Файл: Конспект урока по орксэ (модуль Светская этика) в 4 классе по теме Уметь понять и простить Тема урока Уметь понять и простить Тип урока Открытие нового знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль Светская этика) в 4 классе по теме:
«Уметь понять и простить»
Тема урока: «Уметь понять и простить»
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель: создание условий для сознательного усвоения нравственных понятий «понимание» и «прощение» и осознания своих поступков и поступков других людей.
Задачи:
Образовательные:
• раскрыть значение слов «понять» и «простить».
Развивающие:
• развивать способность понимать и умение прощать.
Воспитательные:
• воспитывать великодушие, терпение в общении с другими людьми.
Планируемый результат:
Предметные умения:
1)осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
2) познакомить с терминами «простить», «понять» и их значениями в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) строить осмысленные речевые высказывания.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные:
-гуманное отношение к человеку, к родителям;
-способность к самооценке;
-знание основных правил поведения в семье и обществе и ориентация на их выполнение.
Метапредметные:
Регулятивные:
1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2) планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
3) учиться работать по коллективно составленному плану;
4) учиться контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя
ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность.
Познавательные:
1) извлекать необходимую информацию из различных источников;
2) осознанно строить речевое высказывание;
3) находить ответы на вопросы в тексте;
4) делать обобщения.
Коммуникативные:
1) формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
2) уметь работать в паре и в группах;
3) наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Основные понятия: простить, гуманизм, гуманное отношение.
Организация пространства:
Фронтальная работа, работа в паре и группах.
Ресурсы:
- основные
А.И. Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики» учебник 4 класс.
-дополнительные
Мультимедийное сопровождение с презентацией к уроку, компьютер, видеоролик (Сказка А Нееловой «Тысячесвет»); толковые словари С.И.Ожегова, В. И. Даля.
Используемые технологии: Приёмы проблемно – диалогического обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
Деятельность учителя:
Учитель определяет готовность учащихся к уроку, используя стихотворение, мотивирует к деятельности.
Деятельность учеников
Определяют собственную готовность к уроку. Осознают значимость данного урока.
Обучающие и развивающие задания каждого этапа.
Чтение учителем стихотворения. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. (Дети построчно проговаривают строки стихотворения вместе с учителем)
Формируемые универсальные учебные действия
Регулятивные УУД Нацеливание на успешную деятельность.
Личностные УУД
Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Коммуникативные УУД
Планировать учебное сотрудничество.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Цель этапа:актуализировать опорные знания учащихся, необходимые и достаточные для восприятия нового материала;
Деятельность учителя
Выявляет уровень знаний. Анализирует знания учащихся. Задает вопросы.
Деятельность учеников:
Ученики инсценируют стихотворение.
Слушают стихотворение.
Отвечают на вопросы.
Высказывают предположения.
Обучающие и развивающие задания каждого этапа:
1. Ответы на вопросы.
В нашем классе растет необычное дерево - «Дерево мудрости». На нем вырастают золотые яблоки. Эти плоды символизируют ваши успехи в нравственном совершенствовании, достойные золотого правила этики. Как оно формулируется? («Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»)
- Какие понятия мы уже открыли? Раскроем их значение.
- Что такое нравственная установка? (душевное усилие, направленное на достижение нравственной цели, совершение нравственного поступка).
-Что такое бескорыстие? (отсутствие стремления к личной выгоде).
-Каждый урок на нашем дереве вырастают новые яблоки. Сегодня на нашем дереве появятся новые плоды.
2. Выход на тему урока.
- Сегодня мы будем говорить о самом сложном, но очень важном человеческом чувстве.
- Я предлагаю вам прослушать стихотворение Сергея Погореловского. Его прочтут Фатеев Алексей и Юматов Дмитрий.
Слайд
Стихотворение Сергея Погореловского.
Побил меня Гуляев Колька
– Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько.
Я, молча, слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!
Но больше дружбе не бывать.
Ты дружбы не сберег хорошей,
И вот всему конец теперь.
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошел с поникшей головой:
Прости уж. Сердишься? За дело.
Беда, горячий я какой.
Я подхожу к нему мириться.
И говорю ему ну, что ж,
Я не сержусь, чего сердиться.
Я так и знал, что ты придешь.
- Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? (О том, как мальчики поссорились, а потом помирились).
- Что помогло мальчикам помириться?
(Колька попросил прощение за свой поступок).
- Почему друг простил Кольку?
(Он попросил прощение, раскаялся в содеянном.)
- Смог ли понять друг поступок Кольки? (смог)
- Какое умение проявил герой-рассказчик? (Умение понять и простить)
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД. Уметь проводить сравнение по заданным критериям, уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД
- учатся оформлять мысли в устной форме - полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения
Регулятивные:
- учатся прогнозировать, вносить коррективы в действия.
