ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитель - Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки?
Дети - Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.
Учитель - Кто должен знать дорожные знаки? Только водители? (и пешеходы тоже)
Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, они всегда четкие, не похожие один на другой, без лишних деталей и украшений. Как вы думаете, почему знаки сделаны в виде простых рисунков?
Дети - чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны и русскому, и таджику, и иностранному туристу
Знакомство с дорожными знаками и их группами.
Начиная с 1909 года, на улицах и дорогах стали появляться первые дорожные знаки.
У: На стройных ножках вдоль дорог
Стоят кругом плакатики,
Где треугольник,
Где кружок и разные квадратики.
Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Они повсюду одинаковы.
- Как вы думаете, почему? (Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка, понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и могут вести транспорт по незнакомым дорогам.)
Исторические сведения о возникновении дорожных знаков.
Учитель - Уже в те далёкие времена люди так же, как и мы сегодня, задумывались о безопасности движения. О дорогах заботились наши предки, ещё, когда ездили на лошадях и ходили пешком. В лесу делали затёсы на деревьях, в степи укладывали камни и ставили столбы.
При Петре Ι столбы стали полосатыми, хорошо просматривались на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на перекрёстках, стали делать надписи о том, куда ведёт «путь-дорога».
Дорожные надписи, особенно из нескольких слов, требовали времени для прочтения. Не каждый водитель успевал их прочитать, особенно в тёмное время суток. Возник и другой вопрос. Если по дороге едет иностранец, который не знает английского языка, как он сможет узнать об опасности?
Поэтому вскоре стало понятно, что знаки и символы – лучший вариант для всех.
В России дорожные знаки начали устанавливать в 20-х годах прошлого столетия. Дорожные знаки имеют большое значение для безопасности дорожного движения. Поэтому запрещается их снимать, повреждать, загораживать. Умышленная порча дорожных знаков влечёт за собой штраф.
Дорожные знаки – замечательное изобретение. Причём в разных странах они одинаковы. Водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам. Знаки устанавливают с правой стороны дороги.
IV. Работа по теме урока.
У: Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или о чем-то сообщают. Дорожных знаков очень много. Чтобы не путать, их распределили на несколько групп. Каждой группе присвоен свой цвет и особая форма.
- Давайте познакомимся с группами дорожных знаков, рассмотрим их назначение и внешний видаз учителя о дорожных знаках.
- А сейчас я буду читать загадки про дорожные знаки. Тот ученик, про чей дорожный знак я прочту, выходит к доске с этим знаком (у учеников на партах лежат макеты дорожных знаков)
1) Знак «Велосипедное движение запрещено».
Запомни этот знак, дружок:
Велосипед здесь и кружок
С большою красною каймой.
Ты перед этим знаком стой!
Вези в руках велосипед,
Здесь для тебя проезда нет!
- Как называется этот знак? - Движение на велосипедах запрещено.
-Что обозначает этот знак?
- У вас на столах лежат карточки с дорожными знаками посмотрите, какие дорожные знаки похожи на знак «Езда на велосипеде запрещена».
- Что общего у этих знаков? – (Они круглой формы, по краям красная кайма.)
- А что означают эти знаки?
- Движение запрещено.
- Подача звукового сигнала запрещена. Обгон запрещен. Въезд запрещен.
- Какое слово повторяется в названии этих знаков?
- Слово «Запрещено». Верно. Эти знаки – запрещающие.
- Каково же назначение этих знаков? - Найдите, что сказано о них в учебнике стр 15. Они что-то запрещают делать. Например , въезд ,обгон . Они представляют собой белые или синие круги с красной каймой. На многих из них есть красная перечеркивающая линия.
(По мере группировки, дорожные знаки и название их группы вывешиваются на доске.) Это первая группа дорожных знаков, с которой мы познакомились.
2) - Почему проезда нет?
Землю роет человек.
Может быть, он ищет клад,
И старинные монеты
В сундуке большом лежат.
Их, наверно, спрятал встарь,
Под землёю жадный царь. (знак «Дорожные работы»)
- У кого еще похожие знаки? – Ребята, посмотрите, чем все эти знаки похожи друг на друга?
(периметр треугольника красного цвета) Такие знаки называют предупреждающие. Значит, что они делают, для чего служат? Найдите, что сказано о них в учебнике. (предупреждают водителя о том, что ждет его впереди, о приближении к опасному участку дороги) стр 14
« Железнодорожный переезд со шлагбаумом»
- Вот так знак,
Глазам не верю!
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью паровое отопленье?
- Это очень нужный знак!
Говорит шоферу так:
«Здесь шлагбаум – переезд,
Подожди, пройдет экспресс!»
- Назовите их ещё раз. ( Пешеходный переход. Дорожные работы. Дети.)
3) - Пешеход! Решил дорогу
Безопасно перейти?
В этом я тебе подмога!
