия

Коммуникативные:

- формулируют и аргументируют свое мнение и адекватно воспринимают мнение товарищей.

Регулятивные:

- учатся выделять учебные ориентиры и планировать свою деятельность;

- участвуют в обсуждении проблемных вопросов;

- учатся формулировать цель и учебную задачу урока, осуществлять действия по реализации плана.

ІV. СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

Цель: создание условий для включения учащихся в познавательную деятельность по решению проблемы.

Деятельность учителя:

Организует учащихся, оказывает необходимую помощь

Включает видеоролик.

Задает вопросы.

Организует парную работу.

Фиксирует на доске толкование слова «понять».

Деятельность учеников:

Просматривают видеоролик. Отвечают на вопросы.

Читают самостоятельно текст.

Высказывают свои предположения

Работают в парах.

Высказывают свои предположения.

Работа в парах.

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Работа со сказкой.

Видеоролик

-О чём эта сказка? (как тысячецвет поссорился с ручейком)

- Почему цветок поссорился с ручейком? (ручеёк обрызгал цветочек и тот на него обиделся)


-Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть» (нет, конечно)

- Как поступил ручеек? (извинился)

- А тысячецвет?

- Смог ли цветок понять ручеёк? (Даже не попытался. Тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек.)

- Что сделал ручеек от обиды?

- Когда и почему цветок вспомнил о ручейке? (когда начал увядать)

- Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга? Зачитайте.

- Чем заканчивается сказка? (цветок погибает).

- К чему может привести затаённая обида и неумение понимать других и прощать)? (потерять друзей, остаться в одиночестве и даже погибнуть).

- Какова основная мысль сказки? (надо уметь понимать и прощать).

- Зачем надо уметь прощать?

1. Работа с понятиями.

Слайд.

-Ребята, давайте поработаем с этими понятиями.

- Как вы понимаете, что значит «понять»?

- Какое толкование этому слову дают словари? - Поработайте в парах со статьями из толковых словарей С. Ожегова и В. Даля.

- Повторим правила работы в паре.

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Если не понял – переспроси.

Своё несогласие высказывай вежливо.

- Найдите и сравните толкование слова «понять». Обсудите, найдите сходство.

- Сделайте вывод: что значит понять?

«Понять» - уяснить смысл чьих – либо слов, поступков… (С. Ожегов. Толковый словарь.)

«Понять» - находить в чем смысл, толк, видеть причину и последствия… (В. Даль. Толковый словарь.)

На доске:

• уяснить смысл

• увидеть причину

-Что значит простить?

-Аналогично поработайте с толкованием этого слова.

-Как вы поняли, что значит «простить»?

На доске:

• извинить

• забыть обиду

• не сердиться

• не упрекать

помириться

«Простить» - значит перестать сердиться или обижаться на другого человека, перестать его в чем – либо винить… (С. Ожегов. Толковый словарь.)

«Простить» – извинить, отпустить кому провинность, примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость; миловать. (В. Даль. Толковый словарь)

- Конечно, «простить» - слово многозначное, но самое необходимое для нас значение – это извинить, забыть обиду.

-Что нужно сделать для того, чтобы простить обидчика? (понять обидчика, не держать на него зла, забыть обиду)

- А если простить обиду нелегко?

(Выработать нравственную установку на прощение, а также вспомнить, сколько прощалось вам).