Файл: Допустить к защите в гэк заместитель директора по отделению вечернего обучения, канд юридич.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ)
Юридический институт
Отделение вечернего обучения
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГЭК заместитель директора по отделению вечернего обучения, канд. юридич. наук, доцент
_______________Карелин Д.В.
«___»_____________ 2016 г.
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ по основной образовательной программе подготовки бакалавров направление подготовки
030900-Юриспруденция
Васильев Кирилл Дмитриевич
Руководитель ВКР доцент, канд. юридич. наук
____________ Г.Г.Пашкова
«_____»___________2016 г.
Автор работы: студент группы № 06250
___________ К.Д. Васильев
Томск – 2016

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3 1.История развития законодательства о пенсионном обеспечении служащих Вооруженных сил Российской Федерации
6 2.Правовые гарантии реализации пенсионных прав военнослужащих
14 3.Понятие и виды пенсий военнослужащих
22 3.1. Пенсия за выслугу лет
22 3.2. Пенсия по инвалидности
30 3.3. Пенсия в случае потери кормильца
36 4.Порядок назначения и выплаты государственного пенсионного обеспечения
40
Заключение
56
Список использованной литературы
60

3
ВВЕДЕНИЕ
Принцип социально-правовой защищенности военнослужащих является одним из основных принципов государственной службы в
Российской Федерации.
Актуальность данной работы связана с вопросами социальной защиты военнослужащих, обусловленной объективной потребностью общества в эффективной системе обеспечения защиты государства от посягательств со стороны других государств. Социальная защита военнослужащих обоснована тем, что их деятельность по защите границ Российской Федерации связана с необходимостью претерпевать определенные неблагоприятные последствия, например выполнение приказа, может привести к ситуации, в которой возникнет риск для жизни и здоровья военнослужащего
1
Особенностью системы социальной защиты лиц, проходивших военную службу по контракту, является ее субъектный состав из действующих и (или) уволенных военнослужащих того или иного структурного подразделения Вооруженных сил РФ. Указанная специфика находит отражение в нормативных правовых актах и различных видах социального обеспечения.
Как известно, меры социальной поддержки заключаются в выплате лицу или членам его семьи, а также нетрудоспособным иждивенцам единовременных пособий и (или) установлении им постоянной пенсии.
Пенсионное обеспечение – это исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся в
1
подп. п. 2, ст.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О статусе военнослужащих" // "Собрание законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331


4 поддержке со стороны общества при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода.
2
Военнослужащие занимают особое место среди субъектов социальной защиты. В этом случае государство не случайно определило специальные гарантии и компенсации социальной защиты.
Не вызывает сомнения, что необходимость в социальной защите военнослужащих обусловлена экстремальными условиями прохождения военной службы. Меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы, стимулировать служебную деятельность, а также минимизировать потери кадров среди военнослужащих и предотвратить коррупционные действия со стороны офицерского состава.
Итак, цель данной бакалаврской работы состоит в комплексном анализе вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих.
Для достижение этой цели поставлены следующие задачи:

исследуется история пенсионного обеспечения военнослужащих;

характеризуются виды пенсий, назначаемых и выплачиваемых военнослужащим;

анализируются порядок назначения и выплаты государственного пенсионного обеспечения.
В соответствии с указанными задачами определена структура настоящей работы.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы исследования, а также частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, технико-юридический метод и системный анализ.
2
Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения // Трудовое право. 2010.№4. С.15.

5
Предметом исследования являются научные труды по теории государства и права, работы в области конституционного, административного, трудового права, права социального обеспечения, нормативно-правовые акты такие, как: Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы РФ, указы Президента РФ,
Постановления Правительства РФ, постановления и определения
Конституционного Суда России, правоприменительная практика судов судебной системы России.
Объектом исследования является пенсионное обеспечение военнослужащих РФ.