Личностные:
- анализируют текст, используя свой эмоциональный потенциал, опыт, знания, оценивают свои чувства;
- развивают речь, кругозор.
ІІІ. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
Цель этапа: создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся выдвигают цель и формулируют задачи урока.
Деятельность учителя:
Создает проблемную ситуацию.
Фиксирует затруднения.
Организует формулирование темы урока. учащимися.
Организует постановку учебной задачи.
Фиксирует на доске задачи урока.
Уточняет понимание учащимися поставленной темы и
целей урока.
Деятельность учеников:
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
Обучающие и развивающие задания каждого этапа:
-Сформулируем тему урока
УМЕТЬ ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ
Выход на проблему.
С каким понятиями мы будем работать?
(«понять» и «простить»)
-Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке? (узнать, что значит «понять» и «простить» и учиться понимать и прощать)
- На какие вопросы необходимо ответить в ходе урока исходя из темы?
- Что значит понять и простить?
- Зачем надо уметь прощать?
- Как простить обиду?
Постановка проблемного вопроса
-Зачем нужно уметь прощать? Что может случиться, если не простить обидчика?
-Проверим наши предположения, послушав сказку.
Формируемые универсальные учебные действия
Коммуникативные:
- формулируют и аргументируют свое мнение и адекватно воспринимают мнение товарищей.
Регулятивные:
- учатся выделять учебные ориентиры и планировать свою деятельность;
- участвуют в обсуждении проблемных вопросов;
- учатся формулировать цель и учебную задачу урока, осуществлять действия по реализации плана.
ІV. СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
Цель: создание условий для включения учащихся в познавательную деятельность по решению проблемы.
Деятельность учителя:
Организует учащихся, оказывает необходимую помощь
Включает видеоролик.
Задает вопросы.
Организует парную работу.
Фиксирует на доске толкование слова «понять».
Деятельность учеников:
Просматривают видеоролик. Отвечают на вопросы.
Читают самостоятельно текст.
Высказывают свои предположения
Работают в парах.
Высказывают свои предположения.
Работа в парах.
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Работа со сказкой.
Видеоролик
-О чём эта сказка? (как тысячецвет поссорился с ручейком)
- Почему цветок поссорился с ручейком? (ручеёк обрызгал цветочек и тот на него обиделся)
-Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть» (нет, конечно)
- Как поступил ручеек? (извинился)
- А тысячецвет?
- Смог ли цветок понять ручеёк? (Даже не попытался. Тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек.)
- Что сделал ручеек от обиды?
- Когда и почему цветок вспомнил о ручейке? (когда начал увядать)
- Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга? Зачитайте.
- Чем заканчивается сказка? (цветок погибает).
- К чему может привести затаённая обида и неумение понимать других и прощать)? (потерять друзей, остаться в одиночестве и даже погибнуть).
- Какова основная мысль сказки? (надо уметь понимать и прощать).
- Зачем надо уметь прощать?
1. Работа с понятиями.
Слайд.
-Ребята, давайте поработаем с этими понятиями.
- Как вы понимаете, что значит «понять»?
- Какое толкование этому слову дают словари? - Поработайте в парах со статьями из толковых словарей С. Ожегова и В. Даля.
- Повторим правила работы в паре.
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Если не понял – переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.
- Найдите и сравните толкование слова «понять». Обсудите, найдите сходство.
- Сделайте вывод: что значит понять?
«Понять» - уяснить смысл чьих – либо слов, поступков… (С. Ожегов. Толковый словарь.)
«Понять» - находить в чем смысл, толк, видеть причину и последствия… (В. Даль. Толковый словарь.)
На доске:
• уяснить смысл
• увидеть причину
-Что значит простить?
-Аналогично поработайте с толкованием этого слова.
-Как вы поняли, что значит «простить»?
На доске:
• извинить
• забыть обиду
• не сердиться
• не упрекать
помириться
«Простить» - значит перестать сердиться или обижаться на другого человека, перестать его в чем – либо винить… (С. Ожегов. Толковый словарь.)
«Простить» – извинить, отпустить кому провинность, примириться сердцем, не питая вражды за обиду, переложить гнев на милость; миловать. (В. Даль. Толковый словарь)
- Конечно, «простить» - слово многозначное, но самое необходимое для нас значение – это извинить, забыть обиду.
-Что нужно сделать для того, чтобы простить обидчика? (понять обидчика, не держать на него зла, забыть обиду)
- А если простить обиду нелегко?
(Выработать нравственную установку на прощение, а также вспомнить, сколько прощалось вам).