Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Материализм, его виды. Философыматериалисты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тюменский государственный институт культуры»
Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности, культурологии и социологии
Контрольная работа

по дисциплине

«Философия»:
«Материализм, его виды. Философы-материалисты»

Выполнила: С. Е. Половникова,

студентка 2 курса заочной формы

обучения, направление подготовки 51. 03.03

«Социально-культурная деятельность»
Проверил:

Л. Ф. Балина, доц., канд. филос. наук,

доцент кафедры социально-культурной

деятельности, культурологии и социологии

Оценка _______________

«___» __________ 202_ г.






Тюмень, 2022

СОДЕРЖАНИЕ



Введение …………………………………………………………………

3

1. Понятие материализма …………...………………………………….

4

2.Виды материализма и его представители ………….……...………

7

Заключение…………………..……………………………………………

14

Библиографический список……………………………………………...

15


Введение

Философия как научная дисциплина имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Один из основных вопросов философии – вопрос об отношении мышления к бытию.

Отвечая на вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, философы разделились на два лагеря.

Философы, утверждающие, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Философы, основным началом считавшие природу, примкнули к школам материализма. Соотношение материализма с идеализмом и ныне остается в центре развития философской мысли.

Материализм заявляет о первичности материи, природы, бытия, физического, объективного; рассматривает сознание и мышление как свойство материи в противоположность идеализму.


Таким образом, это проблема неискоренима, и сегодня является достаточно актуальной.

Предмет исследования – материализм как философское направление.

Цель исследования – рассмотреть виды основные материализма.

В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие материализма.

2. Рассмотреть виды материализма и идеи философов-материалистов.

Методы исследования: описание, анализ.

Основное содержание работы изложено на 15 страницах.

Библиографический список включает 7 источников.

Приложение соответствует основному содержанию работы.

  1. Понятие материализма



Одним из важных философских понятий является понятие материального. Материальное в философии – это все, что воспринимается нашими органами чувств (говоря иначе, – это то, что можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать и попробовать на вкус), а также имеет физические качества или свойства (цвет, запах, размер, плотность, массу). Так, например, любой предмет из окружающего мира материален. А как же быть с электромагнитным полем, ведь его невозможно воспринять с помощью органов чувств. Поле, будучи недоступным для чувств, вполне улавливается или фиксируется различными приборами. Кроме того, оно имеет определенные физические свойства, например, – напряженность или скорость распространения. То есть, электромагнитное поле тоже материально.

Совокупность всего материального называется в философии материей. Раньше считалось, что материя и мировое вещество – это одно и то же. Материю, конечно же, можно называть веществом, но это не совсем точно. Поэтому правильнее говорить, что материя – это все, что существует вне нас и независимо от нас, то есть – объективно, а также – воспринимается или нашими органами чувств или какими-либо техническими приспособлениями (приборами). Понятно, что материя – это предельно широкое понятие, название, и что материи вообще, которую можно было бы потрогать или увидеть, нет. Говоря иначе, не существует такого объекта, который можно было бы поместить в музей под стеклянным колпаком с надписью «Материя». А что же тогда представляет собой любой предмет окружающего мира? Очень просто: он является разновидностью или формой материи. Таким образом, материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного количества своих форм. Материки и океаны, планеты и звезды, растения и животные – это все различные формы материи, которые могут отличаться друг от друга уровнем своей сложности. Так, например, камень, лежащий у дороги – это более простая форма материи, чем растущий рядом с ним цветок, а птица, летящая в небе – это более высокий уровень материи по сравнению с цветком, а млекопитающее животное – более сложная форма материи по сравнению с птицей. Одним из важных философских вопросов является проблема происхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколько глобальных представлений о мире.



Материализм – это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный».

Признание того, что материя первична означает, что: она никем не создана, а существует вечно; время и пространство – существующие формы материального бытия; идея неотделима от материи, способной мыслить, Единство мироздания заключается в его материальности. В. Д. Губин пишет, что «материалистическое решение главного философского вопроса – о познании мироздания – выступает в адекватности отражения истины в сознании человека, в познании мироздания и его законов» [4, с. 131].

На протяжении всей истории философии разработка материализма была не самоцелью, а средством для решения главного вопроса всякого мировоззрения – о цели человеческой жизни. Для материализма такой целью является счастье, как отдельного человека, так и всего человечества, достигаемое в реальной, земной жизни, в процессе достижения рациональных и конструктивных целей.

Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее; в обществе главной движущей силой развития является - материальная сила общества (экономика), которая и определяет все остальные идеальные (духовные) сферы - культуру, образование, науку и т.д.

Задача объяснить мир в целом из самого себя, поставленная материализмом, естественна и потому чрезвычайно трудна для реализации. Последовательный субъективный идеалист, солипсист, объявляет существующим только свое собственное сознание, тем самым снимая вопрос об его отношении к внешнему миру. Объективный идеалист, признавая объективный мир, сохраняет проблему, но решает ее посредством своего рода круга: сознание субъекта выводит из внешнего по отношению к нему мира, а этот последний – из «мировой идеи». Дуалист, утверждая взаимную независимость материального и идеального, обходит проблему за счет отказа от одного из основополагающих научных принципов – монизма. Но за эту «интеллектуальную честность» материализм платит дорогую цену. А. С. Кармин считает, что «именно глобальностью программы материализма, нежеланием упростить ее, объясняется немногочисленность полученных в ее рамках выдающихся научных результатов и, как следствие, немногочисленность великих материалистов в истории философии» [5, c. 306-307].


В данном параграфе мы рассмотрели понятие материализма. Материализм – это из основных философских направлений, решающий вопрос философии о первичности материи и духа в пользу первенства материи, бытия, природы, физического, объективного. Одной из основных идей материализма является идея о существовании абсолютной субстанции бытия – материи.



  1. Виды материализма и его представители



В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греции - за несколько вв. до н. э. - в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук.

Исторически первая и простейшая форма - наивный (стихийный) материализм древних - под материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения.

Большинство первых философов считало началом всего лишь материальные начала, т.е. то из чего состоят все вещи, то из чего из чего они возникают, и во что затем превращаются; и потому полагают, что ничто не возникает и не исчезает, такое естество всегда сохраняется.

Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий (Гераклит - огонь, Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Демокрит - атомы и пустота). Общая черта древнего, во многом еще наивного, материализма (Лаоцзы, Ян Чжд, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит).

В античном материализме в зародыше содержались все позднейшие течения: механистический, диалектический, вульгарный.

К наивному материализму можно также отнести и материализм естественнонаучный - разновидность материализма, оформляющаяся как мировоззренческое обобщение учёными опыта своей работы на основе данных конкретных наук. Современный естественнонаучный материализм получает дальнейшее развитие благодаря исследованиям в области так называемых самоорганизующихся систем.


Метафизический материализм появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень точно описывают физические взаимодействия, механическое движение, за исключением микромира. Но если эти законы использовать для описания и понимания более сложных явлений, чем механические, то это ведет к ошибке под названием редукционизм (сведение сложного к более простому). Представители этого течения: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Дени Дидро, Поль Гольбах, Жульен Ламеттри, Клод Гельвеций Людвиг Фейербах, Пьер Гассенди и др.

Более сложные явления имеют свои более сложные законы, потому, описание их с помощью законов механики является упрощением и ошибкой. Этот же материализм был метафизическим, потому что не признавал развития материи от низшего к высшему, от простого к сложному.

Л. Е. Балашов подчёркивает, что «метафизический материализм признает материю извечно неизменной основой действительности, а отсюда в мире нет никаких внутренних противоречий, нет развития, нет никаких качественных изменений» [2, с. 41]. То, что мы наблюдаем - это только временные связи между собой элементов материи. А так как количество элементов исчерпаемо, то и варианты комбинаций этих элементов также исчерпаемы, поэтому происходит не развитие, а повторения через определенный промежуток времени одного и того же. Вид комбинаций материальных частиц обусловлен внешними причинами - это случай, закон тяготения, положение в пространстве и т.д.

Вариант метафизического материализма - вульгарный материализм - направление, получившее широкое распространение в XIX веке. Вульгарный материализм не усматривает в мире ничего другого, кроме материи. Для него даже мысль материальна. Представители: философы К.Фохт, Я.Молешотт, Л.Бюхер.

Сторонники вульгарного материализма: полностью отрицали дух (идею) как реальность; единственной реальностью считали материю; отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объяснить сознание как химический процесс; были атеистами; в своих исследованиях опирались на достижения естественных наук (закон сохранения энергии, сохранения материи, социальный дарвинизм и др.); придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия); отвергали диалектику; всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу "черное-белое"); значительно упрощали положения традиционного материализма.