6
1. История развития законодательства о пенсионном обеспечении
служащих Вооруженных сил Российской Федерации.
Социальное обеспечение – это историческая категория, обусловленная общественной необходимостью. С начала второй половины XIX века начало формироваться то социальное обеспечение, которое дошло со всеми внесенными изменениями до наших дней. Конечно же, и в более ранние периоды истории можно найти примеры заботы о людях старшего возраста.
Это могло происходить как в рамках традиционных, семейных или племенных отношений, так и в качестве благотворительности. Забота при этом распространялась не только на категории людей, которые ограниченно имели возможность содержать самих себя, но и на другие категории людей.
Современный смысл термин «пенсия» получил во французском законодательстве эпохи Великой французской революции (XIX век). До этого обычай вознаграждать заслуженных граждан пожизненным содержанием, хотя и существовал, но носил характер дара. Зачастую
«награждались лица, пользовавшиеся особым расположением властей, потеря которого автоматически влекла за собой и лишение содержания»
3
Так, еще при царствовании Петра I обозначилось издание первых нормативных актов о денежном (пенсионном) обеспечении отставных воинов. Петр I рассматривал государственное социальное обеспечение указанных лиц в качестве важнейшей основы стимулирования добросовестной военной службы: «Ежели кому по долговременных трудах воинских за чем в поле служить было невозможно, то каждый будет снабжен
Его Царского Величества милостью, а без надлежащего призрения никто оставлен не будет. Так чтоб все, взирая и будучи в надежде на сию Его
Царского Величества милость, ревнивее к службе поступали»
4 3
Золотухин Г.А., Копытов А.В. Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: За права военнослужащих, 2002. С. 8.
4
Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права) //
Российский военный сборник. Вып. 10. М.: ВУ, 1996. С. 214.


7
Указом Петра I был утвержден Морской устав от 17 января 1720 года, в котором появились первые положения, относившиеся к морским чинам, о материальном обеспечении служивых людей и их семейств
5
. Морской устав предписывал: увечных, не способных ни к какой службе, пожизненно помещать в госпитали или выдавать единовременно годовой оклад жалования и паспорт; вдовам старше 40 лет или моложе, но больным, до нового замужества или пожизненно выдавать 1/8 долю годового жалованья мужа; 3) вдовам моложе 40 лет единовременно выдавать годовой оклад жалованья мужа; 4) сыновьям до 10-летного, а дочерям до 15-летнего возраста выдавать каждому 1/12 долю годового жалованья отца
6
В конце XVIII в. был издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 лет и более, стали назначать пожизненные пенсии, а увечным воинам - независимо от количества лет службы. Пенсии либо пособия в денежной форме назначались также членам семей погибших
(умерших) военнослужащих
7
. Некоторым отставным воинам, особенно раненым, выдавались денежные пособия в виде единовременных выплат от 4 до 7 руб. и на лечение от 3 до 5 руб. Их размер зависел от чина, должности и тяжести ранения. Российское законодательство того времени относило пенсии к разряду служебных наград
8
В начале XIX в. в Российской империи был проделан значительный объем работы по созданию полноценной военно-пенсионной нормативной базы. Следует заметить, что 1803 год ознаменовался принятием первого пенсионного устава, который заложил основы правового регулирования пенсионного обеспечения служилых людей. По мере того, как складывалась практика применения данного устава, стало понятно, что устав предоставляет недостаточно гарантий достойной жизни всем «государственным людям». К
5
Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп.
М.: Юстицинформ, 2009. С. 212.
6
Дегтерев Г. Согласно указам Петра // Пенсионное обеспечение. 2003. N 12. С. 18.
7
Тиванов В.В. Денежные капиталы в русской армии. М., 1996. С. 128.
8
Шикалова О.В. Правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 56.

