Файл: Допустить к защите в гэк заместитель директора по отделению вечернего обучения, канд юридич.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Пенсия по инвалидности военнослужащих
Пенсия по инвалидности предоставляется военнослужащим, которые стали инвалидами в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Из этого можно сделать вывод, что если лица, ставшие инвалидами по истечении трех месяцев после увольнения со службы или ставшие инвалидами не в результате травмы, не при исполнении служебных обязанностей, они не обладают правом на получение пенсии по инвалидности.
Установление причин и группы инвалидности, время её наступления и её период осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы
45 44
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // "Собрание законодательства РФ",
16.01.1995, N 3, ст. 168.
45
Приказ Минтруда России от 11.10.2012 N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26297) // "Российская газета", N 301, 28.12.2012.

31
Согласно ст. 22 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
(далее Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1) «размеры пенсии по инвалидности лицам, проходившим службу, выглядят следующим образом, если лицо приобрело инвалидность вследствие военной травмы I и II групп - 85%, III группы - 50% соответствующих сумм денежного довольствия; б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп -
75%, III группы - 40% соответствующих сумм денежного довольствия»
Минимальные размеры пенсии по инвалидности: данные приведенные в таблице исчисляются от социальной пенсии в размере 3 626 рублей 71 копейка в месяц.
Военнослужащим инвалидам увеличивается размер пенсии за выслугу лет: а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы:
Виды пенсий
Причина инвалидности или смерти
Военная травма Заболевание, полученное в период военной службы
Пенсия по инвалидности
I группа
300%
250%
II группа
250%
200%
III группа
175%
150%
Пенсия по случаю потери кормильца
200%
150%

32

инвалидам I группы - на 300 %,

инвалидам II группы - на 250 %,

инвалидам III группы - на 175 %. б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"

инвалидам I группы - на 250 %,

инвалидам II группы - на 200 %,

инвалидам III группы - на 150 %. в) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий):

инвалидам I группы - на 200 %,

инвалидам II группы - на 150 %,

инвалидам III группы - на 100 %.
С момента появления понятия «социальная пенсия» в законе, она составляла 2562 рубля в месяц. Но с каждым годом, по мере темпов повышения благосостояния населения и прожиточного минимума пенсионеров Российской Федерации она увеличивается и на данный момент составляет - 3 626 рублей 71 копейка в месяц, индексация социальной пенсии согласно законодательству осуществляется с 1 апреля каждого года.
Правительство Российской Федерации своим Постановление на 01.06.2015

33 год определяет коэффициент индексации социальной пенсии – в 1,103 46
. Так, например, 1 апреля 2012 г. коэффициент социальной пенсии составлял
1,141 47
, в 2013 году - 1,0181 48
, а в 2014 - 1,171 49
. Следует заметить, что индексация социальной пенсии с января 2016 года по январь 2017 года была приостановлена
50
. Тот факт, что по сравнению с 2014 годом коэффициент социальной пенсии уменьшился и на 2016 год индексация приостановлена, показывает, что государство пытается сэкономить на социальном обеспечении военнослужащих.
Так, стоимость 1 пенсионного коэффициента на 1 февраля 2015года, составляет 71,41 рубля. Надо напомнить, «стоимость пенсионного коэффициента индексируется ежегодно 1 февраля, однако с 01.01.2016 по
01.01.2017 индексация стоимости коэффициента социальной пенсии была так же приостановлена».
51
Следует заметить, что с пенсионным обеспечением лиц, проходивших военную службу по призыву и их семей, не все так благополучно как хотелось бы. В ст. 2 ФЗ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, указанно, что осуществление пенсионного обеспечения данной категории военнослужащих происходит в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года
N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской
46
Постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 г. N 247 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2015 г. социальных пенсий" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 13 ст. 1933.
47
Постановление Правительства РФ от 27.03.2012 N 236 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2012 г. социальных пенсий" // "Собрание законодательства РФ",
02.04.2012, N 14, ст. 1640.
48
Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 N 281 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2013 г. социальных пенсий" // "Собрание законодательства РФ",
01.04.2013, N 13, ст. 1579.
49
Постановление Правительства РФ от 22.03.2014 N 220 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2014 г. социальных пенсий" // "Собрание законодательства РФ",
31.03.2014, N 13, ст. 1480.
50
Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" //
"Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть I), ст. 5.
51
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ …

