Файл: Урок курса орксэ модуль Основы светской этики по теме Уметь понять и простить (для учащихся 4 класса, 1011 лет).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия№1»


Урок курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

по теме «Уметь понять и простить»

(для учащихся 4 класса, 10-11 лет)


Гергель Елена Алексеевна, учитель начальных классов

г. Ноябрьск

2017 г.

Тема урока: Уметь понять и простить.

Тип урока:открытие нового знания.

Цель: создать условия для расширения представления о прощении как ценности. 

Задачи:

– раскрывать значение понятия «прощение»;

– развивать способность понимать и умение прощать;

–   воспитывать великодушие, терпение в общении с другими людьми.

Планируемые результаты:

Личностные:

- развитие нравственного сознания и компетентности в решении нравственных проблем на основе личностного выбора;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Регулятивные:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Познавательные:

-находить необходимую информацию в учебнике;

-понимать информацию, представленную в виде текста, таблицы.

- делать обобщения.

Коммуникативные:

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;

- осуществлять взаимопроверку.

Ход урока:

  1. Организация класса.

  2. Психологический настрой.

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Мы рады видеть каждого из Вас!

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.


На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое. Но есть такие понятия, о которых лучше узнать, как можно раньше. Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней. И вот об одном из таких понятий мы сегодня узнаем на уроке.

Я предлагаю вам собрать воедино пословицы, которые разложены у вас на партах (каждая пословица разбита на две части).

Была вина, да прощена

Прощают обиду, но не позор.

Понять – значит простить.

Прощай, да не стращай.

Тому тяжело, кто помнит зло.

- Как вы думаете, о каком понятии мы будем сегодня говорить?

- На какие вопросы будем искать ответы? (Что такое прощение? Что прощение приносит человеку? Как простить обиду?)

IV. Первичное усвоение знаний.

1. Работа над значением слова «прощение».

- Мы постоянно ощущаем различные эмоциональные состояния. Есть такие, которые нравятся всем людям, например, веселье, радость. А есть такие, которые вообще не хотелось бы ощущать - злость, зависть, гнев. К сожалению, эти негативные чувства бывают почти у каждого человека. Вас когда-нибудь обижали? Что вы при этом чувствовали?

- Закончите предложение:

 «Когда я обижен (а) я чувствую...». 

Упражнение «Угадай-ка»

- На картинках изображено лицо человека, выражающего разные эмоциональные состояния. Задача детей определить лица, выражающие обиду.



- Ребята, а что значит, простить человека? (предположения детей. Одна пара учащихся ищет в Толковом словаре значение слова «прощение». Озвучивают ответ)

- Прощение - ПРОЩ'ЕНИЕ, прощения, средний род.

1. Действие по глаголу простить в 1 и 2 знач. - прощать (книжое).

Прощение грехов. Прощение обид. Прощение долга.

2. Помилование, отмена наказания за какую-нибудь вину, за какой-нибудь проступок. Просить прощения. Заслужить прощение.

- Простить человека – значит перестать винить его, не держать на него зла, восстановить с ним хорошие отношения.

- Слово «прости» по-старославянски звучит как «прОсти» (с ударением на О) и означает «выпрямить», то есть простить – это как бы исправить плохие отношения.

Самое главное, важное – научиться прощать. Ведь каждый прощеный человек, каждая забытая обида - это освобождение сердца от маленького комочка зла. От зла, которое разъедает нас изнутри и которого и так слишком много в нашем мире. 



С чего начать? С себя. Перестать обижать других!

Как легко обидеть человека: 

Взял и бросил слово, злее перца… 

А потом порой не хватит века, 

Чтоб вернуть потерянное сердце.

( Эдуард Асадов)

2. Работа в парах.

- Какими качествами нужно обладать для умения прощать и умения признавать свои ошибки? Обсудите в парах и заполните таблицу.

Какими чертами характера нужно обладать

для умения прощать

для умения признавать свои ошибки






Качества для работы в парах: любовь, доброжелательность, милосердие, искренность, смелость, справедливость, честность, терпение, мудрость, сострадание, решительность, откровенность, великодушие.

Учащиеся озвучивают результат. Обсуждают, вносят изменения.

  • Обратите внимание, ребята, какие качества нужны и для умения прощать, и для умения признавать свои ошибки?

  • Каждый человек сам должен выбирать простить или не простить обиду.

  • А давайте предположим, что все люди на земле лишились такой важной черты характера, как умение прощать. Что произойдёт с нашим миром? (предположения детей). Хотели бы вы жить в таком мире? (нет)

Порой бывает очень трудно простить не внешне, а сердцем. Поэтому нужно всегда ставить себя на место обидчика. Лучшим критерием наших слов или поступков будет ответ на вопрос: мы бы хотели услышать в свой адрес то же или чтобы с нами поступили так же? (Золотое правило этики).

Представьте себя на месте другого человека, со всеми его проблемами, неурядицами, жизненными сложностями. Постарайтесь понять не только причину нанесенной вам обиды, но и эмоции и чувства этого человека.

