Файл: Урок по литературному чтению В. Ю. Драгунский Он живой и светится.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воропаева Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов МКОУ Николаевская СОШ

Открытый урок по литературному чтению: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Цель: Создать условия для осознания и осмысления нравственного смысла рассказа через овладение навыками смыслового чтения произведения В.Ю.Драгунского «Он живой и светится», способствующих формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Задачи:

Образовательные: создать условия для усвоения нравственных понятий «дружба», «друг».

Развивающие: создать условия для развития умений читать произведение вслух с переходом на чтение про себя, анализировать заголовок произведения.

Воспитательные: создать условия для понимания поступков литературных героев на основе представлений нравственных норм.

УУД: Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока; читать в соответствии с целью урока: правильно и выразительно.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Планируемые результаты:

Предметные: чтение текста правильно, бегло, сознательно и выразительно; понимать нравственный смысл рассказов;

определять основную мысль рассказа;

Виды речевой и читательской деятельности: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;


Литературоведческая пропедевтика: понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

Творческая деятельность: находить в произведении непреходящие нравственные ценности.

Личностные: Бережно относиться к братьям нашим меньшим, развивать в себе умение сопереживать.

Метапредметные: Находить опорные слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, их поступки. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий. Воспитывать умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, уметь аргументировать свою точку зрения.

Основные понятия: Нравственный смысл рассказа.

Метапредметные связи:

Окружающий мир: рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком,.

Русский язык: выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных моно­логических высказываний и письменных текстов

Ресурсы:1.Основные: 1. Литературное чтение. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с аудиоприл. на электронном носителе. В 2-х частях./ Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова . М., Просвещение, 2012.

2. Дополнительные:

Карточки-задания для словарной работы. Словари (толковые). Карточки с характеристиками героев. Презентация.

Форма урока: традиционная: урок изучения нового материала.

Технология: Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Ход урока

1.Оргмомент

Назовите тему раздела, над которым мы работаем.

(тема «Люби живое»).

Рассмотрите портреты писателей и назовите авторов произведений о животных.

2. Целеполагание и мотивация

Прослушайте логическую задачу: В журналах «Трамвай» и «Мурзилка» напечатаны произведения Виктора Драгунского и Самуила Маршака. В журнале «Мурзилка помещены стихи. Произведения какого автора помещены в журнале «Трамвай»? Решите задачу и определите, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся.

Обоснуйте, почему вы так решили.

3. Актуализация знаний и умений



-Действительно В.Ю.Драгунский писал рассказы. А что мы называем рассказом?

(рассказ- это текст – повествование, который отвечает на вопрос что случилось? Что произошло?).Какие рассказы Драгунского мы уже читали? (Тайное всегда становится явным,…)

- О ком эти рассказы? (О мальчиках Дениске и Мишке)

-Почему же рассказ , который мы с вами будем читать сегодня помещён в разделе «Люби живое»?

Учащиеся высказывают предположения.

- Прочитайте название рассказа и предположите, о чём пойдёт речь?

Сформулируйте тему и цель нашего урока Прослушайте сообщение о писателе

4. Первичное усвоение учебного материала

4.1.Работа с тексте до чтения (антиципация)

У каждой группы есть по 1 карточке. Выполните записанные на них задания.

Самостоятельная работа в группах (по 4 человека).

- Найдите в словаре объяснение слова «бублик».

- Найдите в словаре объяснение слова «брынза».

- Найдите в словаре объяснение слова «Гватемала».

- Найдите в словаре объяснение слова «Барбадос».

- Запишите, что означает слово «моментально».

- Запишите, что означает выражение «Мишка надулся».

- Запишите, что означает слово «пристально».

4.2.Работа с текстом во время чтения (первичное чтение)

Прослушайте текст, следя за учителем.

5. Осознание и осмысление учебного материала

1.– Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)

- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? 

(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

- А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)

- Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.  (На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)


- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

  1. О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)

- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)

- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)

- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)

- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)

- Подумайте, какие качества характерны для Мишки?  (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)

- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою доброту»)

- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)

- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")

  1. – О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)

- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

- Как вы думаете, почему(Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

-А кто такой светлячок? - Что вы знаете о светлячках? ?

- А вот какую информацию о них подготовила …

- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? 
(сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)

- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")

  1. – Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

  1. – Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём. Я приглашаю вас полюбоваться природой.


Физкультминутка

6.Первичное закрепление учебного материала

  1. - Ребята, что делает этот рассказ более интересным? (диалоги)

- Найдите их в рассказе. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).

- Прежде, чем мы начнём работать с диалогами, давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.

Чтение характеристик по карточкам на доске.

Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный.

Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.

- Подготовьте чтение любого понравившегося диалога без слов автора. Обратите внимание, что с помощью интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение.

Учащиеся в парах готовят выразительное чтение диалога по выбору. После 1-2-минутной подготовки одни ребята прочитывают диалоги без автора.

- Кто из ребят точнее передал характер героя? Поясните свой ответ.

7. Информация о домашнем задании