Файл: Программа Азбука общения Шипициной Л. М. Раздел мир познания (единство с природой) Тема времена года (общение с природой) ДИ загадки о лете Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение А
программа «Азбука общения» Шипициной Л.М.


Раздел «МИР ПОЗНАНИЯ» (единство с природой)

Тема «ВРЕМЕНА ГОДА» (общение с природой)

Д/И «ЗАГАДКИ О ЛЕТЕ»

Цели:

— различать изменения природы в разные времена года;

— понимать и ценить красоту родной природы;

— уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;

— общаться с природой, что поможет им стать лучше и добрее, научит различать хорошее и плохое.

Ход игры:

У детей — конверты с картинками, изображающими сюжеты летнего времени года, они отгадывают загадки, поднимая карточку с картинкой. Педагог загадывает загадки о лете, а потом о других временах года.

Разноцветное коромысло Без рук, без ног,

Над рекою повисло. А ворота открывает.

(Радуга) (Ветер)

Весь Антошка — Белое одеяло

Шляпка да ножка Землю одевало.

Дождь пойдет — Солнце припекло —

Он подрастет. Одеяло потекло.

(Гриб) (Снег)

Педагог: Дети, почему никто мне не показывает картин­ку-отгадку?

Правильно, это снег. А к какому времени года нужно отне­сти эту загадку?

Конечно, к весне. Слушайте дальше.

Белый на белом

Написал, где бегал.

Рыжая прочтет — Белого найдет.

(Заячьи следы)

Педагог: Странно, почему опять не показываете мне от­гадки? Ну конечно, это заячьи следы. А когда они видны?

Дети: Зимой!

Педагог: Конечно, это относится к зиме. Молодцы, ребята!

Без пути и без дороги Чьи там крики у пруда?

Ходит самый длинноногий. Квасу, квасу нам сюда!

В тучах прячется во мгле, Ква-ква-квасу, простоквашу,

Только ноги на земле. Надоела нам вода.

(Дождь) (Лягушки)

Раздел «МИР ПОЗНАНИЯ» (единство с природой)

Тема «ВРЕМЕНА ГОДА» (общение с природой)

Д/И «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цели:

— различать изменения природы в разные времена года;

— понимать и ценить красоту родной природы;

— уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;

— общаться с природой, что поможет им стать лучше и добрее, научит различать хорошее и плохое.

Игра дает общие представления о признаках лета, весны, зимы, осени.
Ход игры.

Педагог делит детей на 4 группы и каждой вы­дает большую сюжетную картинку об одном из времен года. Дети должны ответить, какое время года изображено на кар­тинке и почему они его узнали. Далее дети находят у себя в конвертах карточки с изображением соответствующего време­ни года и помещают их под большой картинкой. Педагог просит детей рассказать, что характерно для данного времени года. Затем обобщает рассказы детей, говоря о характерных приметах лета, зимы, осени и весны и их отличиях между собой.

Например, приметы лета.

Летние месяцы — июнь, июль, август. Стоят длинные теп­лые дни, короткие летние ночи. В жаркие дни проходят грозы с сильными дождями. Во время дождя, если светит солнце, на небе появляется разноцветная радуга. В жаркие дни утром и вечером на траве появляется роса.

Поспевают в лесу ягоды и грибы, созревают орехи. В цветниках и парках распускаются цветы. Созревают овощи, фрукты и ягоды.


Раздел «МИР ПОЗНАНИЯ» (единство с природой)

Тема «У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ» (общение с внешним миром)

Д/И «ЗАГАДКИ ПРО ПОГОДУ»

Цели:

— различать изменения природы в разные времена года;

— понимать и ценить красоту родной природы;

— уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;

— общаться с природой, что поможет им стать лучше и добрее, научит различать хорошее и плохое.

Ход игры:

Педагог: Дети, а сейчас давайте вспомним с вами приго­рки, загадки и стихи о солнышке. (Дети читают стихи, поговорки, загадки.)

Солнышко-ведрышко, выйди из-за облачка,

Сядь на пенек, погуляй весь денек.

Среди поля голубого —

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце,

Ну конечно, это...(Солнце)

Педагог: Дети, а можно ли говорить о людях словами, которые мы использовали для определения солнышка? О каких людях это можно сказать? О ком из своих друзей и близких вы могли бы так сказать?

Далее педагог вместе с детьми вспоминает, какая, кроме солнечной, бывает погода (дождь, снег, гром, ветер, буря и пр.), затем предлагает разгадать загадки, доставая из конверта кар­точку с изображением отгадки.

Живет — лежит, Без рук, без ног,

Умрет — побежит. А ворота отворяет.

(Снег) (Ветер)

Без досок, без топоров Пушистая вата плывет куда-то,

Через речку мост готов. Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Мост как синее стекло — (Облака)

Скользко, весело, светло.

