Файл: Конспект урока по орксэ (модуль Светская этика) в 4 классе по теме Уметь понять и простить Тема урока Уметь понять и простить Тип урока Открытие нового знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-Я думаю. Что каждый из нас способен понять и простить своих обидчиков.
-Разберём ситуации из жизни. Откройте учебник с.110.
-Поработайте в парах. Прочитайте ситуации и ответьте на вопросы к ним.
-Зачитаем первую ситуацию:
-На что обиделась Нина?
-Как поступить Кате?
-Зачитаем вторую ситуацию.
Почему обиделась Лена?
-Что можно ей посоветовать?
-Как вы думаете, а маму Лена
обидела своим поведением?
- Своими обидами мы можем ранить самых дорогих и близких людей.
- А вас обижали?
-Что вы при этом чувствовали?
-А вы сами обижали?
-Как вы поступали?
Формируемые универсальные учебные действия:
Коммуникативные:
- формулируют и аргументируют свое мнение и адекватно воспринимают мнение товарищей;
-оформляют свои мысли в устной и письменной форме;
- работают в паре и в группах;
Регулятивные:
- учатся выделять учебные ориентиры и планировать свою деятельность;
учатся высказывать своё предположение
- участвуют в обсуждении проблемных вопросов;
- оценивают уровень качества усвоенного материала.
Личностные:
- анализируют текст, используя свой эмоциональный потенциал, опыт, знания, оценивают свои чувства;
- развивают речь, кругозор.
Познавательные:
- используют речевые средства в соответствии с целями общения;
- отделяют знания от незнания.
V. ФИЗМИНУТКА.
Цель: сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха.
Деятельность учителя:
Организует отдых учащихся.
Деятельность учеников:
Выполняют движения.
Обучающие и развивающие задания:
-Встаньте, покажите, пожалуйста, пантомимой какие мы бываем, когда обижаемся (плечи наклонены вперёд, голова опущена, лицо хмурое), а теперь расправьте плечи, улыбнитесь, голову высоко поднимите – такие мы бываем, когда умеем прощать (дети садятся на места).
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Цель: закрепление усвоенных знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.
Деятельность учителя:
Организует самостоятельную работу в группах.
Оказывает группе необходимую помощь.
Деятельность учеников
Работают в группах.
1 ученик проводит тренинг с аудиторией.
Представляют результаты работы группы.
Обучающие и развивающие задания
-А как простить обиду? Ответим на следующий вопрос нашего урока.
Предлагаю поработать в группах.
- У вас на столе лежит задание. Поработайте над ним и представьте результаты работы группы.
Работа в группах.
Слайд.
1 группа.
Русский народ сложил много пословиц и поговорок о прощении.
Задание:
Составьте пословицы из двух частей по теме урока и найдите среди них ту, которая даёт ответ на вопрос: как простить обиду?
Была вина, да прощена
Прощают обиду, но не позор.
Понять – значит простить.
Прощай, да не стращай.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Всякая ссора красна примирением.
Обсуждение пословиц.
2 группа.
«Два сердца».
Задание:
1. Прочитайте список различных человеческих чувств.
2. Выберите из них те, что мешают нам прощать, и наклейте их на сердце тёмного цвета. А те чувства, которые помогут простить и попросить прощение наклейте на сердце красного цвета.
3. Ответьте на вопрос: с каким сердцем легче жить?
4. Презентуйте работу.
Чувства:
Досада
Агрессия
Доброта
Любовь
Раздражение
Уважение
Обида
Зависть
Сердечность
Ненависть
Любовь
Взаимопонимание
3 группа
Составьте памятку:
«Как просить прощение».
Задание:
1.Прочитайте части памятки и расположите в нужной последовательности.
2.Подберите символы – картинки к каждому действию.
3.Наклейте символы в нужном порядке.
4.Придумайте и впишите слова – извинения.
5.Презентуйте работу.
1. Подойти к человеку, с которым вы хотите помириться, назвать его по имени.
2. Посмотреть ему в глаза и сказать чётко, чтобы были понятны ваши слова.
3. Говорить надо искренне, т. е. от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше раскаяние.
Специальное задание:
Проведи тренинг «Как простить обиду» с аудиторией.
Слайд.
-Каждого из вас когда – то обижали. Я предлагаю вам избавиться от обид, чтобы было легче жить.
- Удобно сядьте, расслабьтесь и вспомните ситуацию, когда вы обижались на кого-то.
- А теперь закройте глаза и представьте легкое, красивое облако, на него приятно смотреть, «посадите» свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.
