Файл: Урок курса орксэ модуль Основы светской этики по теме Уметь понять и простить (для учащихся 4 класса, 1011 лет).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия№1»
Урок курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
по теме «Уметь понять и простить»
(для учащихся 4 класса, 10-11 лет)
Гергель Елена Алексеевна, учитель начальных классов
г. Ноябрьск
2017 г.
Тема урока: Уметь понять и простить.
Тип урока:открытие нового знания.
Цель: создать условия для расширения представления о прощении как ценности.
Задачи:
– раскрывать значение понятия «прощение»;
– развивать способность понимать и умение прощать;
– воспитывать великодушие, терпение в общении с другими людьми.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие нравственного сознания и компетентности в решении нравственных проблем на основе личностного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
Познавательные:
-находить необходимую информацию в учебнике;
-понимать информацию, представленную в виде текста, таблицы.
- делать обобщения.
Коммуникативные:
-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
- осуществлять взаимопроверку.
Ход урока:
-
Организация класса. -
Психологический настрой.
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Мы рады видеть каждого из Вас!
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-
Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое. Но есть такие понятия, о которых лучше узнать, как можно раньше. Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней. И вот об одном из таких понятий мы сегодня узнаем на уроке.
Я предлагаю вам собрать воедино пословицы, которые разложены у вас на партах (каждая пословица разбита на две части).
Была вина, да прощена
Прощают обиду, но не позор.
Понять – значит простить.
Прощай, да не стращай.
Тому тяжело, кто помнит зло.
- Как вы думаете, о каком понятии мы будем сегодня говорить?
- На какие вопросы будем искать ответы? (Что такое прощение? Что прощение приносит человеку? Как простить обиду?)
IV. Первичное усвоение знаний.
1. Работа над значением слова «прощение».
- Мы постоянно ощущаем различные эмоциональные состояния. Есть такие, которые нравятся всем людям, например, веселье, радость. А есть такие, которые вообще не хотелось бы ощущать - злость, зависть, гнев. К сожалению, эти негативные чувства бывают почти у каждого человека. Вас когда-нибудь обижали? Что вы при этом чувствовали?
- Закончите предложение:
«Когда я обижен (а) я чувствую...».
Упражнение «Угадай-ка»
- На картинках изображено лицо человека, выражающего разные эмоциональные состояния. Задача детей определить лица, выражающие обиду.
- Ребята, а что значит, простить человека? (предположения детей. Одна пара учащихся ищет в Толковом словаре значение слова «прощение». Озвучивают ответ)
- Прощение - ПРОЩ'ЕНИЕ, прощения, средний род.
1. Действие по глаголу простить в 1 и 2 знач. - прощать (книжое).
Прощение грехов. Прощение обид. Прощение долга.
2. Помилование, отмена наказания за какую-нибудь вину, за какой-нибудь проступок. Просить прощения. Заслужить прощение.
- Простить человека – значит перестать винить его, не держать на него зла, восстановить с ним хорошие отношения.
- Слово «прости» по-старославянски звучит как «прОсти» (с ударением на О) и означает «выпрямить», то есть простить – это как бы исправить плохие отношения.
Самое главное, важное – научиться прощать. Ведь каждый прощеный человек, каждая забытая обида - это освобождение сердца от маленького комочка зла. От зла, которое разъедает нас изнутри и которого и так слишком много в нашем мире.
С чего начать? С себя. Перестать обижать других!
Как легко обидеть человека:
Взял и бросил слово, злее перца…
А потом порой не хватит века,
Чтоб вернуть потерянное сердце.
( Эдуард Асадов)
2. Работа в парах.
- Какими качествами нужно обладать для умения прощать и умения признавать свои ошибки? Обсудите в парах и заполните таблицу.
Какими чертами характера нужно обладать | |
для умения прощать | для умения признавать свои ошибки |
| |
Качества для работы в парах: любовь, доброжелательность, милосердие, искренность, смелость, справедливость, честность, терпение, мудрость, сострадание, решительность, откровенность, великодушие.
Учащиеся озвучивают результат. Обсуждают, вносят изменения.
-
Обратите внимание, ребята, какие качества нужны и для умения прощать, и для умения признавать свои ошибки? -
Каждый человек сам должен выбирать простить или не простить обиду. -
А давайте предположим, что все люди на земле лишились такой важной черты характера, как умение прощать. Что произойдёт с нашим миром? (предположения детей). Хотели бы вы жить в таком мире? (нет)
Порой бывает очень трудно простить не внешне, а сердцем. Поэтому нужно всегда ставить себя на место обидчика. Лучшим критерием наших слов или поступков будет ответ на вопрос: мы бы хотели услышать в свой адрес то же или чтобы с нами поступили так же? (Золотое правило этики).
Представьте себя на месте другого человека, со всеми его проблемами, неурядицами, жизненными сложностями. Постарайтесь понять не только причину нанесенной вам обиды, но и эмоции и чувства этого человека.
Примите его таким, какой он есть. Постарайтесь понять, что он не только вам сделал больно, но и бумерангом получил ту же боль в свое сердце. И, может быть, он сейчас остро нуждается в вашей помощи. Будьте мудрее и великодушнее!
