Файл: Дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата (нода) Подготовила студентка 31 группы Геншель Кристина.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Подготовила: студентка 31 группы Геншель Кристина
Виды патологии опорно-двигательного аппарата:

нарушения опорно-двигательного аппарата, вызванные органическим поражением различных отделов центральной нервной системы;
врожденная патология опорно-двигательного аппарата, в том числе наследственного характера;
приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.

Степени выраженности двигательных нарушений:

тяжелая степень – ребенок самостоятельно не передвигается, испытывает различные трудности в овладении манипулятивной деятельности;
средняя степень – овладевает ходьбой, но ходят неуверенно, возможно, с помощью специальных приспособлений; им сложно организовать свою моторную активность в ограниченном пространстве, при наличии препятствий, в новой обстановке;
легкая степень – самостоятельное перемещение, независимость от окружающих, высокий уровень адаптированности.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Тяжело страдают «молодые» отделы мозга-большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции.
ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под воздействием лечения состояние ребенка, как правило улучшается.

Формы ДЦП:

спастическая диплегия;
двойная гемиплегия;
гемипаретическая форма;
гиперкинетическая форма;
атонически-астатическая форма.

Спастическая диплегия

поражены руки и ноги;
повышенный мышечный тонус в конечностях;
ограничение силы и объема движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами;
нарушения речи;
нарушения психики;
умственная отсталость разной степени тяжести.


Двойная гемиплегия

тотального поражения мозга;
двигательные расстройства;
произвольная моторика отсутствует или резко ограничена;
дети не сидят, не стоят, не ходят;
функция рук практически не развивается;
грубые нарушения речи;
наличие умственной отсталости.

Гемипаретическая форма

нарушения речи: дизартрия, моторная алалия, дислексия, дисграфия; нарушение функций счета; нарушения фонематического восприятия;
патология эмоционально-волевой сферы в виде агрессивности, инертности, эмоциональной уплощенности;
степень выраженности интеллектуальных нарушений может колебаться от легкой задержки психического развития до грубого интеллектуального дефекта.

Гиперкинетическая форма

двигательные расстройства – непроизвольные насильственные движения (гиперкинезов).
трудности с произвольной моторики;
не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить;
движения размашистые, дискоординированные;
затруднена автомотизация двигательных навыков, особенно навыки письма;
речевые нарушения;
умственная отсталость.

Атонически-астатическая форма

низкий мышечный тонус;
нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе;
отсутствие координированности движений, тремор, гиперметрия;
расстройство координации тонких движений пальцев;
дрожание рук;
задержка речевого развития, дизартрия, алалия;
умственная отсталость.

Нарушение анализаторных систем

Нарушение зрения у 25% детей: частичная атрофия зрительного нерва, косоглазие, миопия, астигматизм, птоз и др.
Следствие заболеваний: трудности фиксации взора на объекте, несформированность или нарушение целенаправленного прослеживания, ограниченность объема зрительного восприятия.
Снижение слуха у 20-25% детей; частные нарушения фиксируются при гиперкинетической форме.
При сохранном слухе может отмечаться задержка формирования слуховых ориентировок и навыка локализации звука в пространстве; низкий уровень формирования навыка дифференциации звуковых раздражителей, что выражено при восприятии речи.



При всех формах ДЦП наблюдается:

глубокая задержка и нарушение развития тактильно-двигательного анализатора;
дети затрудняются при определении положения и направления движений собственных частей тела в пространстве;
не используют тактильное восприятие как способ освоения окружающего мира;
у многих выражен астереогноз (невозможность или нарушения узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля).

Список литературы

Гусейнова А.А. психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями/ А.А. Гусейнова// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.- №1.- 2004.-С. 256.
Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития/ Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1991.- С.  360.