8 концу царствования императора Александра I были начаты работы по объединению всех пенсионных положений в новый устав, но окончательное решение этого вопроса последовало уже в новое царствование.
После чего возникла необходимость в разработке нового устава, что и последовало в указе Императора Николая I от 6 декабря 1827 г.: «В награду трудов, подъемлемых на службе, установлены не только в течение ее разные почести и оклады жалованья, но и по завершении оной, за долговременное и беспорочное продолжение, определяются при отставке единовременные пособия»
9
Император Николай I так охарактеризовал состояние военно- пенсионного дела того времени: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего, не было постановлено постоянных правил на призрение вдов и сирот после смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших»
10
Попытка устранить эти недостатки, повысить правовые гарантии защиты пенсионных прав лиц, достойно служивших государству, была сделана в Уставе о пенсиях 1827 г. В Именном указе Императора Николая I, данном Сенату 6 декабря 1827 г. об утверждении данного Устава, отмечалось, что пенсионные законы «каждому лицу, посвящавшему жизнь свою на пользу родине, дали надежду на то, что за Богом молитва, а за Царем служба не пропадет, и что человек служилый на старости лет без куска хлеба не останется»
11
Устав «о пенсиях» 1827 г. просуществовал в неизменном виде до 1858г.
Затем указом Императора Александра II в него были внесены изменения, связанные с окладом воинам, награждение орденами Святого Георгия 4-й
9
Кинашенко И.А., Корякин В.М. Становление и развитие военно-пенсионных органов
России // Военно-юридический журнал. 2011. N 10. С. 19 - 29.
10
Старцун В.Н. Юридические гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2010. С. 46 - 47.
11
Каменев А.И. За царем служба не пропадет?
URL:http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich.


9 степени, Святого Владимира 4-й степени, золотым оружием. Основные положения второго устава о пенсиях оставались действительными вплоть до
1912 г.
Уже в Советское время, под социальным обеспечение понималась установленная государством система социально-экономических мероприятий по материальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, всестороннему обеспечению матерей и детей, медицинскому обслуживанию и лечению
12
Система социального обеспечения военнослужащих в России после
Октября 1917 года непрерывно менялась, но, несмотря на это, обеспечивала пенсионерам достойный уровень существования вплоть до развала СССР, что значительно влияло на стабильность обстановки внутри страны и на качество службы в армии.
Понимание необходимости и важности пенсионного обеспечения граждан в советском государстве существовало с момента его образования.
Первые нормативные акты, регламентирующие пенсионное обеспечение, были разработаны в русле социал-демократических принципов, таких как всеобщность страхования и максимальное обеспечение рабочих в случае нуждаемости. Однако гражданская война и последующая разруха не позволили реализовать продекларированные нормы, а в условиях НЭПа возникли проблемы со сбором средств на социальное страхование.
Правительство, с учетом первоочередных задач развития народного хозяйства, стало применять дифференцированный подход к обеспечению различных категорий советских граждан: в первые годы советской власти большое внимание уделялось раненным на фронтах гражданской войны красноармейцам, в конце 1920-х - начале 1930-х гг. - рабочим основных профессий, занятым на предприятиях, обеспечивающих индустриализацию, во время Великой Отечественной войны - военнослужащим и членам их
12
Баранков В.Л. Правовое регулирование социальной защиты сотрудников правоохранительных органов // Журнал российского права. 2012. N 1. С. 82 - 88.

10 семей. В результате данной социальной политики у миллионов советских граждан не было возможности получать какую-либо пенсию
13
Участие Советского Союза в конфликте на озере Хасан (1938 г.), боях на Халхин-Гэле (1939 г.), советско-финской войне (1939-1940 гг.) привело к увеличению числа инвалидов войны и, соответственно, актуализировало задачу по изменению государственной политики. Перед Великой
Отечественной войной был принят ряд мер, направленных на поддержку инвалидов вооруженных конфликтов конца 1930-х гг., появились постановления СНК СССР, регулирующие назначение пенсий различным категориям военнослужащих и их семьям, в том числе инвалидам
14
Многократное увеличение числа инвалидов с началом Великой
Отечественной войны привело к изменению в системе социального обеспечения и реабилитации инвалидов. За эти годы произошло расширение государственной помощи, которая включала в себя, помимо назначения пенсии и пособий, обеспечение продовольственными и промышленными товарами, льготное предоставление жилья, земельных участков, топлива. С
1942 г. начинают приниматься дополнительные меры, направленные на помощь в обучении и трудоустройстве инвалидов. В то же время затраты, связанные с пенсионным обеспечением, возрастали, что привело в 1943-1944 гг. к введению карательных мер в виде лишения пенсии по отношению к инвалидам II - III групп, не желающим трудиться, и снижению пенсионного обеспечения всех инвалидов. В годы войны предпринимались меры по оказанию продовольственной помощи инвалидам войны, существовала практика выделения в качестве помощи хлопчатобумажных и шерстяных тканей, швейных и трикотажных изделий, ниток, чулок и носков, кожаной и валяной обуви.
13
Капустина О.В. К вопросу об истории создания советской системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения (вторая половина 1950-х - 1980-е гг.) //
Социальное и пенсионное право. 2013. N 1. С. 47 - 51.
14
Шамаров В.М. Государственная служба в милиции НКВД РСФСР (становление и развитие организационных и правовых основ). М., 1999. С. 41.


