Файл: Государственный образовательный стандарт. Образовательная система Школа 2100. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн Сост. О. М. Корчемлюк. М. Баласс, 2013.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем» (Федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательная система «Школа 2100») . Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1. / Сост.О.М. Корчемлюк. – М.: Баласс, 2013).
На изучение данного курса отводится 34 часа за учебный год (1 час в неделю).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования заявляет деятельность ведущим направлением школьного образования. Рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности. Программа «Я - читатель» ориентирована на овладение учащимися природосообразной технологией, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием интеллектуального развития детей. Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность и может быть реализована через систему внеурочных развивающих занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно-нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий. Отличительной особенностью программы является то, что в ней реализована авторская технология обучения детей продуктивному чтению, которая включает три этапа, каждый из которых опирается на закономерности развития мыслительной деятельности детей и логику работы с текстом: – подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);– первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия
, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.); – работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России. Новизна программы заключена в подходе к работе с текстом, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.
Задачи программы:
– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Формы подведения итогов реализации программы: тесты, кроссворды, викторины, выставки рисунков. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов по теме «Дружим с книгой». Итак, система занятий внеурочной образовательной программы «Я - читатель» последовательно обучает детей продуктивному чтению, позволяющему прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации, «вести диалог с автором», выявлять авторскую точку зрения и соотносить её со своей, корректируя своё понимание авторским смыслом. Развивающиеся при этом навыки работы с текстом являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и истории, окружающего мира и русского языка. Включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом будет способствовать как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.
Планируемые результаты подготовленности по курсу «Я - читатель»
Личностные результаты .
– эмоциональность;умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средства достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание работы | Формы работы | Дата |
1 - 2 | О чём рассказывают журналы? Составление устного журнала. | 2 | Детская периодическая печать: журнал «Мурзилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. | Углубление сведений о периодической печати. Знакомство с журналом «Юный натуралист». Отбор и чтение материалов из периодики. Организация в уголке чтения раздела периодической печати. | |
3-4 | «Где, что, как и почему?» | 2 | Книги-справочники, энциклопедии | Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». | |
5-6 | «Вчера и сегодня» | 2 | Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях. | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники. Отбор и чтение книг по теме «Вчера и сегодня». Подбор книг в уголке чтения по серии: «Героические биографии. Легендарные герои». | |
7-8 | «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?» | 2 | Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ | Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги. Подготовка и проведение тематического устного журнала «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?» | |
9-10 | «Из истории нашей Родины» | 2 | Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. | Знакомство с творчеством С. Алексеева. Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с Творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете. Презентация «Страницы прошлого в картинах русских художников» или альбом-самоделка «Из истории нашей Родины» | |
11-12 | «В путь, друзья!» | 2 | Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Составление заданий для литературного марафона. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» – по материалам прочитанных книг. | |
13-14 | «Обыкновенная биография в необыкновенное время» | 2 | Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. | Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. Самостоятельное рассматривание четырехтомника (Собрание сочинений А. Гайдара). Оформление аннотированных карточек по данному изданию. Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре». Читательская конференция по повести Гайдара «Тимур и его команда» | |
15-16 | «Родные поэты». | 2 | Стихи поэтов – классиков 19 – начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. | Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?» | |
17-18 | «Творцы книг» | 2 | Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы» – повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» – повесть о детстве. | Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Заполнение дневника чтения новыми материалами о писателях, поэтах, художниках, печатниках-полиграфистах. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра. | |
19-20 | «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» | 2 | Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В. Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду» | Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра. Оформление читательского дневника. Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика» | |
21-22 | «Ступеньки мудрости» | 2 | Сказки Леонардо да Винчи | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений, мудрых советов. Подбор сведений о Леонардо да Винчи, его творчестве, научной деятельности, для составления презентации. Оформление презентации «Ступеньки мудрости». | |
23-24 | «От благодарных читателей» | 2 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев. Составление диафильма по одному из произведений. | |
25-26 | «Современные писатели - детям» | 2 | Е. Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул» Е В. Медведев «Баранкин, будь человеком» | Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать» | |
27-28 | «Мечты в рассказе М. Москвиной» | 2 | М. Москвина «Моя собака любит джаз» | Стимулирование самостоятельной творческой деятельности, всесторонний анализ произведения. Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания. Заседание литературного кафе | |
29-30 | «С моей книжной полки» | 2 | В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К. Андерсен «Русалочка» | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Оформление читательского дневника. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д.) Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям. | |
31-32 | «Мои герои – животные» | 2 | Произведения Э. Сетона-Томпсона | Круглый стол. Составление презентации «Удивительные и загадочные животные» | |
33-34 | «О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать» | 2 | Контрольно-установочное занятие. Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков | Установка на самостоятельное чтение в 5 классе. Составление читательских планов на будущее. Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке с экскурсоводом-старшеклассником. | |