Файл: Программа Азбука общения Шипициной Л. М. Раздел мир познания (единство с природой) Тема времена года (общение с природой) ДИ загадки о лете Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость.

В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь – «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо».

Когда все дети научились вежливости, из щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем – нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».

- Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)

- Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.


Приложение Д
Беседа «Воспитанность и вежливость»
Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В ходе беседы выясняется, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью.

Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения

Г. Остера «Зарядка для хвоста»:

- Воспитание, что это? – спросила мартышка.

- Это много чего, - сказала бабушка. – В двух словах не скажешь. Ну вот ты, мартышка. Если я сейчас сорву и дам тебе банан, что ты сделаешь?

- Спелый банан? – уточнила мартышка.

- Очень спелый, - кивнула бабушка.

- Съем! – сказала мартышка.

Бабушка неодобрительно покачала головой.

- Сначала скажу «спасибо», - поправилась мартышка. – А потом съем!

- Ну что ж, ты поступишь как мартышка! – сказала бабушка. – Но вежливость – это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

- А вдруг он его возьмет?! – испугалась мартышка.

Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.

- Нет! Воспитанной быть не интересно! – сказала мартышка.

- А ты попробуй! - Бабушка сорвала спелый банан и протянула его мартышке: - Попробуй!

- Что попробовать? – спросила мартышка. – Банан? Или быть воспитанной?

Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.

- Большое спасибо! – сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень удивительно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. – Ты ведь не очень любишь бананы? – спросила она слоненка. – Ты ведь, наверно, их совсем не любишь, правда?

- Нет, почему же? – возразил слоненок. – Я их довольно сильно люблю.

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы по прочитанному произведению.

- Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? ( Надо делиться бананом.)

- Как мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Какой ответ она хотела услышать? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?



- Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?

- Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.

- Да? – сказала мартышка упавшим голосом. – Ну, тогда – на!

И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан.

- Бери! Это тебе! – сказал слоненок.

Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.

- Удав, - сказал попугай. – Прими от меня этот прекрасный банан!

- Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! – сказал удав, взял банан и протяну его мартышке.

Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась.

- Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!

- Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.)

В свободное время можно сделать инсценировку по этой сказке.


Приложение Е
Примерный план непосредственно-образовательной деятельности на год с детьми старшей группы


Месяц

Литература

Задачи

Сентябрь

1.«Заяц-хвастун» (рус. нар. сказка в обраб. О.Капицы)

Воспитание у детей эмоционального отношения: положительного – к скромности, отрицательного – к хвастовству. Формирование представлений о скромности.

2. «Что я видел» Б.Житков

Воспитание патриотических чувств. Формирование представлений о Москве, развитие интереса к изучению главного города нашей страны.

3. «Крылатый, мохнатый да масляный» (рус. нар. сказка в обраб. И. Карнауховой.)

Воспитание чувства дружбы, товарищества. Формирование представлений о справедливости.

Октябрь

4.« Карасик» Н.Носов

Воспитание правдивости и справедливости. Формирование представлений о честном, справедливом отношении к окружающим; обвинять другого в том, в чем он не виноват, -несправедливо

5. «Ссоры с бабушкой» Л Воронкова

Воспитание уважения к труду взрослых, заботливого отношения к старым людям, желание делать для старших добро

6. «Россия» Г. Цыферов

Воспитание положительного отношения к народам нашей страны

Ноябрь

7.«Карасик» Н.Носов.

«Почему» В Осеева

Воспитание честности и справедливости. Формирование сравнительной оценки двух поступков (на примере двух рассказов)

8. «Кукушка» (ненецкая сказка)

Воспитание чуткости, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается

Декабрь

9. «Айога» (нанайская сказка в обраб. Д. Нагишкина)

Формирование представлений о скромности, трудолюбии, справедливости

10. «Почему армия родная» А. Митяев

Воспитание уважения и благодарности воинам Российской Армии

Январь

11. «На заставе» А. Барто

Воспитание интереса и уважения к воинам. Формирование представлений о службе пограничников

12. «Айболит» К.Чуковский

Воспитание доброжелательности, сочувствия, желания прийти на помощь тем, кто попал в беду

13. «Серебряное копытце» П. Бажов.

Воспитание доброты. Формирование представлений о доброте и отзывчивости

Февраль

14. «Финист –Ясный сокол» обраб. А. Платонова

Формирование представлений о честности, справедливости, добре и зле.

15. «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак

Воспитание чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки. Формирование представлений о смелости и скромности.

Март

16. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. Сказка в обраб. М Булатова)

Воспитание у детей добрых чувств, умения характеризовать литературные образы и выказывать свое отношение к ним

17. «На льдине» Б. Житков

Воспитание чувства заботы о человеке. Формирование представлений о мужестве и смелости

Апрель

18. «Посидим в тишине» Е. Благинина

Воспитание чуткости, заботы о матери. Формирование представлений о том, что нужно заботиться о матери

19. «Квакша» К. Паустовский

Воспитание гуманного отношения к животным

Май

20. «Самый красивый наряд на свете» (японск. сказка в обраб. В. Марковой)

Формирование представлений о скромности

21. «Серая Звездочка» Б.Заходер

Воспитание гуманного отношения к окружающему. Формирование представлений о добре и зле

Автор

Воспитательные задачи

А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, С.А.Аксаков, П.П.Ершов, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А. Фет, А.А.Блок, С.А.Есенин, Ш.Перро, Г.-Х. Андерсен, М.Горький, С.Маршак, А.Барто, С.Михалков и другие.