Прощение обиды всегда сродни подвигу, в котором сквозь свою боль и унижение нужно увидеть в обидчике такого же человека, как и ты сам, а сквозь его злобу и жестокость разглядеть те же болезни, которые наверняка есть и в тебе самом. И пусть наш обидчик совершенно не нуждается в нашем прощении, в нем остро нуждаемся мы сами. Ты простил и вроде унизил себя, но, с другой стороны, облегчил свое сердце, очистил его от зла.
3. Физминутка.
«Не стоит обижаться – лучше рассмеяться»
Учитель просит детей встать в круг и показать пантомимой, какие мы бываем, когда обижаемся. Плечи наклонены вперед, губы ладони – сжаты, живот напряжен, голова опущена, лицо хмурое.
– А теперь, расправьте плечи, губы улыбаются, ладони - свободны, живот мягкий, голова высоко поднята, лицо веселое - такие мы бываем, когда мы умеем прощать!
-
Первичная проверка понимания.
1. Работа с книгой.
- Как называется отношение человека к человеку, когда он умеет прощать?
- Давайте проанализируем следующие ситуации. Работа по учебнику стр.111-112
Величайший гуманист, простивший даже своего убийцу, Махатма Ганди писал:
"Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают».
«Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям». Разговор о маме. Самостоятельная работа по учебнику стр.112-113.
– Послушайте стихотворение о мальчике, который переживал обиду.
Агния Барто «Обида»
Моей сестренке двадцать дней,
Hо все твердят о ней, о ней:
Она всех лучше, всех умней.
И слышно в доме по утрам:
– Она прибавила сто грамм!
Hу, девочка, ну, умница!
Она водички попила –
За это снова похвала:
– Hу, девочка, ну, умница!
А мама шепчет: – Прелесть!
В восторге от Аленки.
– Смотрите, разоделись
Мы в новые пеленки.
– Смотрите, мы зеваем,
Мы ротик разеваем! –
Кричит довольный папа,
И он неузнаваем:
Он всю цветную пленку
Истратил на Аленку.
Я гвоздь в сарае забивал,
И то не слышал я похвал!
Обиду трудно мне скрывать,
Я больше не могу.
И вот я тоже лег в кровать
И стал кричать: – Агу!
Взглянул мой папа на меня:
– Ты что вопишь средь бела дня?
Тогда я лег лицом к стене,
И ждал я нахлобучки.
Вдруг мама бросилась ко мне:
– Давай возьму на ручки?
А я в ответ: – Я не грудной!
Ты просто так побудь со мной...
- Чему радовались родители?
- Что чувствовал сын, когда родители чаще обращали внимание на малышку, чем на него?
- Как бы вы поступили на месте мальчика?
- Нужно ли обиду держать в себе? Почему?
- Трудно ли прощать?
- Как научиться уходить от обиды?
Притча. Отпусти свою обиду.
Жил на свете маленький-маленький, просто таки крошечный зверек. И звался он Обидой. Кто уж дал ему это имя, никто уже и не помнит.
Жил Обида на воле, никого не трогал пока не появился в тех краях человек.
Увидел человек маленького зверька и решил его одомашнить.
— Не гоже такому юркому зверьку жить на воле, пусть живет в доме, я его кормить буду, а он меня развлекать, все не так скучно, — подумал человек и взял Обиду к себе в дом.
Жить и вправду стало не скучно. Жизнь человека усложнилась, надо было пищу добывать не только себе, но и зверьку. А зверек оказался очень прожорливым, постоянно требует еды, внимания.
Человек стал уставать, ведь теперь приходилось не только себя обслуживать, но и за Обидой ухаживать. А Обида с каждым днем все привередливей становится.
Так потихоньку усталость накопилась, что невмоготу стало человеку – заболел он.
И силы куда-то девались и радость жизни его покинула. Ни солнышко его не радовало, ни ветерок не веселил.
А Обида знать не хочет, что человек болеет, он все кушать требует.
И вот однажды оказалось, что кушать нечего … совсем нечего. Тогда Обида от голода и от злости просто взял и укусил человека.
И так ему понравилась человеческая плоть, что стал он каждый день откусывать. То там схватит, то здесь грызанет. А у человека уже и сил не осталось, чтобы хоть как-то защитить себя.
Так с каждым днем человеку становилось все хуже и хуже, а Обида на удивление все больше расцветал, становился все крупнее и сильнее.
И вот однажды в дверь постучался мудрец, проходивший мимо.
У человека не было сил, чтоб открыть ему дверь, но он из последних сил прошептал:
— Входи, путник.
Мудрец вошел, внимательно посмотрел вокруг и покачал головой.
— Что ж ты старик, вырастил такую большую Обиду. Нельзя такое существо держать у себя в доме, разве ты этого не знал?
— Нет, не знал, — ответил человек, — я его взял совсем маленьким, а он вырос очень быстро, видно я его кормил хорошо. Только вот теперь я его кормить не могу, может ты ему дашь кусочек чего-нибудь?