34
Федерации" (далее – ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации")
52
. В законе указано, что пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.
Минимальные размеры пенсии по инвалидности лицам проходившим военную службу по призыва исчисляется от социальной пенсии в размере
3 626 рублей 71 копейка в месяц. и составляет:
1. При наступлении инвалидности вследствие военной травмы: a) инвалидам I группы - 300 процентов размера социальной пенсии; b) инвалидам II группы - 250 процентов размера социальной пенсии; c) инвалидам III группы - 175 процентов размера социальной пенсии.
Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
2. При наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы: a) инвалидам I группы - 250 процентов размера социальной пенсии; b) инвалидам II группы - 200 процентов размера социальной пенсии; c) инвалидам III группы - 150 процентов размера социальной пенсии.
52
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // «Собрание законодательства» Российской
Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831.

35
Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, а установлены дополнительные выплаты.
На каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, 1 208 рублей 90 копеек в месяц. В итоге максимальную пенсию по инвалидности гражданин, проходивший военную службу по призыву, может получить в размере 10 880,13 рублей в месяц.
53
Если учитывать, что прожиточный минимум по России на 2016 год составляет 8 803 рубля в месяц на одного человека
54
, то можно сделать очевидный вывод, что проблемой является слишком низкая пенсия для лиц, ставших инвалидами во время прохождения срочной военной службы.
Для решения данной проблемы необходимо увеличить процент, исчисляемый от социальной пенсии. Поскольку данная категория граждан, наряду с военнослужащими, работающими по контракту, выполняют свой долг по защите родины.
Подводя итог всему вышесказанному в главе, следует заметить, что служба в Вооруженных силах РФ - это служба в зоне риска для жизни и здоровья военнослужащих. В связи с этим необходимо увеличивать пенсии, социальные пособия и компенсации, в том числе и для их вдов, сирот, семей указанных лиц.
53
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ … .
54
URL http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/soc_doplata2817

36
3.3 Пенсия по случаю потери кормильца
Основная цель пенсии по случаю потери кормильца - постоянное поддержание уровня жизни нетрудоспособных членов семьи умершего гражданина, состоящих на его иждивении и, конечно же, восполнение утраченного дохода, который семья могла получать, но в связи с потерей кормильца не в состоянии получить. Следует заметить, что пенсия в случае потери кормильца умершего военнослужащего назначается на более льготных условиях, чем страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Дифференциация размера пенсии по случаю потери кормильца, осуществляется в зависимости от причин гибели военнослужащего: Так, если есть связь смерти кормильца и исполнение им служебных обязанностей, размер пенсии членам его семьи будет выше, в отличие от того если гибель военнослужащего не связанна с исполнением им служебных обязанностей.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих, состоявшие на их иждивении:
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы.
Нетрудоспособными членами семьи считаются: а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания

37 обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей; б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает; г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.
Право на получение пенсии на льготных условиях, имеют, занятые уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет.
Родители военнослужащих, умерших (погибших) вследствие военной травмы имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).
В статье 36 Закона
55
устанавливает следующие размеры пенсии по случаю потери кормильца:
- семьям лиц, умерших вследствие военной травмы - ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), - 50% сумм
55
ФЗ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I …

38 денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи.
По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери.
- Если военнослужащий умер вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), в результате несчастного случая, не связанного исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), - его семья получает 40% сумм денежного довольствия кормильца».
В расчете на каждого члена семь пенсия по случаю кормильца не может быть меньше:
- при исчислении пенсии в соответствии с п. «а» ст. 36 Закона - 200% от 3 626 рублей 71 копейка в месяц;
- при исчислении пенсии в соответствии с п. «б» ст. 36 Закона - 150% от 3 626 рублей 71 копейка в месяц.
Исчисление пенсии по случаю потери кормильца осуществляются из денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава
Вооруженных сил РФ.
Для исчисления пенсии учитываются оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

39
Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца подлежит исчислению только исходя из фактически получаемых на момент увольнения должностных окладов.
Но если брать такую категорию как лица, проходившие военную службу по призыву, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется по другим правилам. Так согласно ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере:
1) пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего
(умершего) военнослужащего - 200 процентов от 3 626 рублей 71 копейка в месяц.
2) пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 150 процентов от 3 626 рублей 71 копейка в месяц.
Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, проходивших военную службу по призыву, назначается в крайне низком размере, так в лучшем случае семья умершего будет получать 7253,42 рублей в месяц на каждого члена семьи, но как уже упоминалось ранее прожиточный минимум по России на 2016 год составляет 8 803 рубля в месяц на одного человека
56
Из этого следует, что семья оставшаяся без кормильца будет жить на средства, не способные удовлетворить элементарных потребностей человека.
56
URL http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/soc_doplata2817

