Файл: Допустить к защите в гэк заместитель директора по отделению вечернего обучения, канд юридич.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей».
Подводя итог, следует заметить, что история России показывает, что при всех режимах она проявляла заботу о военнослужащих. По мере развития социального обеспечения данной категории граждан и их семей укреплялась сама система Вооруженных сил, в том числе развивалась экономика, что влекло неуклонный рост национального дохода и повышения материального благосостояния людей. Сделать вывод о действительной заботе со стороны общества и государства о данной категории граждан, можно только тогда, когда она обеспечивает реальное социальное, экономическое и политическое равноправие с другими категориями граждан.
А в связи с тем, что профессиональная деятельность военнослужащих связанна с реальным риском для жизни и здоровья, государство должно поставить материальное обеспечение военнослужащих выше других категорий граждан, к ним не приравненных.
14
2. Правовые гарантии реализации пенсионных прав военнослужащих
С учетом Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ цель государственного присутствия в социальной сфере представляется как достижение социального равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей.
19
В Конституции
РФ закреплены гарантии охраны труда, здоровья людей, минимальный размер оплаты труда, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления государственных пенсий, пособий.
«Всеобщая декларация прав человека указывает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам»
20
Важным условием успешного и эффективного функционирования армии РФ является высокопрофессиональная деятельность военнослужащих, обладающих необходимыми профессиональными и моральными качествами, позволяющими добросовестно, с полной отдачей и осознанием государственного долга выполнять поставленные задачи. Успешное формирование кадрового аппарата военнослужащих, в свою очередь, возможно только на основе продуманной политики, включающей элементы
19
Наймушина Л.П. Политико-правовые гарантии реализации прав человека в социальной сфере // Социальное и пенсионное право. - М.: Юрист, 2012, № 3. - С. 14-17.
20
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
// "Российская газета", 10.12.1998.
15 материальной заинтересованности, строжайшей дисциплины, а также социальной обеспеченности военнослужащих.
21
Достойный уровень социальной обеспеченности военнослужащих выступает важным фактором в военной политике государства на территориях других стран. Таким образом, совершенствование системы и содержания социальной защиты военнослужащих является одним из важнейших направлений военной политики, осуществляемой в Российской Федерации.
Перед тем как начать рассматривать проблему социальной защиты военнослужащих, представляется необходимым определить, как соотносятся между собой такие категории, как «защита» и «охрана». Данный подход представляется важным, поскольку в социальной сфере используются как один, так и другой термин. Конституция России содержит как категорию
«защита», так и категорию «охрана». Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государств. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
22
В социальном законодательстве нет норм, которые раскрывали бы понятия «защита» и «охрана» применительно к социальной сфере. В этой связи данным категориям давались различные по объему определения. Под охраной субъективных прав понимаются все средства, которые обеспечивают реальное осуществление гражданами своих субъективных прав, а под
21
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб.- М.: Юрайт, 2013.- 582с.
22
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993),
(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //
Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
16 защитой - средства, применяемые в случае нарушения субъективных прав граждан
23
О защите может идти речь только тогда, когда права и свободы оказались нарушенными или имеется реальная опасность их нарушения. Как отмечает А.А. Уваров, «необходимость в конституционных гарантиях защиты возникает тогда, когда факт нарушения (ущемления) прав человека уже имеет место либо существует угроза его нарушения. Все гарантии защиты можно условно разделить на компенсационные, пресекательные и восстановительные»
24
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что защита есть составная часть охраны, иными словами, одна из объективированных форм охраны.
В этой связи следует заметить, что особое значение система социальной защиты имеет тогда, когда человек оказывается в неблагополучном социальном положении вследствие социальных рисков. В отличие от общей, в специальной социальной защите нуждаются те категории граждан, материальное благополучие и социальное положение которых всецело зависит от внешних факторов, и, в меньшей степени, от их собственной трудовой активности
25
. В силу определенных ограничений, зависящих от рода служебной деятельности, они не могут принимать равноправного участия в строительстве новых отношений собственности, а, следовательно, и перейти к использованию новых источников доходов. К числу таких категорий, относятся военнослужащие, поскольку они не являются ограниченно трудоспособными, а ограничены в возможностях
23
Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968. С. 168.
24
Уваров А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина //
Государство и право.
2015. №7. С. 83.
25
Голобородько И.В. Финансовое и институциональное регулирование системы социальной защиты военнослужащих профессиональной армии: дис. ... канд. экон. наук /
И.В. Голобородько. Ярославль, 2013. С. 201.
17 вести дополнительную трудовую деятельность для повышения своего благосостояния.
Проблемы социальной политики в отношении военнослужащих находят свое отражение в уровне их социальной защищенности.