(Лед)

Сперва блеск, Лежал, лежал

За блеском треск, Да в реку побежал.

За треском плеск. (Гроза) (Снег)

Раздел «МИР ПОЗНАНИЯ» (единство с природой)

Тема «У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ» (общение с внешним миром)

Д/И «КАКАЯ БЫВАЕТ ПОГОДА»

Цели:

— различать изменения природы в разные времена года;

— понимать и ценить красоту родной природы;

— уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;

— общаться с природой, что поможет им стать лучше и добрее, научит различать хорошее и плохое.

Ход игры:

Педагог: Дети, у меня на фланелеграфе картинки. Сейчас я вам буду читать небольшие стихи, а вы к ним должны подобрать картинки с различной погодой.

Например: Тихо, тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

— А вы должны показать картинку, на которой можно видеть, как идет снег.

Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

(Дети показывают картинку с дождем.)

Вышел я на лужок, очень солнышко жжет —

Стала моя кожица краснеть и ежиться.

(Дети показывают картинку с солнышком.)

Такой мороз! Такой мороз! Берет за нос, дерет до слез,

Такой мороз трескучий! Пристал, пристал, прискучил.

(Дети показывают картинку о морозе.)

Снег растаял, снег растаял! Это новость не простая,

Это значит, наступает настоящая весна.

(Дети показывают картинку с весной.)

Посмотрите все в окно, сколько снегу нанесло!

И в лесу, и в саду сосны, ели — все в снегу.

(Дети показывают картинку со снегом.)

В заключение педагог еще раз показывает картинки и объясняет их содержание.


Приложение Б
НОД по воспитанию культурно-гигиенических навыков: «Да здравствует мыло душистое»
Цель: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями; закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни; подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”; воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Материал к занятию: кусочки туалетного мыла по количеству детей;

коробочка; мыло туалетное, хозяйственное, банное, жидкое; для опытов: колбочка с водой, стружки мыла, трубочки для коктейля; видеофильм по сказке К. Чуйковского “Мойдодыр”; мыльные пузыри.

Воспитатель вносит в группу красивую коробочку, в которой находятся кусочки мыла (по количеству детей) разного цвета и запаха.

Ребята, нам принесли посылку, и мы пока не знаем, что в ней. Чтобы узнать, надо отгадать загадку.

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Душистыми, душистыми

Узнали без труда.

Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке. Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку и скажите: какое мыло, что можно о нем сказать?

Ответы: дети обследуют кусочки мыла, гладкое, душистое, скользкое, розовое, белое, желтое, теплое и т.д.

Воспитатель обобщает ответы детей: мыло имеет цвет, запах, форму.

Какое мыло нравится вам? (Ответы детей).

А для чего нужно мыло? Разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой? (Ответы: водой.)

Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Мыло, которым моют руки, называется туалетное.

А сейчас мы совершим небольшую экскурсию в киоск, где продается мыло. Оказывается, мыло бывает не только туалетным. (Дети приходят в импровизированный киоск, где на полочках лежит разное мыло: туалетное, хозяйственное, банное, жидкое).

Воспитатель в роли продавца рассказывает о разных видах мыла, где и как оно применяется, при этом привлекает к высказываниям детей.

Теперь, дети, придя в киоск, вы без труда выберете себе необходимое мыло.



После экскурсии воспитатель вместе с детьми проводит опыты.

В коробочки с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.

С помощью трубочки для коктейля выдувать воздух в воду с растворенным мылом для образования пены. Игра “У кого пена выше и пышнее?”

(Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение).

Вывод: Любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Воспитатель предлагает посмотреть отрывок из мультфильма по сказке К. Чуйковского “Мойдодыр”, обращает внимание на окончание произведения.

Для чего люди моются, стирают белье, убираются в доме? (Ответы детей).

Чтобы в доме чисто, уютно, не было микробов, все были чистыми, опрятными, аккуратными, а главное здоровыми, ведь чистота - залог здоровья.

Игры детей с мыльными пузырями.


Приложение В
Конспект НОД в старшей группе «Доброе сердце»
Цель: расширять поведенческий репертуар детей.

Задачи:

Социализация

- развивать стремление выражать своё отношение к окружающему;

- развитие умения распознавать, понимать, обозначать словами эмоциональное состояние другого;

- воспитывать стремление радоваться хорошим поступкам.

Коммуникация

- развитие способности понимать невербальные средства общения;

- формирование речевой культуры поведения;

- развитие коммуникативной выразительности, социальной наблюдательности;

Познание

- формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки окружающих;

- активизация процессов внимания, зрительного восприятия, воображения.

Чтение художественной литературы:

- Способствовать эмоциональному отношению к литературному произведению, внимательно и заинтересовано слушать сказку.

Художественное творчество:

- Формировать творческие способности, эстетический вкус.

Направление: социально-личностное.

Форма мероприятия: интегрированное занятие, игровая деятельность.