40
4. Порядок назначения и выплаты государственного пенсионного
обеспечения
Пенсия военнослужащим выплачивается Министерством обороны РФ, из федерального бюджета на основании положений, изложенных в ФЗ
№4468-1 от 12.02.1993 г. В нем определяются лица, на которых распространяется действие настоящего закона, определяются виды пенсий, выплата и размер её и т.д
57
. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Постановлением Совета Министров РФ от 22.09.1993 г.
№ 941 58
Назначение пенсий военнослужащим и их семьям устанавливается на основании ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
59
, а также ФЗ №4468-1 от
12.02.1993 г.
Военнослужащие, приобретают право на пенсии: а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную нормативно- правовыми актами выслугу на службе в Вооруженных силах РФ; б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных нормативно-правовыми актами.
57
Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в ред. от
12.02.93) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" // "Собрание законодательства
РФ, 1995, N 49, ст. 4693.
58
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации от 4 октября 1993 г., N 40, ст. 3753.
59
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской
Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831.

41
В случае смерти (гибели) военнослужащего его семья приобретает право на пенсию по случаю потери кормильца. Семьи умерших пенсионеров из числа военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.
Военнослужащим, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.
Следует заметить, что пенсионерам из числа служащих в структурах
Вооруженных сил РФ при поступлении их на службу (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Как правило, военнослужащим и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.
Военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий
60
, и семьям этих сотрудников предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию
61 60
Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон
РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // "Российской газете" от 5 августа 1992 г.
61
Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. N 1191 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 50 ст. 4931.

42
Военнослужащим, уволенным со службы, пенсионерам - инвалидам из числа этих сотрудников и членам семей умерших пенсионеров выплачиваются пособия в порядке и размерах, определяемых законами
Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской
Федерации.
Выплата пенсий военнослужащим и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета, при этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном поря дке
При этом законодательством предусмотрено следующие повышения к пенсии:
Пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении военнослужащих»
62
(в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: а) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, - на 100 процентов размера пенсии, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской
Федерации - на 50 процентов размера пенсии. При этом лицам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации,
Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации, пенсия повышается в указанном порядке соответственно каждому полученному званию; б) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдлимпийских игр - на 50 процентов размера пенсии;
62 Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" // Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта
1993 г., N 9, ст. 328.

43 в) лицам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, - на
15 процентов размера пенсии; г) участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам боевых - на 32 процента от 3 636 рублей 72 копеек д) лицам, которые в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года находились на военной службе не менее шести месяцев (за исключением лиц, находившихся в составе действующей армии), а также лицам, которые в период Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) проработали не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы Великой Отечественной войны, - на 16 процентов от 3 636 рублей 72 копеек. При этом лицам, родившимся по 31 декабря 1931 года включительно, пенсии в соответствии с настоящим пунктом повышаются без истребования документов, подтверждающих прохождение военной службы в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября
1945 года или стаж работы в период Великой Отечественной войны; е) бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - на 32 процента от 3 636 рублей 72 копеек; ж) лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, - на 16 процентов от 3 636 рублей 72 копеек; з) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - на
32 процента от 3 636 рублей 72 копеек. Указанное повышение не устанавливается к пенсиям, исчисленным для лиц, награжденных знаком

44
"Жителю блокадного Ленинграда", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и) инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, которые связаны с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, - на 32 процента от 3 636 рублей 72 копеек.
Военнослужащим и членам их семей, получающим дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, установленное Федеральным законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", пенсии в соответствии с пунктами "а"-"в" не повышаются.
При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте.
Пенсии, назначаемые военнослужащим и их семьям выплачиваются по месту жительства пенсионеров пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации через соответствующие учреждения
(филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления

45 сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом.
Перевод пенсии по почте и доставка ее на дом осуществляются за счет государства. Выплата пенсии производится за текущий месяц в сроки, определяемые пенсионными органами по согласованию с учреждениями
Сберегательного банка и предприятиями связи.
По решению соответствующего федерального органа исполнительной власти, согласованному с Министерством финансов Российской Федерации, пенсии, назначаемые пенсионными органами этого министерства, могут выплачиваться и в ином порядке (в том числе соответствующими учреждениями и организациями на договорных началах).
Пенсии выплачиваются полностью независимо от наличия у пенсионеров заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, не выплачиваются только надбавки к пенсии, предусмотренные для неработающих пенсионеров.
Споры по вопросам назначения и выплаты пенсий военнослужащим и их семьям, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и пособий разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации либо в судебном порядке соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей в зависимости от последнего места службы осуществляется: а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил
Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской
Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований
Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством
Российской Федерации, а также их семей;

46 б) Министерством внутренних дел Российской Федерации – в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации,
Государственной противопожарной службы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей; в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны
Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской
Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской
Федерации, а также их семей; г) Федеральной службой исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей; д) Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении сотрудников, уволенных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их семей.
Таким образом, в Законе от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, прямо предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц определяется в зависимости от последнего места службы, т.е. вне зависимости от того, срок службы по

47 какому ведомству составил большую часть выслуги, и без учета желания бывшего военнослужащего.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного выше закона «лицам, указанным в его ст.
1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы». По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с положениями ст. 13, ч. 1 ст. 14 и ст. 53 названного Закона увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии. Конкретизируя это условие, ч. 2 ст. 6 указанного Закона предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу или на службу в Вооруженные силы РФ.
Следовательно, в отличие от права на получение страховой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Предоставляя лицам, проходившим военную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих страховые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы

48 занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
63
В соответствии со ст. 14 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, «в случае повторного определения на военную службу, военнослужащих получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения».
По свидетельству теоретиков, применение указанной нормы также нередко вызывает затруднение у правоприменителей
64
Так, Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытом судебном заседании 2 декабря 2011 г. гражданское дело по заявлению М. к министерству обороны по Республике Дагестан о возложении обязанности назначить пенсию и произвести ее перерасчет, по надзорной жалобе
Министерство обороны по Республики Дагестан на решение федерального суда Советского района г. Махачкалы от 25 февраля 2011 г., оставленное без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного суда Республики Дагестан от 1 апреля 2011 г., которым заявление удовлетворено.
М. обратился в суд с заявлением о возложении на Министерство обороны по Республике Дагестан обязанности назначить пенсию и произвести ее перерасчет. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что 15 февраля 1995 г. был уволен из Минобороны РФ с календарной выслугой 24 года 3 месяца 14 дней. Пенсионным органом Минобороны РФ
63
Корякин В.М. Комментарий к Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей». М., 2007. С 47.
64
Ефремов А.В. О некоторых вопросах, связанных с назначением лицам, проходившим военную службу, пенсии за выслугу лет // Право в Вооруженных Силах. 2013. №8. С. 60 –
65.

49 по Республике Дагестан ему назначена пенсия за выслугу лет. С 16 февраля
1995 г. по 23 июля 1999 г. проходил службу в таможенных органах
Российской Федерации, в связи, с чем обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера получаемой пенсии с учетом стажа службы в таможенных органах Российской Федерации. Минобороны РФ по
Республике Дагестан было отказано в перерасчете пенсии с учетом службы в таможенных органах. Не согласившись с данным отказом, М. просил обязать ответчика назначить ему пенсию исходя из выслуги, которая с учетом службы в таможенных органах составила 30 лет, и произвести перерасчет пенсии с 23 июля 1999 г., т.е. с момента увольнения из таможенных органах.
Ответчик иск не признал.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 25 февраля
2014г. Иск М. удовлетворен. На ответчика возложена обязанность назначить истцу пенсию и произвести ее перерасчет с учетом стажа работы с 23 июля
1999 г., т.е. с момента увольнения из таможенных органов.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 1 апреля 2011 г. изменена редакция резолютивной части решения. Судом постановлено обязать Минобороны РФ по Республики Дагестан назначить М. пенсию с учетом тридцатилетнего стажа работы на государственной службе и произвести перерасчет пенсии со дня приобретения права на перерасчет ее размера, т.е. с 23 июля 1999 г., но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
В надзорной жалобе Минобороны РФ по Республики Дагестан содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
Проверив законность обжалуемых судебных постановлений, а также материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы,

