Файл: Методические указания для практических занятий по пм. 03.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 430

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10 14. Современными задачами в области технологии возведения зданий являются…
Тема 2. Строительные работы и процессы.
Практическое занятие№ 3
2. Ознакомление с видами строительных процессов и их последовательностью.
Цель занятия: изучить виды строительных процессов при возведении зданий и сооружений.
Теоретическая часть
В зависимости от характера, особенностей и времени производства работ, а также их рациональной технологической последовательности строительные работы группируются в отдельные периоды и циклы.
Рисунок 1. Классификационная схема процессов строительного производства
1. Выполнить задание.
1. Распределить по циклам подземному, надземному, отделочному следующие виды работ: установка оконных и дверных блоков, монтаж панелей стен, устройство фундаментов, кровельные работы, кладка стен и перегородок, штукатурные, малярные, отмостка, остекление.
2. Выполнить классификацию следующих процессов строительного производства по технологическим признакам: заготовительные, ведущие, разгрузочные, простые, сложные, транспортные, механизированные, комплексные, вспомогательные, основные, подготовительные, ручные, полумеханизированные, совмещѐнные, монтажно-укладочные, трудовые.

11
(4 ответа верные).
Контрольный тест
1. Целью строительного производства является?
А) капитальное строительство
Б) элементы строительной продукции
В) смонтированное оборудование
2. Работы по монтажу систем водо -, газо -, электроснабжения, монтаж технологического оборудования и др. относятся к:
А) общестроительные
Б) специальные
В) вспомогательные
Г) транспортные
3. Какой нормативный документ определяет общие требования по безопасности труда в строительстве?
А) СНИП 12-01-2004
Б) СНИП12-03-2001
В) СНИП 12-02-2002 4. Строительные процессы бывают:
А) организационные
Б) индивидуальные
В) основные
5. Процесс технологически связанных операций, выполняемых, одним составом исполнителей называют:
А) рабочим
Б) комплексным
6. Работы по установке в проектное положение и соединению в одно целое элементов строительных конструкций называют:
А) общестроительными
Б) монтажными
В) специальными
Г) заготовительными
7. При возведении зданий группируют работы по циклам, в первый цикл входят:
А) штукатурные работы
Б) монтаж строительных конструкций
В) устройство вводов коммуникаций
8. Бригады, скомплектованные из рабочих одной и той же или смежных специальностей для выполнения простых рабочих процессов, бывают:
А) специализированные
Б) комплексные
В) монтажные
Г) простые
9. На методы выполнения строительных работ влияют?


12
А) заводы изготовители
Б) конструктивные особенности зданий и сооружений
В) продолжительность строительства
10. По сложности производства строительные процессы делятся на?
А) рабочие (простые)
Б) комплексные (сложные)
В) рабочие и комплексные
Тема 2. Строительные работы и процессы.
Практическое занятие № 4
3. Составление схемы технологической последовательности выполнения общестроительных работ.
Цель
занятия:
Научиться выстраивать технологическую последовательность выполнения и совмещения общестроительных работ при возведении зданий.
Материалы: учебное пособие по теме, плакаты по теме, конспект.
Порядок выполнения работы:
1.
Проработать материал по учебному пособию, конспекту, плакатам, изучить виды и состав общестроительных работ.
2. Заполнить таблицу, указывая виды и состав работ в технологической последовательности.
№п/п
Вид работ
Состав работ
1 2
Контрольные вопросы
1 Какие работы относятся к общестроительным?
2 Какие работы относятся к специальным?
3 Какие работы относятся к отделочным?

Тема 3. Научная организация труда в строительстве. Трудовые
ресурсы строительных процессов.
Практическое занятие № 5
1. Изучение организации труда и профессий рабочих в строительстве.
Цель занятия: овладеть основными понятиями по организации труда рабочих в строительстве.
Теоретическая часть

