ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В результате названных выше факторов уже в 1991 - 92 годах стали очевидны следующие тенденции:
— практически государство прекратило или утеряло контроль за профессиональной педагогической деятельностью;
— значительно понизился престиж «официальной» педагогической науки, из сферы стали уходить кадры, многие из оставшихся в отрасли специалистов работали без востребованности результатов их деятельности со стороны государства; не имея доступной издательской базы, их труды подчас оставались неизвестными педагогической общественности;
— вместе с тем разработкой новой структуры и содержания образования активно и достаточно результативно занялись несколько научных институтов (Институт общего образования МО РФ, ранее — НИИ школ MHO РСФСР, Московский институт развития образовательных систем — МИРОС, Центр педагогических инноваций и др.), временных творческих коллективов (ВНИК «Школа» и др.) и отдельных инновационных школ;
— новые учебники, которые стали разрабатываться в этот период, были во многом эклектичны, нередко охватывали лишь фрагменты тех или иных курсов; в целом альтернативных учебников было крайне мало, к тому же еще не были созданы структуры по их распространению;
— высшие учебные заведения окончательно отделились от школ, практически были отменены или утратили свое значение формально обеспечивающие преемственность образования государственные учебные программы среднего образования.
Вместе с тем с начала 1993 г. появился ряд признаков того, что обозначились позитивные тенденции, направленные на преодоление кризиса в образовании, а именно:
— принятие в 1992 г. закона Российской Федерации «Об образовании» положило начало преодолению хаотического состояния сферы образования, когда старые нормативные акты уже не исполнялись в силу их «недемократичности» и «тоталитарности», а новых еще не было (опыт функционирования системы образования показал, что этот закон сыграл положительную роль в построении новой системы образования);
— были юридически закреплены обязательный государственный минимум содержания образования в форме временных государственных стандартов, вариативность, право на самостоятельное педагогическое творчество преподавательских коллективов и педагогов, что отражено в Базисном учебном плане РФ;
— появились и успешно развиваются новые виды и типы образовательных учреждений — колледжи, гимназии, лицеи, инновационные и авторские школы, школы-комплексы, коррекционные классы и школы, массовые школы прагматической направленности и др., что закреплено «Типовым положением» об общеобразовательном учреждении.
В основу процесса реформирования системы образования, которое во многом совпало с фундаментальными преобразованиями российского общества, начатыми после событий 1991 года, был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики в целом и образовательных систем, создаваемых в конкретных образовательных учреждениях. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность образования на овладение языком отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системного мышления — вот практические ориентиры реформы образования, главные направления Федеральной программы развития образования. Принятые коллегией Министерства образования РФ решения могут в случае их последовательного, системного и вместе с тем творческого выполнения новым руководством объединенного Министерства общего и профессионального образования РФ стать основой для запуска процесса становления в России гражданского общества и правового государства.
Наряду с отмеченными трудностями и не в полной степени решенными проблемами Министерство образования РФ добилось и определенных положительных результатов. Так, в частности, был разработан и введен в действие Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Введение в действие этого документа позволило в определенной степени обеспечить единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, а также позволило образовательным учреждениям учитывать в своей деятельности национальные, региональные и местные социокультурные особенности и традиции. На основании Базисного учебного плана и в соответствии с его принципиальными особенностями был проведен комплекс мероприятий по созданию условий для разработки Федерального комплекта программ и учебников, обеспечивающих Базисный учебный план. На местах органы управления образованием подготовили региональные программы и учебники.
Таким образом, на рубеже 90-х годов школа получила возможность выбирать образовательные программы, содержащие федеральный компонент образования и соответствующие Госстандарту.
-
-
Реформа системы школьного исторического образования в
России и проблема поиска приоритетов политике в области
образования
О направлении и идеологии осуществляемой в настоящее время реформы образования свидетельствует принятие в 1994 г. правительством РФ Федеральной программы развития образования.