11
В 1945 г инвалиды войны и члены их семей: освобождаются от оплаты за обучение, им предлагаются льготы по сельскохозяйственному налогу и выполнению обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству, предоставляется возможность получения ссуды на строительство и восстановление жилых домов.
В целом социальное обеспечение и трудоустройство инвалидов в предвоенные годы и годы войны приобрело системный характер, однако размеры выплат оставались низкими и не компенсировали утраченного заработка, что приводило к необходимости введения натуральных форм поддержки и дополнительных льгот, а в вопросах трудоустройства помимо помощи государство использовало механизмы принуждения.
15
В период правления Н.С. Хрущева происходило, массовое сокращение вооруженных сил, партийно-государственное руководство СССР вынуждено было заботиться и о материальном обеспечении демобилизованных. Остро встал вопрос трудоустройства, обеспечения жильем и социальной адаптации увольняемый военнослужащих. На протяжении 1953–1958 гг. Советом министров СССР и ЦК КПСС были приняты постановления, определяющие размеры пенсий, материальное обеспечение и порядок переквалификации и трудоустройства военнослужащих. Вместе с тем необходимо отметить, что льготы и привилегии в полном объеме распространялись в основном на военнослужащих, прослуживших в вооруженных силах 25 и более лет. Лица с выслугой менее 20 лет лишались значительной доли привилегий, а также пенсии.
Из–за значительных сокращений расходов на армию в 1959 году был принят новый порядок исчисления пенсии военнослужащим и их семьям.
16 15
Полынский, А. С. Государственная политика в области социального обеспечения и трудоустройства инвалидов войны в предвоенный период и годы Великой Отечественной войны /А. С. Полынский //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 2 (42). - С. 190-199.
16
Постановление Совета Министров СССР № 876 от 27 июля 1959 года «О пенсиях генералам, адмиралам, офицерам, военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского

12
Был значительно снижен максимальный размер пенсии для военнослужащих и изменен порядок ее назначения. В результате этих решений расходы на выплату пенсий по Министерству обороны сокращались примерно на 820 млн. рублей в год.
Было так же предусмотрено, что «средства, высвободившиеся в связи с упорядочением пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей будут обращены на строительство детских садов и яслей, школ, школ-интернатов и больниц».
17
В дальнейшем в периоды 50- 80-х гг. Советский союз выполнял положения конвенции Международной организации труда от 28 июня 1952 г.
«О минимальных нормах социального обеспечения» хотя, формально не участвуя в ней. В этой конвенции указывались положения рекомендации об установлении пенсии на уровне не ниже 40 % прежнего заработка (в том числе и военнослужащих).
18
Правовую основу пенсионного обеспечения военнослужащих проходивших службу в Советском государстве составили Постановления
Правительств РСФСР и СССР, их около 12.
Советский порядок по назначению пенсии военнослужащим просуществовал до 1 января 1991 года. Новые положения по назначению, исчислению пенсии были определенны в Законе Российской Федерации от
12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических
Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и войск
Министерства внутренних дел СССР, а также их семьям»
17
Постановление Совета Министров СССР № 876 от 27 июля 1959 года.
18
Конвенция N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (Вместе с "Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности"), (Заключена в г. Женеве
28.06.1952).