50
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации находит, что надзорная жалоба подлежит удовлетворению, а решение федерального суда Советского района г. Махачкалы от 25 февраля
2014 г. и Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 1 апреля 2011 г. подлежат отмене по следующим основаниям.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами было допущено существенное нарушение норм материального права, что повлекло вынесение незаконных судебных постановлений.
Судом установлено, что М. состоял на службе в Вооруженных Силах
РФ до 15 февраля 1995 г. 16 февраля 1995 г. он поступил на службу в таможенные органы, где проходил служб до 23 июля 1999 г. С момента увольнения из Минобороны по Республике Дагестан производило выплату истцу пенсии за выслугу лет, назначенной при увольнении из органов внутренних дел, с учетом выслуги 24 года 3 месяца 14 дней.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции, сославшись на п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ
«О службе в таможенных органах Российской Федерации», Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах
Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103, ч. 2 ст. 14 Закона
Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», указали, что названные нормы допускают в случае повторного поступления на военную службу или службу в правоохранительные органы лиц, получавших пенсию за выслугу лет, при последующем увольнении их со службы возобновление выплаты им

51 пенсии исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения. Поэтому, по их мнению, в данном случае истцу должна быть возобновлена выплата ранее назначенной ответчиком пенсии за выслугу лет с учетом периода службы в таможенных органах.
Кроме того, в подтверждение своих выводов суды первой и второй инстанций сослались также на правовую позицию, содержащуюся в
Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта
2004 г. N 6-П.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации полагает, что приведенный вывод судебных инстанций основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
В силу п. 1 ст. 50 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской
Федерации.
Согласно подп. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской
Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу
(работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов

52 засчитывается, в частности
65
, исчисленное в соответствии с Постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1993 г, N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» время службы (работы) в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы.
Вышеназванные положения определяют правовой механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников таможенных органов и предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов. Однако указанные нормы не применимы при назначении пенсии за выслугу лет военнослужащим.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в
Вооруженных силах РФ, производится на основании специального закона -
Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, статьей 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. «а» ст. 13 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе
Государственной противопожарной службы
Министерства
65
Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу
(работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" // «Собрание законодательства» Российской Федерации от 9 февраля 1998 г. N 6 ст. 737.

53
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно- спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской
Федерации), а также иные периоды.
Приведенное толкование правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения, согласуется с решением Верховного Суда Российской
Федерации от 19 августа 2009 г. N ГКПИ09-737 и правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2011 г. N 1447-О-О.
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства,
М. по своему выбору имел право ставить вопрос о назначении ему пенсии органами таможенной службы либо о получении ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет Минобороны России по Республике Дагестан с учетом ее повышения в установленном законом порядке, но без включения периода службы в таможенных органах.
С учетом изложенного выводы судебных инстанций о том, что период прохождения службы в таможенных органах подлежит зачету в выслугу лет, необходимую для назначения военнослужащим пенсии за выслугу лет, нельзя признать законными, они основаны на неправильном толковании норм материального права.
При этом ссылка суда на правовую позицию, изложенную в
Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта
2004 г. N 6-П, применительно к данному делу правового значения не имеет, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации проверял конституционность ч. 2 ст. 6 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» и признал не противоречащим

54
Конституции Российской Федерации законоположение, на основании которого пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с названным Законом, при поступлении их вновь на военную службу или на службу в органы внутренних дел, иную правоохранительную службу, выслуга на которой дает право на пенсионное обеспечение по нормам и на условиях, установленных данным Законом, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
66
В рассматриваемом же случае имело место поступление истца на службу в таможенные органы, а не возвращение его на службу в
Вооруженные силы РФ.
Поскольку обстоятельства дела судом установлены с достаточной полнотой, но допущены фундаментальные нарушения в применении норм материального права, Судебная коллегия находит возможным в целях соблюдения принципа законности и устранения судебной ошибки принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявления М., не передавая дело на новое рассмотрение.
67
Таким образом, проведенный анализ позволяет говорить о том, что социальная политика, проводимая в последние два десятилетия в отношении пенсионеров системы Вооруженных сил РФ, была направлена на совершенствование законодательства посредством внесения различного рода изменений, дополнений и поправок в Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в Вооруженных силах РФ». Очевидно, что на
66
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 N 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской
Федерации и Мещанского районного суда города Москвы» // Российская газета. № 60.
25.03.2004.
67
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2011 г. № 20-В11-
18. // СПС – КонсультантПлюс (12.03.2016г)