Задачи ставятся с учетом выбранного произведения и индивидуальных способностей детей.



Приложение Ж
Список художественной литературы для чтения по воспитанию культуры поведения
1. А.Барто «Девочка – ревушка», «Девочка – чумазая».

2. К.Чуковский «Мойдодыр».

3. С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».

4. В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо».

5. К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно».

6. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка». Украинская сказка «Колосок».

7. З.Александрова «Купание».

8. З.Александрова «Что взяла, клади на место».

9. Т.А.Шарыгина «Вежливые сказки»: «Упрямый утенок», «Вежливые бельчата», «Как попугай Таню вежливости научил», «Чучело», «Вредная ворона», «Любимая игрушка».

10. Е.А. Алябьева «Поучительные сказки»: «Подружки», «Руки надо мыть», «Не хочу! Не буду!», «Подружки и новый друг», «Как Касюка-Пасюка спала в новом платье».


Приложение З
Игра-занятие «Мы едем в транспорте»
Программное содержание.

Познакомить е прави­лами поведения в транспорте.

Подготовка к игре.

На ширме высотой 80 см, обтяну­той одноцветной тканью, изобразить детали, имитирующие ав­тобус, вырезать окна. Подготовить сиденья-стульчики, «кассу» и «билеты».  Включаю в содержание игры образцы положитель­ного и отрицательного поведения детей. Организовать с детьми младших групп совместную игру в « транспорт».

Возможный ход игры.

 Во второй половине дня на прогулке  предлагаю детям поиграть в «поездку в автобусе». Вместе с детьми устанавливаю «ширму-автобус», расставляю стулья, прикрепляю «кассу с билетами». Затем, обращаясь к детям, говорю:

- Малыши хотят покататься с нами в автобусе. Покатаем их? (Дети радостно выражают согласие.) Но, прежде чем пригласить малышей, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример.

Дети перечисляют правила. Воспитатель дополняет. Затем  предлагаю детям занять места.

- А кто у нас будет водителем? (Вызываю любого ребёнка) Те­перь- в путь. Ваня, подвези нас, пожалуйста, к малышам

Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок

Воспитатель младшей группы садится с куклой Незнайкой: Один из детей уступает воспитателю место, педагог благодарит ребенка. Во время поездки Незнайка громко разговаривает, требует место у окошка, пытается стать ногами на сиденье, разбрасы­вает конфетные обертки. Воспитатель просит детей напомнить Незнайке, как надо себя вести в  автобусе, как поступать в разных  случаях.  Дети  с охотой указывают Незнайке на  его ошибки. Тот благодарит,   он теперь   все хорошо   запомнил и  знает, как надо себя вести.


Затем в автобус приглашают малышей - небольшими груп­пами: автобус делает несколько «рейсов», группы меняются. Игра может быть продолжена по желанию детей в последую­щие дни, причем в измененной форме.

Например, воспитатель усаживает Незнайку на сиденье и поручает детям присматри­вать за ним. Предоставив им самостоятельность, воспитатель наблюдает за взаимоотношениями между детьми, за действия­ми каждого.

- Если возникает необходимость в регуляции пове­дения, можно это сделать в роли контролера.

Записи в дневнике позволят педагогу проследить активность участия всех детей группы в игре - проанализировать их пове­дение, степень усвоения ими правил.
Приложение И
Анкета по воспитанию культурных навыков у детей (для родителей)
1.Что, означает понятие «культурно-гигиенические навыки»?________________________
2.По Вашему мнению, нужно ли прививать ребенку культурно-гигиенические навыки?

- Да

- Нет

- Иногда

- Всегда
3.Какие культурно-гигиенические навыки прививаются ребенку в Вашей семье?­­­­­­­­­­­­­­­

­____________________________________________________________
4.Что такое нравственность? ________________________________________
5.Что, означает понятие «речевой этикет»? __________________________
6.Знаете ли Вы, как правильно сервировать стол?

- Да

- Нет

- Частично
7.Знаете ли Вы, как правильно пользоваться столовыми приборами?

- Да

- Нет
8.Чем (должно, может) отличается поведение ребенка в семье и в общественных местах?

Дома:_____________________________________________________________

В общественном транспорте ________________________________________

В магазине ____________________________________________________

В детском саду ________________________________________________
9.Считаете ли Вы, что Ваш ребенок воспитан (в чем это проявляется)?

______________________________________________________________
Спасибо!

Приложение К
Родительское собрание в форме круглого стола с родителями подготовительной группы «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Цель: Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников.

Материалы: фишки красного, желтого, синего цветов; листочки бумаги; ручки;

Ход мероприятия:

Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть Вас! Давайте сегодня поговорим о наших детях. Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у каждого будет свой ответ и как правильно мы ответим на поставленные вопросы будет зависеть от нашего желания и умения.