Файл: Программа Азбука общения Шипициной Л. М. Раздел мир познания (единство с природой) Тема времена года (общение с природой) ДИ загадки о лете Цели.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость.
В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь – «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо».
Когда все дети научились вежливости, из щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем – нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».
- Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)
- Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.
Приложение Д
Беседа «Воспитанность и вежливость»
Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В ходе беседы выясняется, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью.
Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения
Г. Остера «Зарядка для хвоста»:
- Воспитание, что это? – спросила мартышка.
- Это много чего, - сказала бабушка. – В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?
- Спелый банан? – уточнила мартышка.
- Очень спелый, - кивнула бабушка.
- Съем! – сказала мартышка.
Бабушка неодобрительно покачала головой.
- Сначала скажу «спасибо», - поправилась мартышка. – А потом съем!
- Ну что ж, ты поступишь как мартышка! – сказала бабушка. – Но вежливость – это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!
- А вдруг он его возьмет?! – испугалась мартышка.
Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.
- Нет! Воспитанной быть не интересно! – сказала мартышка.
- А ты попробуй! - Бабушка сорвала спелый банан и протянула его мартышке: - Попробуй!
- Что попробовать? – спросила мартышка. – Банан? Или быть воспитанной?
Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.
- Большое спасибо! – сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень удивительно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. – Ты ведь не очень любишь бананы? – спросила она слоненка. – Ты ведь, наверно, их совсем не любишь, правда?
- Нет, почему же? – возразил слоненок. – Я их довольно сильно люблю.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы по прочитанному произведению.
- Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? ( Надо делиться бананом.)
- Как мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Какой ответ она хотела услышать? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?
- Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?
- Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.
- Да? – сказала мартышка упавшим голосом. – Ну, тогда – на!
И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан.
- Бери! Это тебе! – сказал слоненок.
Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.
- Удав, - сказал попугай. – Прими от меня этот прекрасный банан!
- Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! – сказал удав, взял банан и протяну его мартышке.
Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась.
- Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!
- Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.)
В свободное время можно сделать инсценировку по этой сказке.
Приложение Е
Примерный план непосредственно-образовательной деятельности на год с детьми старшей группы
Месяц | Литература | Задачи |
Сентябрь | 1.«Заяц-хвастун» (рус. нар. сказка в обраб. О.Капицы) | Воспитание у детей эмоционального отношения: положительного – к скромности, отрицательного – к хвастовству. Формирование представлений о скромности. |
2. «Что я видел» Б.Житков | Воспитание патриотических чувств. Формирование представлений о Москве, развитие интереса к изучению главного города нашей страны. | |
3. «Крылатый, мохнатый да масляный» (рус. нар. сказка в обраб. И. Карнауховой.) | Воспитание чувства дружбы, товарищества. Формирование представлений о справедливости. | |
Октябрь | 4.« Карасик» Н.Носов | Воспитание правдивости и справедливости. Формирование представлений о честном, справедливом отношении к окружающим; обвинять другого в том, в чем он не виноват, -несправедливо |
5. «Ссоры с бабушкой» Л Воронкова | Воспитание уважения к труду взрослых, заботливого отношения к старым людям, желание делать для старших добро | |
6. «Россия» Г. Цыферов | Воспитание положительного отношения к народам нашей страны | |
Ноябрь | 7.«Карасик» Н.Носов. «Почему» В Осеева | Воспитание честности и справедливости. Формирование сравнительной оценки двух поступков (на примере двух рассказов) |
8. «Кукушка» (ненецкая сказка) | Воспитание чуткости, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается | |
Декабрь | 9. «Айога» (нанайская сказка в обраб. Д. Нагишкина) | Формирование представлений о скромности, трудолюбии, справедливости |
10. «Почему армия родная» А. Митяев | Воспитание уважения и благодарности воинам Российской Армии | |
Январь | 11. «На заставе» А. Барто | Воспитание интереса и уважения к воинам. Формирование представлений о службе пограничников |
12. «Айболит» К.Чуковский | Воспитание доброжелательности, сочувствия, желания прийти на помощь тем, кто попал в беду | |
13. «Серебряное копытце» П. Бажов. | Воспитание доброты. Формирование представлений о доброте и отзывчивости | |
Февраль | 14. «Финист –Ясный сокол» обраб. А. Платонова | Формирование представлений о честности, справедливости, добре и зле. |
15. «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак | Воспитание чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки. Формирование представлений о смелости и скромности. | |
Март | 16. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. Сказка в обраб. М Булатова) | Воспитание у детей добрых чувств, умения характеризовать литературные образы и выказывать свое отношение к ним |
17. «На льдине» Б. Житков | Воспитание чувства заботы о человеке. Формирование представлений о мужестве и смелости | |
Апрель | 18. «Посидим в тишине» Е. Благинина | Воспитание чуткости, заботы о матери. Формирование представлений о том, что нужно заботиться о матери |
19. «Квакша» К. Паустовский | Воспитание гуманного отношения к животным | |
Май | 20. «Самый красивый наряд на свете» (японск. сказка в обраб. В. Марковой) | Формирование представлений о скромности |
21. «Серая Звездочка» Б.Заходер | Воспитание гуманного отношения к окружающему. Формирование представлений о добре и зле | |
Автор | Воспитательные задачи | |
А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, С.А.Аксаков, П.П.Ершов, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А. Фет, А.А.Блок, С.А.Есенин, Ш.Перро, Г.-Х. Андерсен, М.Горький, С.Маршак, А.Барто, С.Михалков и другие. | Задачи ставятся с учетом выбранного произведения и индивидуальных способностей детей. |
Приложение Ж
Список художественной литературы для чтения по воспитанию культуры поведения
1. А.Барто «Девочка – ревушка», «Девочка – чумазая».
