Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Материализм, его виды. Философыматериалисты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как пишет В. В. Миронов, «представители данного направления упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей ("мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь"; "нет мысли без фосфора"), и отвергали необходимость разработки философии как науки» [7, с. 114].

Высшей, современной формой материализма является диалектический материализм (диамат) - философское учение, утверждающее первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Исходным фундаментом его были философские взгляды Маркса, Энгельса и Ленина. В отличие от остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу, материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. Диалектический материализм преодолевает все недостатки наивного и метафизического материализма.

В диалектическом материализме материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Б. И. Липский отмечает, что «сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать её, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь» [6, с. 110]. Центральная идея диалектического материализма - взаимопроникновение и взаимопорождение противоположностей.

Диалектический материализм был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. В течение довольно длительного периода они были канонизированы в странах социализма. Но затем они получают развитие, конкретизацию, уточнение; происходит отказ от некоторых их положений (главным образом, в социально-философских концепциях), выдвигаются новые идеи. Интенсивно разрабатываются проблемы онтологии, гносеологии, методологии и других разделов философии в плане диалектического материализма.

Исторический материализм - теория развития общества, разработанная в 19-20 веках в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Основные ее тезисы изложены Марксом в предисловии к "К критике политической экономии".

А. А. Горелов пишет, что «фундаментальная основа общества - материальное производство, оно является источником всех процессов в нем и определяет общественное сознание. Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил» [3, с. 98].


Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности.

Гегель предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Исторический материализм окончательно отбросил опору на идеализм.

Маркс считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"

Энгельс рассматривает экономические условия - характер и способ, которым люди определенного общества производят средства поддержания собственной жизни и обменивают продукты между собой, как нечто, определяющее общественное развитие.

Исторический материализм стремится быть не только орудием познания, но и инструментом (наряду с политическими средствами власти), могущими в ходе истории содействовать развитию социализма. Его научным методом является позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и отклоняет самую возможность всякой метафизики) составляют натурализм и причинно-механическая картина мира, но главным образом, законы диалектики.

Исторический материализм верит в прогресс, в способность человека к совершенствованию и в солидарность человечества. Смысл и цель исторического развития - счастье для всех.

Антропологический материализм - это вид материализма, который базируется на понятиях о человеке, как основной мировоззренческой категории. Антропологический материализм манифестирует главенствующую позицию человека, от которой прорабатывается система представлений о природе, социуме, мышлении.

Родоначальником антропологического материализма является Л. Фейербах. В центре его философии находится человек, который понимается как совершенный и конечный продукт природы, ее высшее выражение. Человек — биологическое существо, наделенное разумом. Именно в нем происходит тождество бытия и мышления. В своей работе «Сущность христианства» (1841 г.) философ отмечает, что человек является не просто еще одной формой жизни, но высшим и совершенным творением природы, единственным живым существом, которое обладает не только биологической, но и духовной природой, сознанием с его способностью мыслить, изучать, творить. Мир, материя для Фейербаха – подобие живого организма, единая природа, в которой все ее компоненты находятся во взаимодействии и взаимосвязи. Материализм Фейербаха носит название антропологического потому, что именно человек занимает в нем главенствующую роль. Фейербах связывает развитие человеческой цивилизации, культуры, общества, философии, религии, наук и т.д., не с Мировым духом, или действием неких сверхсил, но с одним лишь человеком, его познанием и творчеством.



Кроме названных, необходимо также отметить и следующие разновидности материализма:

1) Физический материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики.

2) Биологически и/или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (Ж. Ламетри, В.М. Бехтерев).

3) Этический материализм - он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности.

Материализм в социальном плане имеет свои основания в деятельности и идеологии передовых социальных групп; материализм ориентирован на отображение данных науки и практики, на мобилизацию сил для прогрессивного изменения общественной жизни.

В 20 веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике. По мнению А. В. Барковской, «в отличие от античного материализма, материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека» [Цит.: 1, с. 62].

К материализму часто относят: натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественнонаучных методов; отчасти материалистична и философия Б. Рассела и его школы: хотя он и отрицает понятие субстанции, мышление считает классом событий в мозгу человека.

Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением "онтологической философии", лидером которого является американский философ Барри Смит.

Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

В данном параграфе мы проанализировали виды материализма и основные идеи его представителей. Материализм – направление философии, появившееся вместе с возникновением философии. Учение материализма изменялось вместе с научно-техническим прогрессом и общественными отношениями. Существует несколько видов материализма: стихийный (наивный), метафизический, диалектический, исторический, механистический, антропологический.

Заключение

Вопрос о том, что является первичным по отношению друг к другу — материя или идея - занимает умы философов уже не одно столетие.

Данный вопрос породил существование двух принципиально разных способов понимания природы вещей, называемых в науке материализм и идеализм.

Материализм (лат. materialis - вещественный) - это философское направление, представители которого признавали материю первичным началом относительно всего идеального и духовного в сфере бытия.

Развитие материалистического мировоззрения прослеживается от эпохи древности до наших дней. Существует несколько видов материализма – стихийный, метафизический, диалектический, исторический, механистический, антропологический.

В данной контрольной работе мы рассмотрели понятие материализма, изучили виды материализма и основные идеи его представителей. Таким образом, цели и задачи контрольной работы достигнуты.


Библиографический список

1. Барковская, А. В. Философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Барковская, Е. В. Хомич. – Электрон. текстовые данные. – Минск : ТетраСистемс, 2014. – 174 с. – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/28277.html (дата обращения : 20.04.2022)

2. Балашов, Л. Е. Философия [Электронный ресурс] : учебник / Л. Е. Балашов. – Электрон. текстовые данные. – Москва : Дашков и К, 2015. – 612 с. – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/52306.html (дата обращения : 20.04.2022)

3. Горелов, А. А. Основы философии учебник / А. А. Горелов. – 9-е изд., стер. – Москва : Академия, 2012. – 256 с. ; ISBN 978-5-7695-7358-3.

4. Губин, В. Д. Философия : учебник /В. Д. Губин. – Москва : Проспект, 2012. – 336 с. ; ISBN 978-5-392-11679-9.

5. Кармин, А. С. Философия : учебник / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 560 с. ; ISBN 978-5-388-00620-2.

6. Липский, Б. И. Философия : учебник / Б. И. Липский, Б. В. Марков. – Москва : Юрайт, 2011. – 495с. ; ISBN 978-5-9916-1684-3.

7. Миронов, В. В. Философия : учебник. – Москва : Проспект, 2015, – 240 с. ; ISBN 978-5-91768-691-2.