Примите его таким, какой он есть. Постарайтесь понять, что он не только вам сделал больно, но и бумерангом получил ту же боль в свое сердце. И, может быть, он сейчас остро нуждается в вашей помощи. Будьте мудрее и великодушнее!

Прощение обиды всегда сродни подвигу, в котором сквозь свою боль и унижение нужно увидеть в обидчике такого же человека, как и ты сам, а сквозь его злобу и жестокость разглядеть те же болезни, которые наверняка есть и в тебе самом. И пусть наш обидчик совершенно не нуждается в нашем прощении, в нем остро нуждаемся мы сами. Ты простил и вроде унизил себя, но, с другой стороны, облегчил свое сердце, очистил его от зла.


3. Физминутка.

«Не стоит обижаться – лучше рассмеяться»

Учитель просит детей встать в круг и показать пантомимой, какие мы бываем, когда обижаемся. Плечи наклонены вперед, губы ладони – сжаты, живот напряжен, голова опущена, лицо хмурое.

– А теперь, расправьте  плечи,  губы улыбаются,  ладони - свободны, живот мягкий, голова высоко поднята, лицо веселое - такие мы бываем, когда мы умеем прощать! 

  1. Первичная проверка понимания.

1. Работа с книгой.

- Как называется отношение человека к человеку, когда он умеет прощать?

- Давайте проанализируем следующие ситуации. Работа по учебнику стр.111-112

 Величайший гуманист, простивший даже своего убийцу, Махатма Ганди писал:

"Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают».

«Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям». Разговор  о маме. Самостоятельная работа по учебнику стр.112-113.

– Послушайте стихотворение о мальчике, который переживал обиду.

Агния Барто «Обида» 

Моей сестренке двадцать дней,

Hо все твердят о ней, о ней:

Она всех лучше, всех умней.

И слышно в доме по утрам:

– Она прибавила сто грамм!

Hу, девочка, ну, умница!

Она водички попила –

За это снова похвала:

– Hу,  девочка, ну, умница!

А мама шепчет: – Прелесть!

В восторге от Аленки.

– Смотрите, разоделись

Мы в новые пеленки.

– Смотрите, мы зеваем,

Мы ротик разеваем! –

Кричит довольный папа,

И он неузнаваем:

Он всю цветную пленку

Истратил на Аленку.

Я гвоздь в сарае забивал,

И то не слышал я похвал!

Обиду трудно мне скрывать,

Я больше не могу.

И вот я тоже лег в кровать

И стал кричать: – Агу!

Взглянул мой папа на меня:

– Ты что вопишь средь бела дня?

Тогда я лег лицом к стене,

И ждал я нахлобучки.

Вдруг мама бросилась ко мне:

– Давай возьму на ручки?

 А я в ответ: – Я не грудной!

Ты просто так побудь со мной...
- Чему радовались родители?

- Что чувствовал сын, когда родители чаще обращали внимание  на малышку, чем на него?


- Как бы вы поступили на месте мальчика?

- Нужно ли обиду держать в себе? Почему?

- Трудно ли прощать?

 - Как научиться уходить от обиды?

Притча. Отпусти свою обиду.


Жил на свете маленький-маленький, просто таки крошечный зверек. И звался он Обидой. Кто уж дал ему это имя, никто уже и не помнит.

Жил Обида на воле, никого не трогал пока не появился в тех краях человек.

Увидел человек маленького зверька и решил его одомашнить.

— Не гоже такому юркому зверьку жить на воле, пусть живет в доме, я его кормить буду, а он меня развлекать, все не так скучно, — подумал человек и взял Обиду к себе в дом.

Жить и вправду стало не скучно. Жизнь человека усложнилась, надо было пищу добывать не только себе, но и зверьку. А зверек оказался очень прожорливым, постоянно требует еды, внимания.

Человек стал уставать, ведь теперь приходилось не только себя обслуживать, но и за Обидой ухаживать. А Обида с каждым днем все привередливей становится.

Так потихоньку усталость накопилась, что невмоготу стало человеку – заболел он.

И силы куда-то девались и радость жизни его покинула. Ни солнышко его не радовало, ни ветерок не веселил.

А Обида знать не хочет, что человек болеет, он все кушать требует.

И вот однажды оказалось, что кушать нечего … совсем нечего. Тогда Обида от голода и от злости просто взял и укусил человека.

И так ему понравилась человеческая плоть, что стал он каждый день откусывать. То там схватит, то здесь грызанет. А у человека уже и сил не осталось, чтобы хоть как-то защитить себя.

Так с каждым днем человеку становилось все хуже и хуже, а Обида на удивление все больше расцветал, становился все крупнее и сильнее.

И вот однажды в дверь постучался мудрец, проходивший мимо.

У человека не было сил, чтоб открыть ему дверь, но он из последних сил прошептал:

— Входи, путник.

Мудрец вошел, внимательно посмотрел вокруг и покачал головой.

— Что ж ты старик, вырастил такую большую Обиду. Нельзя такое существо держать у себя в доме, разве ты этого не знал?

— Нет, не знал, — ответил человек, — я его взял совсем маленьким, а он вырос очень быстро, видно я его кормил хорошо. Только вот теперь я его кормить не могу, может ты ему дашь кусочек чего-нибудь?