55 сегодняшний день такой путь преобразований стал малоэффективным.
Действующее законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих противоречиво, слишком громоздко.
68
Подводя итог, следует отметить в частности повышение всех видов пенсий:
Новый закон о пенсионном обеспечении военнослужащих должен учесть то положительное, что достигнуто за почти двадцатилетний период действия Закона, исключить устаревшие, не соответствующие требованиям сегодняшнего времени, не согласованные с другими законодательными документами положения и нормы, а также принять во внимание огромную судебную практику.
Сегодня не вызывает сомнений, что залогом эффективного функционирования Вооруженных сил РФ, будет являться совершенствование кадрового потенциала, включающее привлечение в армию перспективных молодых людей, при качественном их отборе, чем будет происходить постепенное обновление кадров, а также сохранение на службе профессионалов своего дела. Решение этих задач в немалой степени зависит от создания эффективной системы мотивации и стимулирования служебной деятельности, а также повышения уровня социальной защиты военнослужащих Вооруженных сил РФ, в том числе посредством совершенствования системы пенсионного обеспечения
68
Быковская Ю.В. О вопросах реформирования системы пенсионного обеспечения в органах внутренних дел //Социальное и пенсионное право. 2011. № 4. С. 10 -13.

56
1   2   3   4


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из истории России видно, что государство во все времена заботилось о благосостояние военнослужащих, но при разных правителях это осуществлялось в различной мере. По мере развития социального обеспечения данной категории граждан и их семей укреплялась сама система
Вооруженных сил, в том числе развивалась экономика и социальная сфера, что влекло неуклонный рост национального дохода и повышения материального благосостояния людей. Из рассмотренных в данной работе положений можно сделать вывод о действительной заботе со стороны общества и государства о такой категории граждан как военнослужащие и предоставление им социального, экономического и политического равноправия с другими категориями граждан. А в связи с тем, что профессиональная деятельность военнослужащих связанна с реальным риском для жизни и здоровья, государство должно поставить материальное обеспечение военнослужащих выше других категорий граждан, к ним не приравненных.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
69
. Это в первую очередь должно предполагать формирование государственной социальной политики, которая соответствует концепции социального государства, в которой будут четко выражены приоритеты и направления социально-экономического развития, эффективные комплексы методов, механизмов, ресурсов и средств по их реализации, система социальной защиты граждан.
69
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N
6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //
"Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.


57
Особое место в системе правового регулирования занимает такая категория граждан, которая относится к специфической профессиональной группе. Это военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и приравненные к ним лиц. И это вполне объяснимо.
Во-первых, военнослужащие и члены их семей в силу специфики профессиональной деятельности относятся к группе социального риска.
Каждый военнослужащий, честно выполняющий свой долг, должен быть уверен в своей социальной защищенности.
Во-вторых, социальная защита призвана не только обеспечивать нормальные условия служебной деятельности военнослужащих, но и компенсировать им повышенные психологические и физические нагрузки, служебные ограничения и неблагоприятные последствия наступления социальных случаев, влекущих за собой необходимость их социальной защиты.
В-третьих, существуют законодательно закрепленные ограничения в формировании доходов военнослужащих.
В-четвертых, в силу ограниченности возможностей федерального бюджета существуют ограничения в финансовом обеспечении социальных гарантий военнослужащих.
Действительно, за последнее время произошло увеличение военных пенсий (особенно для старших офицеров), но это увеличение произошло не на ту величину, которая следовала из прежнего законодательства (занижено было увеличение окладов по должности военнослужащих. Доказать же нарушение прав военных пенсионеров в судебном порядке достаточно сложно, так как их жизненный уровень все таки не на много, но был повышен.


58
Такого нельзя сказать о пенсии по инвалидности и потере кормильца для лиц, проходивших военную службу по призыву и их семей. Анализ данной проблемы привел к выводу, что данный вид пенсии этой категории военнослужащих выплачивается в крайне низком размере, что по сути не допустимо, так как они одном на ряду с военнослужащими по контракту проходят военную службу и подвергаются риску для жизни и здоровья. Для них, последствия таких рисков оказываются гораздо плачевнее, учитывая низкие размеры пенсий. Из чего естественно вытекает, что граждане, являющиеся военнообязанными, будут всеми способами «отлынивать» от прохождения военной службы по призыву.
Для решения данной проблемы необходимо увеличить процент размера пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, исчисляемый от социальной пенсии.
Обстановка с пенсией по инвалидности и по случаю потери кормильца, для военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, обстоит немного лучше, так как служба в армии является их профессиональной деятельностью. Государство на случай инвалидности и (или) по случаю потери кормильца, предоставляет военнослужащим инвалидам и (или) семьям погибших во время прохождения такой военной службы более достойную пенсию по сравнению с военнослужащими по призыву.
Немаловажным является порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим, так исходя из изложенного можно сделать вывод, что на данный момент пенсионное обеспечение военнослужащих, особенно тех, кто служит по призыву, находится в состоянии кризиса. Это подтверждается крайне низкими размерами выплат, неудовлетворительным качеством социальных услуг, отсутствием надежных юридических гарантий реализации конституционных прав граждан в данной области. Такое положение требует проведения серьезных научных исследований и выработки рекомендаций о путях проведения реформы всей социальной сферы.