Возрастная группа детей: старшая группа.

Материалы и оборудование: клубок шерстяной нити, разноцветные прищепки (15штук), чтение сказки «Жадный кармашек» Е.А. Алябьева, кармашек, книга сказок, сказочный домик, мелкие игрушки из киндер-сюрприза, ноутбук, сказочный герой " Петрушка", плоскостные разноцветные сердечки.


Ход занятия:

Организационный момент:

Педагог: «Здравствуйте, ребята! Я рада Вас приветствовать. Сегодня я предлагаю отправится в путешествие, Вы согласны? Но сначала нам нужно познакомиться».

Игра «Давайте познакомимся!»

Я предлагаю вам встать, сделать круг, взять ленту одной рукой, а другой рукой прикрепить прищепку и назвать свое имя по очереди. Игра завершается, когда все дети прикрепят прищепки.

Вот мы с Вами познакомились, а теперь мы отправляемся в путешествие, а поможет нам «волшебный клубочек».

Педагог: Ты клубочек, покатись, сказка, сказка – появись.

(Клубочек прикатывается к сказочному домику, в котором спрятана книга сказок.).

Ребята, а что это такое? Посмотрите!

В гостях у нас оказалась книга сказок, хотите узнать новую сказку?

Я предлагаю вам сесть на ковер, расположиться по удобнее.

2. Чтение сказки «Жадный кармашек» Е.А. Алябьевой.

По ходу чтения сказки педагог складывает в «кармашек» игрушки из киндер-сюрприза

Беседа «Что такое жадность» по прочитанной сказке, с детьми обсуждаются вопросы:

- Какой был кармашек в сказке?

- Что такое жадность?

- Кого можно назвать жадным?

- Как выглядит жадный человек? Давайте ребята представим.

3. «Найди и угадай»

Педагог: Вы правы ребята, это жадный человек, бровки у него домиком, рот сжатый, глаза сердитые.

Педагог: Наше путешествие продолжается, клубок покатился дальше.

Снова я клубок возьму и тихонечко скажу: ты катись, катись клубочек, нам дорогу укажи. Ну-ка, что-то покажи.

Дети все идут за клубком, находят поднос, с игрушками, накрытый тканевой салфеткой.

Педагог: Давайте сами попробуем догадаться, что там лежит. (Ответы детей)

А вы догадались, где раньше были все эти вещи? Да, в жадном кармашке. Их было там столько много, что кармашек не выдержал и порвался. Ведь со всеми этими вещами можно играть. Хотите?

Дети вместе с психологом присаживаются на ковёр.

  1. Упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки»

Снимаю салфетку с подноса.

Я предлагаю каждому вам взять с подноса столько игрушек, сколько вы хотите.

Появляется Петрушка.

Педагог (голосом Петрушки): Сколько много игрушек! Все красивые, интересные. Я тоже люблю играть.

Педагог Ребята, а как же Петрушка будет играть, если у него нет ни одной игрушки? Как же быть? (Ответы детей)

Педагог Что-что, Петрушка, что ты сказал? Ребята! приятное событие – у Петрушки сегодня День Рождения!


А вы знаете, что на день рождение, принято дарить подарки? (пауза).

А у нас ведь полным-полно игрушек, а не подарить ли их нам Петрушке?

Дети дарят игрушки Петрушке.

Педагог (голосом Петрушки): Спасибо, спасибо, я очень тронут вашей добротой! Мне никогда не дарили столько игрушек. Конечно, веселее и интереснее играть с друзьями.

Педагог Ребята вы подарили мне свою доброту и я хочу подарить вам свою доброту - сердечками, и предлагаю вам наклеить на бумагу.

Педагог Ребята, Петрушке надо спешить домой, а наше путешествие продолжается! Ведь нам ещё нужно сделать самое главное. А дорогу нам поСнова я клубок возьму и тихонечко скажу: ты катись, катись клубочек, нам дорогу укажи. Ну-ка, что-то покажи.

Просмотр видеоролика "Про жадность"

Вопросы детям по видеоролику.

Как вы думаете, есть ли в этом мультфильме, жадный человек?

Педагог: Когда человек что-то хорошо умеет делать, про него говорят – у него золотые руки. А когда хорошо поступает, говорит добрые слова, то про него говорят, что у него доброе сердце.

Приложение Г
Беседа «Фея учит вежливости»
В процессе беседы воспитатель вместе в детьми вспоминает правила вежливого обращения.

- Некоторые дети, - начинает беседу воспитатель, - не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют не воспитанными.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмановой и придумать ему название.

Маша знала слов немало,

Но одно их них пропало,

И оно – то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дня

Ей мама

Про него твердит упрямо:

- Почему

Такой пустяк

Не запомнишь

Ты никак?

Но молчит она как рыба

Вместо каждого…(спасибо)!

- Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

- Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех родителей это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.

Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она пообещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.