2. К.Чуковский «Мойдодыр».
3. С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».
4. В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо».
5. К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно».
6. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка». Украинская сказка «Колосок».
7. З.Александрова «Купание».
8. З.Александрова «Что взяла, клади на место».
9. Т.А.Шарыгина «Вежливые сказки»: «Упрямый утенок», «Вежливые бельчата», «Как попугай Таню вежливости научил», «Чучело», «Вредная ворона», «Любимая игрушка».
10. Е.А. Алябьева «Поучительные сказки»: «Подружки», «Руки надо мыть», «Не хочу! Не буду!», «Подружки и новый друг», «Как Касюка-Пасюка спала в новом платье».
Приложение З
Игра-занятие «Мы едем в транспорте»
Программное содержание.
Познакомить е правилами поведения в транспорте.
Подготовка к игре.
На ширме высотой 80 см, обтянутой одноцветной тканью, изобразить детали, имитирующие автобус, вырезать окна. Подготовить сиденья-стульчики, «кассу» и «билеты». Включаю в содержание игры образцы положительного и отрицательного поведения детей. Организовать с детьми младших групп совместную игру в « транспорт».
Возможный ход игры.
Во второй половине дня на прогулке предлагаю детям поиграть в «поездку в автобусе». Вместе с детьми устанавливаю «ширму-автобус», расставляю стулья, прикрепляю «кассу с билетами». Затем, обращаясь к детям, говорю:
- Малыши хотят покататься с нами в автобусе. Покатаем их? (Дети радостно выражают согласие.) Но, прежде чем пригласить малышей, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример.
Дети перечисляют правила. Воспитатель дополняет. Затем предлагаю детям занять места.
- А кто у нас будет водителем? (Вызываю любого ребёнка) Теперь- в путь. Ваня, подвези нас, пожалуйста, к малышам
Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок
Воспитатель младшей группы садится с куклой Незнайкой: Один из детей уступает воспитателю место, педагог благодарит ребенка. Во время поездки Незнайка громко разговаривает, требует место у окошка, пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки. Воспитатель просит детей напомнить Незнайке, как надо себя вести в автобусе, как поступать в разных случаях. Дети с охотой указывают Незнайке на его ошибки. Тот благодарит, он теперь все хорошо запомнил и знает, как надо себя вести.
Затем в автобус приглашают малышей - небольшими группами: автобус делает несколько «рейсов», группы меняются. Игра может быть продолжена по желанию детей в последующие дни, причем в измененной форме.
Например, воспитатель усаживает Незнайку на сиденье и поручает детям присматривать за ним. Предоставив им самостоятельность, воспитатель наблюдает за взаимоотношениями между детьми, за действиями каждого.
- Если возникает необходимость в регуляции поведения, можно это сделать в роли контролера.
Записи в дневнике позволят педагогу проследить активность участия всех детей группы в игре - проанализировать их поведение, степень усвоения ими правил.
Приложение И
Анкета по воспитанию культурных навыков у детей (для родителей)
1.Что, означает понятие «культурно-гигиенические навыки»?________________________
2.По Вашему мнению, нужно ли прививать ребенку культурно-гигиенические навыки?
- Да
- Нет
- Иногда
- Всегда
3.Какие культурно-гигиенические навыки прививаются ребенку в Вашей семье?
____________________________________________________________
4.Что такое нравственность? ________________________________________
5.Что, означает понятие «речевой этикет»? __________________________
6.Знаете ли Вы, как правильно сервировать стол?
- Да
- Нет
- Частично
7.Знаете ли Вы, как правильно пользоваться столовыми приборами?
- Да
- Нет
8.Чем (должно, может) отличается поведение ребенка в семье и в общественных местах?
Дома:_____________________________________________________________
В общественном транспорте ________________________________________
В магазине ____________________________________________________
В детском саду ________________________________________________
9.Считаете ли Вы, что Ваш ребенок воспитан (в чем это проявляется)?
______________________________________________________________
Спасибо!
Приложение К
Родительское собрание в форме круглого стола с родителями подготовительной группы «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Цель: Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников.
Материалы: фишки красного, желтого, синего цветов; листочки бумаги; ручки;
Ход мероприятия:
Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть Вас! Давайте сегодня поговорим о наших детях. Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ и как правильно мы ответим на поставленные вопросы будет зависеть от нашего желания и умения.