13
Большое разнообразие строительных процессов требует для их выполнения привлечения рабочих различных профессий, имеющих необходимые знания и практические навыки.
Профессия — это постоянная деятельность, требующая специальной подготовки. Профессия определяется видом и характером выполняемых строительных процессов: бетонщики выполняют бетонные работы, каменщики — каменные и т. д. Однако каждый из них может иметь свою более узкую специальность по данному виду работ, например: плотник- опалубщик, каменщик по кирпичной кладке и т. д. Для ведения строительства нужны рабочие с разным уровнем подготовки, т. е. разной квалификации. Номенклатура профессий, специальностей й квалификаций строительных рабочих устанавливается действующим Единым тарифно- квалификационным справочником работ и профессий рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах (ЕТКС).
Показателем квалификации рабочего является разряд, устанавливаемый в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками, приведенными для каждой профессии и каждого разряда в Едином тарифно-квалификационном справочнике. В соответствии со сложностью выполняемых строительных процессов (работ) для рабочих основных профессий установлено шесть квалификационных разрядов: 1 - процессы, требующие элементарных трудовых навыков, 2 - процессы, требующие простейших навыков и знаний, 3 - простые процессы, 4 - процессы средней сложности, 5 - сложные процессы, 6 - особо сложные процессы. Некоторые специальные процессы (работы) требуют исполнителей особо высокой квалификации (вне разряда). Рабочему разряд присваивает квалификационная комиссия, которая руководствуется тарифно- квалификационными требованиями к выполняемой работе. Кроме того, рабочий должен знать основные сведения по технологии, правила охраны труда, правила внутреннего трудового распорядка и требования к качеству работ по смежным строительным процессам.
Повышение квалификации рабочих является важнейшим условием для дальнейшего совершенствования технологии строительно-монтажных работ и повышения производительности труда. В нашей стране большое внимание уделяется подготовке квалифицированных строительных рабочих.
Наиболее распространены в строительстве специализированные и комплексные бригады.
Специализированные бригады организовывают при выполнении большого объема работ с однородными процессами.
Комплексные бригады, в состав которых входят специализированные звенья, формируют при необходимости связать организационно простые процессы в комплексный процесс. Комплексная бригада объединяет обычно
50...60 рабочих различных профессий и специальностей. Бригадира комплексной бригады назначают из числа наиболее квалифицированых рабочих ведущей специальности или ИТР.


14
Для проведения работ, предусматривающих выполнение отдельных законченных конструктивных элементов или завершение строительства здания (сооружения) в целом, весьма эффективны комплексные бригады конечной продукции, которые, как правило, работают по аккордным нарядам, выдаваемым на весь объем осуществляемых работ.
Разновидностью сдельной формы является аккордная оплата труда.
Аккордную оплату производят по укрупненно-аккордной расценке за определенный комплекс работ в виде готовой на определенной стадии работ продукции (квартира, этаж, секция дома и т. д.). Калькуляция аккордной расценки прилагается к наряду. При четко определенных объемах и сроках выполнения заданных строительно-монтажных работ и при правильно определенных размерах заработка применение аккордной оплаты позволяет повысить производительность труда и ускорить выполнение работ.
1.Закончить предложение:
1. Квалификация – это …
2. … установлены в соответствии со сложностью выполняемой работы.
3. Трудоемкость – это…
4. Норма времени – это…
5. Звено – это…
7. Норма выработки рабочего Нвыр – это…
8. По тарифной сетке устанавливается…
9. Профессия рабочих – это….
10. Повременная оплата труда- это…
11. Наряд- это…
12. Сдельная оплата труда предусматривает…
13. Аккордная оплата труда…
14. Комплексные бригады формируют для…
15. Повышение квалификации рабочих необходимо для…
Тема 3. Научная организация труда в строительстве. Трудовые
ресурсы строительных процессов.
Практическое занятие№ 6
2. Изучение структуры норм затрат труда.
Цель занятия: Найти по ЕНиР значение нормы для конкретной технологической продукции в зависимости от параметров процесса.
Порядок определения Н
вр

м.вр
):

15 1) Внимательно изучается вводная часть соответствующего сборника ЕНиР.
2) Записывается точное юридическое обоснование Н
вр
(соответствующее параграфу по ЕНиР).
3) Записывается точное наименование параграфа ЕНиР, по которому определяется Н
вр
4) Определяется состав работ, которые охватывает интересующая Н
вр
(состав работ указан в каждом параграфе ЕНиР).
5) Определяется состав звена, которое выполняет данный вид работ (состав звена указан в каждом параграфе ЕНиР).
6) Определяется техника, при помощи которой выполняется данный вид работ.
Для этого внимательно изучается техническая часть соответствующего сборника ЕНиР и соответствующий параграф ЕНиР.
Следует участь, что при применении различной техники могут применяться поправочные коэффициенты к Н
вр
7) Определяются условия выполнения работ (вид конструкций, их масса, виды применяемых технологий, сезонные условия, группа грунта и т.д.). Для этого внимательно изучается вводная и техническая части соответствующего сборника ЕНиР, а также содержание параграфа. Здесь также следует учесть, что возможно применение поправочных коэффициентов к Н
вр
8) Определяется собственно Н
вр
(ее численное значение) на основании и с учетом вышеизложенных пунктов.
9) Изучаются примечания к Н
вр
, которые, как правило, приводятся в конце параграфа ЕНиР. При необходимости, на основании этих примечаний применяются соответствующие поправочные коэффициенты к Н
вр
Пример:
Разработка грунта III группы в котловане экскаватором с гидроприводом с объемом ковша V
ковша
= 0,80 м
3
послойно (h разр = 2,0 м) с погрузкой в транспортные средства.
Решение: По общей части ЕНиР находим соответствующий сборник норм [1] (ЕНиР Сборник Е-2 Земляные работы. Выпуск 1.
Механизированные и ручные земляные работы). По указанному описанию принимаем: норму стр. 38-43.
1. Юридическое обоснование – § Е-2-1-8.
2. Описание: Разработка грунта III группы при устройстве котлована глубиной 2,0 м одноковшовым экскаватором с прямой лопатой, емкость ковша 0,8 м
3
, с гидравлическим приводом, при погрузке в транспорт.
3. Указания по применению норм см. параграф Е 2-1-7 (стр. 34).
4. Состав операций – "состав работы".
5. Техника по заданным параметрам по табл. 5 (стр. 43) принимаем – ЭО
4321.
6. Исполнители – состав звена по табл. 6 (стр. 43) – машинист 6 разряда – 1.