- Представьте, что с вами происходит что-то хорошее. Вы чувствуете себя счастливым. Вы освободились от обиды. Вам стало легко и весело.
Обсуждение. Представление группами заданий.
- Итак, группы готовы представить результаты своей работы.
-Как можно простить обиду? (перестать думать о ней, забыть и не вспоминать, «посадить на облако и отпустить»).
VIІ. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИТОГ УРОКА.
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Деятельность учителя:
Организует рефлексию.
Задает вопросы.
Деятельность учеников:
Отвечают на вопросы.
Обучающие и развивающие задания.
-Подведём итог.
-Назовите тему урока.
-Над какими вопросами мы размышляли?
-Что главное вам удалось понять?
-Как можно связать умения понять и простить с Золотым правилом нравственности? (Хотите, чтобы вас прощали? Значит, научитесь прощать сами.)
-На «Дереве мудрости» сегодня выросли ещё яблоки. Какими словами обозначим их? (понять, простить).
VIII. САМООЦЕНИВАНИЕ.
Цель: самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Деятельность учителя
Организует самооценивание учащихся.
Деятельность учеников
Оценивают результаты своей работы..
Обучающие и развивающие задания.
- Какие упражнения и задания вызвали особый интерес?
- В чём были затруднения?
-Что понравилось?
- А сейчас оцените свою работу на уроке.
(Игра «Знаю – не знаю»)
Слайд.
- Я знаю, что значит «понять» и «простить».
- Я знаю, зачем надо уметь понимать и прощать.
-Я знаю, как простить обиду.
- Вспомните ситуацию в вашей жизни (не называя), когда вам приходилось прощать или просить прощения. Всё ли правильно вы делали? Сможете ли теперь исправить ошибки в поведении, если они были?
-Молодцы, очень приятно было с вами работать.
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; предоставление право выбора подготовки домашнего задания.
- Предлагаю вам домашнее задание по выбору.
Слайд.
Домашнее задание:
1) Найти или придумать изречение, которое бы относилось к обсуждаемой теме.
2) Нарисовать, как ты себе представляешь прощение.
3) Найдите в литературе примеры произведений, связанных с темой урока.
- А закончить урок мне бы хотелось отрывком из стихотворения Татьяны Мухаметшиной:
Слайд.
Давайте жить, прощая и любя,
Предательство и трусость отвергая.
Друг друга от обид оберегая,
Давайте жить не только для себя!
Приложения.
1. СтихотворениеСергея Погореловского.
Побил меня Гуляев Колька
– Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько.
Я, молча, слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Нничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!
Но больше дружбе не бывать.
Ты дружбы не сберег хорошей,
И вот всему конец теперь.
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошел с поникшей головой:
Прости уж. Сердишься? За дело.
Беда, горячий я какой.
Я подхожу к нему мириться.
И говорю ему ну, что ж,
Я не сержусь, чего сердиться.
Я так и знал, что ты придешь.
2. Сказка А. Нееловой «Тысячецвет».
На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячецвет.
Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек.
Рассердился тысячецвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть».
– Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек.
– Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.
Но тысячецвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето... Тысячецвет изнемогал от жажды; его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячецвет.
Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал:
«Будь со мной теперь ручеек, он напоил бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».
Решил тут тысячецвет позвать ручеек и попросить у него прощение, но от слабости не мог громко крикнуть...
В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня всебольше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.
Организует выступление групп.
Оценивает работу группы.
Работают в парах.
Отвечают на вопросы.
Учитель организует проверку.
Фиксирует на доске толкование слова «простить».
Организует работу с учебником.
Задаёт вопросы.
В новом ФГОС НОО изменено название сравнительно-религиоведческого учебного модуля ОРКСЭ: вместо названия «Основы мировых религиозных культур» - «Основы религиозных культур народов России». Это более точное название данного предмета (модуля), поскольку изначально, в 2009 году, при его включении в курс ОРКСЭ (тогда ОДНКНР) имелось в виду изучение основных религиозных культур и традиций народов России (фактически православие, ислам, буддизм, иудаизм), а не всех религий в мире или только «мировых религий». Соответственно, в образовательных материалах по данному модулю не должна присутствовать информация по другим, не российским религиям, по «древним религиям» (учтены предложения участников Всероссийского методического объединения по реализации ОРКСЭ и ОДНКНР).
http://wiki.iteach.ru - православная культура
http://experiment-opk.pravolimp.ru -уроки
http://www.svetoch-opk.ru. - презентации
http://vsevteme.ru– сообщество учителей ОПК
http://vos.1september.ru/ - статьи материалы
http://azbyka.ru/ - «Азбука веры» – ведущий православный интернет-портал