59
В настоящее время Россия переживает сложный период, связанный с реформированием политической, экономической, социальной, культурной, правовой, духовной сфер жизни общества. Определенную роль при этом должен играть человек. Формирование России как демократического правового социального государства непосредственно связано с утверждением человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности. Достойный уровень жизни и социальная защищенность человека обеспечивают социальные права. Одним из главных является право на социальное обеспечение.
Конституция Российской Федерации, признавая право каждого человека на социальное обеспечение, одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Система социального обеспечения в современной России находится в состоянии глубокого кризиса. Она характеризуется крайне низкими размерами выплат, неудовлетворительным качеством социальных услуг, отсутствием надежных юридических гарантий реализации конституционных прав граждан в данной области. Такое положение требует проведения серьезных научных исследований и выработки рекомендаций о путях проведения реформы всей социальной сферы.


60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей
ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998.
2.
Конвенция N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (Вместе с "Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности"), (Заключена в г. Женеве 28.06.1952).
3.
Конституция
Российской
Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
4.
Федеральный закон Российской Федерации от 04.06.2011 N 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" // "Собрание законодательства РФ", 06.06.2011, N 23, ст. 3266.
5.
Федеральный закон Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ
"О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 ноября 2011 г. N 45 ст. 6336.
6.
Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
(в ред. от 12.02.93) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" // "Собрание законодательства РФ, 1995, N 49, ст. 4693.

61 7.
Федеральный закон Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. N 359-
ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" // Собрание законодательства
Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. N 51 (часть I, II, III) ст. 7230.
8.
Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Собрание законодательства
РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
9.
Федеральный Закон Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-I
"О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // "Российской газете" от 5 августа
1992 г.
10.
Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
11.
Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от
15.02.2016) "О статусе военнослужащих" // "Собрание законодательства
РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
12.
Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 14.12.2015) "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел
Российской
Федерации,
Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // "Собрание законодательства РФ",
30.03.1998, N 13, ст. 1474,


62 13.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов
Российской
Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" // "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1
(часть I), ст. 5.
14.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 603 "О реализации планов
(программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса" // Собрании законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 19 ст. 2340.
15.
Указ Президента РФ от 9 декабря 2015 г. N 610 "О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров"
//
«Собрание законодательства» Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. N 50 ст.
7143.
16.
Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. N 1191 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 50 ст.
4931.
17.
Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 992 (ред. от 06.08.2015)
"Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту"
//
"Собрание законодательства РФ", 12.12.2011, N 50, ст. 7381.
18.
Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 993 "О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи" (вместе с

63
"Правилами выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей", "Правилами выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи") // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7382.
19.
Постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 г. N 247 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2015 г. социальных пенсий" // «Собрание законодательства» Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 13 ст. 1933.
20.
Постановление Правительства РФ от 22.03.2014 N 220 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2014 г. социальных пенсий" //
"Собрание законодательства РФ", 31.03.2014, N 13, ст. 1480.
21.
Постановление Правительства РФ от 27.03.2012 N 236 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2012 г. социальных пенсий" //
"Собрание законодательства РФ", 02.04.2012, N 14, ст. 1640.
22.
Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 N 281 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2013 г. социальных пенсий" //
"Собрание законодательства РФ", 01.04.2013, N 13, ст. 1579.
23.
Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 (ред. от 28.08.2015)
"О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (вместе с "Правилами признания, нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан
Российской
Федерации",
"Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно") // "Собрание законодательства РФ",
11.07.2011, N 28, ст. 4210.
24.
Постановление Совета Министров СССР № 876 от 27 июля 1959 года «О пенсиях генералам, адмиралам, офицерам, военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы Советской