16 7. Норма (значение) – в соответствии с нормалью (V = 0,8 м
3
; грунт III группы; высота забоя – 2,0 м; работа в транспорт) по табл. 7 (стр. 44) принимаем
1,7 чел-часа.
8. Примечание к норме – при высоте забоя менее указанной Н
вр
умножить на
1,1 ( 2,0 < 5,0 м)
1,7 чел-час
1,1 = 1,87 чел-час.
9. Общая часть: все пункты информативны, принять к сведению.
Решить задачи.
Определить Н
вр
на выполнение следующих работ:
(по вариантам)
Вариант № 1
1. Установка объемных блоков лифтовых шахт массой 5 т на высоте 22м с помощью башенного крана
2. Срезка переувлажненного растительного слоя грунта с примесью строительного мусора бульдозером ДЗ 18 3. Уплотнение поверхности грунта самоходным катком массой 30т при длине гона 80 м при пяти проходах катка по одному следу
4. Установка лестничных маршей первого этажа при помощи башенного крана. Здание – каменное. Масса марша – 3 т.
5. Установка вентиляционных блоков массой 1,3 т на отм. 21.000 при помощи башенного крана.
Вариант № 2
1.
Установка железобетонных оконных блоков площадью 3,5 м
2 на отм. 21.600 при помощи башенного крана.
2.
Установка плит лоджий массой 2,3 т башенным краном на отм. 18.000.
3.
Разработка и перемещение гравийно-галечного грунта с размером частиц до 80 мм при помощи прицепного скрепера с объемом ковша 10 м
3
на расстояние до 120 м.
4.
Разработка и перемещение тяжелого суглинка с примесями щебня, гравия, гальки или строительного мусора свыше 10% по объему самоходным скрепером с вместимостью ковша 8 м
3
на расстояние 100 м.
5.
Предварительная планировка площадей бульдозером мощностью
100 л.с. при рабочем ходе в одном направлении.
Тема 3. Научная организация труда в строительстве. Трудовые ресурсы
строительных процессов.
Практическое занятие№ 7
3. Определение продолжительности строительного процесса.
Цель занятия: Научить обучающихся вычислению продолжительности строительного процесса.
Теоретическая часть

17
Продолжительность выполнения строительного процесса определяется на основе подсчета трудоемкости и (при необходимости) затрат времени работы машин, а также зависит от количественного состава звена, выполняющего процесс и сменности.
Для немеханизированных процессов продолжительность определяется:
Трудоемкость (в чел-час)
Продолжительность = Количество рабочих в звене
(в часах)
Трудоемкость (в чел-дн)
Продолжительность = Количество рабочих в звене
Сменность =
(в днях)
Трудоемкость (в чел-час)
= Количество рабочих в звене
Сменность
8 где 8 – продолжительность рабочей смены в часах.
Для механизированных процессов продолжительность определяется:
Затраты времени работы машин (в маш-час)
Продолжительность = Количество механизмов
(в часах)
Затраты времени работы машин (в маш-см)
Продолжительность = Количество механизмов
Сменность
(в днях)
Затраты времени работы машин (в маш-час)
= Количество механизмов
Сменность
8 где 8 - продолжительность рабочей смены в часах.
Пример. Определить продолжительность монтажа 20 штук железобетонных колонн сечением 400х600, длиной 11 м в стаканы фундаментов с выверкой кондуктором при двухсменной работе.
Решение:
1) Находим соответствующий сборник (ЕНиР-4-1-4);
2) В соответствии с видом материалов, техники, технологии принимаем значение нормы (ЕниР-4-1-4 т. 2. 5а,б), то есть 4,4 чел-час и 0,44 маш-час на установку одной колонны;
3) Определяем продолжительность монтажа 20-ти колонн.
,
,
/
/
/
,
,
дн
см
час
чел
дн
см
шт
шт
час
чел
n
m
T
t
92 0
8 6
2 20 4
4 0
8









где,
t – продолжительность процесса;
Т – трудоемкость продукции процесса;
m – количество смен в сутки;
n – количество рабочих в звене;
8,0 – продолжительность рабочей смены.
Следует проследить по формуле за размерностью величин, то есть чтобы в итоге сокращений получились "дни".