Законодательством установлен определенный объем льгот и компенсаций, формирующих правовые основы для осуществления государственных гарантий по защите прав и интересов военнослужащих, чья деятельность в значительной степени связана с риском для жизни и здоровья.
К социальным гарантиям, предоставляемым военнослужащим, можно отнести:
- использование при оплате труда системы премиальных выплат
26
;
- установление вещевого и продовольственного обеспечения;
27
- медицинское обслуживание и обеспечение лекарственными препаратами;
28
- государственное страхование на случай причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также на случай заболевания или потери трудоспособности, наступивших в период прохождения службы;
29 26
Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 993 "О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи" (вместе с "Правилами выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей", "Правилами выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи") //
"Собрание законодательства РФ", 12.12.2011, N 50, ст. 7382.
27
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О статусе военнослужащих" // "Собрание законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
28
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) //
"Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
29
Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 14.12.2015) "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы,
18
- пенсионное обеспечение за выслугу лет и право для членов семьи на получение пенсии по случаю потери кормильца.
30
По содержанию объектов социальную защищенность военнослужащих можно разделить на четыре группы:
- материальное обеспечение, включающее в себя денежное довольствие, вещевое и продовольственное обеспечение, а также денежные доплаты и компенсации;
- медицинское и санаторно-курортное обеспечение;
- государственное страхование;
- пенсионное обеспечение.
На фоне определенных успехов по ряду реформируемых направлений, в сфере законодательного регулирования государственной службы, социальная защита военнослужащих по прежнему нуждается в дальнейшем улучшении.
Так, не последняя роль отводится вопросам наиболее полной реализации пенсионных прав военнослужащих.
Как известно, пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категорий граждан, которым они назначаются.
Всего бывает пять видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению: за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальная. Следует обратить внимание, что страховые органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // "Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, N 13, ст. 1474,
30
Федеральный закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 …
19 пенсии могут быть лишь трех видов: не предусмотрена страховая пенсия за выслугу лет, также не бывает страховой социальной пенсии.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации» не предусматривает возможности установления любого из пяти видов пенсий всем категориям граждан. Соответствующие категории граждан могут иметь право на получение, как одного вида пенсии, например за выслугу лет, так и двух видов пенсий.
За последние годы в отечественных академических изданиях существенно возросло число публикаций по вопросам социальной политики.
Несмотря на то, что существует большое количество публикаций, освещающих всесторонние направления социальной политики, проводимой в
Вооруженных силах Российской Федерации, вопросам эффективности, ее целям и задачам, способам развития и воплощении в реальность, механизмам управления деятельностью военнослужащих с помощью социальной политики не уделяется должного внимания.
Следует заметить, что проводимые исследования недостаточны для всестороннего и полного изучения социальных проблем в Вооруженных
Силах РФ. Кроме того, эти исследования в основном проводились до начала модернизации Вооруженных Силах РФ, которая была анонсирована 4 октября 2008 года на закрытом заседании военной коллегии Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), а именно указом
Президента РФ от 29 декабря 2008 г. N 1878сс "О некоторых вопросах
Вооруженных Сил Российской Федерации"
31
Так, с 2009 года был составлен ряд нормативных правовых документов о модернизации системы Вооруженных сил РФ: приняты Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных
31
Указ Президента РФ от 29.12.2008 N 1878сс "О некоторых вопросах Вооруженных Сил
Российской Федерации" (Выписка) // "Собрание законодательства РФ", 12.01.2009, N 2, ст.
179.
20 выплат",
32
Постановление Правительства РФ, "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту",
33
Указ Президента РФ "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно- промышленного комплекса"
34
, Указ Президента РФ "О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров"
35
, "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан
Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно"
36
и д.р.
Указанная выше нормативно-правовая база включает все без исключения тенденции социальной защиты военных. В первую очередь вводится институт фонда денежного довольствия. Происходит повышение размеров должностных окладов и окладов по различным званиям, что в свою очередь позволяет существенно увеличить размеры денежного довольствия.
Дополнительные выплаты в составе денежного довольствия были сокращены в своем количестве и процентном отношении. Были снижены размеры
32
Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" // Собрание законодательства
Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 45 ст. 6336.
33
Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 992 (ред. от 06.08.2015) "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2011, N 50, ст. 7381.
34
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса"
// Собрании законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 19 ст. 2340.
35
Указ Президента РФ от 9 декабря 2015 г. N 610 "О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров" // Собрание законодательства Российской
Федерации от 14 декабря 2015 г. N 50 ст. 7143.
36
Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 (ред. от 28.08.2015) "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской
Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (вместе с "Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан
Российской Федерации", "Правилами предоставления военнослужащим - гражданам
Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно") // "Собрание законодательства РФ", 11.07.2011, N 28, ст. 4210.