Поспеши меня найти! (знак «Пешеходный переход»)
- У кого из вас знаки похожи на этот, выйдите к доске.
- Что означают ваши знаки? ( место остановки автобуса и (или) троллейбуса, место стоянки, подземный пешеходный переход)
- Чем они похожи? ( Это синие квадраты или прямоугольники с различными рисунками.) Они нам сообщают информацию и называются знаки особых предписаний
4) - Выйдите к доске те из вас, у кого на столах остались лежать дорожные знаки. Попытайтесь их самостоятельно разделить на две группы.
- Чем похожа первая группа знаков? ( Это синие круги с белым рисунком.) Что они подсказывают водителям? К какой группе относятся? Давайте сверим свои предположения с учебником.на стр 15 (Это предписывающие знаки)
5) –Перечислите, что обозначают оставшиеся знаки. (Телефон, пункт питания, медицинская помощь)
- Посмотрите внимательно в учебник. Как называется другая группа знаков? – Это знаки сервиса.
- Прочитайте, зачем необходимы эти знаки.
- Какой ещё знак сервиса нарисован в учебнике?(Автозаправочная станция)
- Ну вот, теперь все дорожные знаки перед вами. Прочитаем хором, на какие группы они делятся. (Дети читают по слайду №4)
У: Ребята, а знаете ли вы, что поверхность дорожных знаков покрывают светоотражающими красками, как вы думаете для чего? (Чтобы в тёмное время суток, их чётко мог видеть водитель.)
VI. Физ. минутка.
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайке добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём и домой пешком пойдём.
VII. Проверка усвоения материала. (слайд 10)
-
Детям раздаются закладки-памятки с заданием соединить линией название группы дорожных знаков со знаком.
информационо- предупреждающий запрещающий
указательный
знак сервиса предписывающий
-
Обсуждение в группах причин ДТП, их последствий (прием «Фишбоун»).
В «голове» рыбы записывается проблемный вопрос, на верхних косточках – причины, на нижних косточках – следствия. В хвосте – вывод.
Причины ДТП: невнимательность, техническая неисправность, алкогольное опьянение, погодные условия, сознательная порча знаков, спешка, незнание ПДД.
Следствия: порча автомобилей, аварии, травмы, увечья, смерть.
Вывод: всем соблюдать ПДД (и водителям, и пешеходам)
-
Обсуждение в группах «Дорожные ситуации»
Ситуация 1.
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?
(Три девочки. Безопаснее всего дожидаться следующего зеленого сигнала.)
Ситуация 2.
Из автобуса вышли шесть человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Сколько человек поступило правильно?
(Один. Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только потом переходить дорогу.)
Ситуация 3.
Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?
(Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя).
VIII. Закрепление пройденного.
Самостоятельная работа.
(на листочках)
- А сейчас я хотела бы проверить, действительно ли вас теперь можно назвать знатоками дорожного движения. и Ответьте на вопросы:
1. Дорожные знаки во всех странах
С) разные
З) одинаковые
2. Если человек зашёл в общественный транспорт, он
Н) пассажир
М) водитель
3. Знаки: телефон, пункт питания, автозаправочная станция – это
О) предписывающие знаки
А) знаки сервиса
4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так:
Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека
Д) красный треугольник с изображением человека
5. Предписывающие знаки имеют форму
А) круга
О) треугольника
6. С какого возраста разрешается на дорогах езда на велосипеде?
Г) с 10 лет
К) с 14 лет
- Если все ответы верные, должно получиться слово. Какое? «ЗНАТОК»
- Я вами довольна. Вы все знатоки.
3. Задание «Найди отличия» (Слайд 31)
У: Ребята, чем отличаются эти два знака?
Этот знак предупреждает водителя о том, что впереди будет пешеходный переход. Там, где установлен этот знак, переходить улицу нельзя! (Предупреждающий)
А этот знак указывает место, где находится пешеходный переход. Именно здесь нужно переходить улицу. (Информационно – указательный)
Обобщение знаний. : Светофор Светофорович хочет дать вам ДОБРЫЕ СОВЕТЫ. (Слайд 29) .
Очень важная наука –
Правила движения,
И должны их соблюдать
Все без исключения!
Знание правил дорожного движения – это показатель культуры человека.
Будьте дисциплинированны на улице!
Желаю вам безопасных дорог!
Главное правило безопасности (Слайд 36)
Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах – строго соблюдать
Правила дорожного движения!
Пока ребята выполняют самостоятельную работу, четверо учащихся готовят индивидуальное задание.
IX. Итог урока. Рефлексия.
1. - Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали? ( Мы узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие, информационно-указательные.)
- Что ещё нового узнали на уроке? ( Мы узнали, что дорожные знаки появились очень давно. Во многих странах мира установлены дорожные знаки одного образца. Знаки нужны людям и водителям, чтобы сделать их путь безопасным.)