В программе отмечается необходимость обновления содержания образования на основе его гуманизации, гуманитаризации и дифференциации и сделан вывод, что основным средством управления этим процессом является переход на новые образовательные стандарты.[ ]
В 1995 году завершился первый этап реализации Федеральной программы развития образования, в 1996 году начался второй этап ее реализации. Среди достижений первого этапа реформы можно назвать переход от унитарного, единообразного обучения к образованию по выбору. Сегодня учащимся и родителям предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования. Если выбор образовательного учреждения преимущественно доступен городским школьникам, то в сельских районах можно говорить о выборе направленности обучения, в некоторой степени о выборе программ, учебников и форм проведения итоговой аттестации учащихся. При всех трудностях, переживаемых нашим государством, эти результаты уже восприняты нашими согражданами, в том числе учащимися, их родителями и педагогическими коллективами.
Эксперты в области образования отмечают, что проблема построения современного содержания образования в России традиционно являлась и является в настоящее время приоритетной при проведении реформы школы. Надо отметить, что для российского общества всегда была характерна неудовлетворенность качеством работы образовательных институтов. При этом относительно новым явлением в последнее десятилетие стало желание значительного числа педагогов выйти за рамки традиционной предметной образовательной системы, базирующейся на идеях Я.А. Коменского.
Среди других тенденций развития образования можно отметить некоторое несоответствие содержания образования новым социально-экономическим условиям российского общества, которые сегодня уже в значительной степени связаны с рыночным механизмом. Последнее выражается в том, что учебные программы не в полной мере адекватны новым общественным условиям, которым соответствует человек, способный самостоятельно делать выбор, решать проблемы на базе широкого общего образования, которое должно стать основой профессионального универсализма.
Среди наиболее заметных тенденций в развитии образования в последние годы можно назвать мощную тенденцию к децентрализации. Эта тенденция проявляется в разнообразных формах и дополняется, с одной стороны, формированием центров, как бы стягивающих образовательное пространство по новым основаниям — национальным (в том числе для тех национальностей, которые не имели государственного статуса — немцев, евреев, поляков и др., при этом интересно отметить, что государственным статусом не обладали и сами русские), профессиональным, ассоциативным, региональным (подчас не совпадающим с административным делением), а с другой стороны — влиянием на эти процессы прогрессивной тенденции к формированию единого образовательного пространства Российской Федерации в виде проектирования единых образовательных стандартов, введения Базисного учебного плана, разработки и апробации систем аттестации, аккредитации, лицензирования, тестирования и т. п.
Российское образовательное пространство формируется и развивается под влиянием ряда факторов. Назовем их.
Сегодня в российском обществе сложилась весьма сложная экономическая и социально-политическая обстановка. Политизация общественной жизни, смешение мировоззрений, верований, столкновение идеологий, которые происходят на фоне экономики в стадии еще не преодоленного кризиса, провоцируют людей либо к радикализму в попытках решения стоящих перед ними и обществом в целом фундаментальных проблем, либо к социальной апатии.
Разрушение в Российском обществе многих культурных стереотипов и каналов трансляции культуры, привело к резкой деградации культурной среды. Под угрозой гибели оказались целые области культурной деятельности: фундаментальная наука, классическая музыкальная культура и др.
По теоретическим исследованиям и мировой практике известно, что образование имеет для общества стабилизирующее и развивающее значение. Оно способно остановить социально-психологическую эрозию общества, и в этом его значение как фактора национальной безопасности (образование — резерв для развития рынка услуг, стимул для создания дополнительных рабочих мест всех уровней квалификации и т. д.). Вместе с тем в России эта функция образования еще в должной мере не проявилась.
В настоящее время одной из генеральных тенденций развития образования можно считать процесс самореорганизации массовой, по сути еще советской, школы в новые образовательные учреждения. Педагогические коллективы проводят организационно-педагогические преобразования и почти сразу же сталкиваются с проблемой поиска новых смыслов понятия «содержание образования», с проблемой поиска собственной образовательной философии, являющейся основой образовательного процесса (здесь, правда, надо отметить, что нерешенность принципиальных вопросов философии и методологии образования затрудняют достижение в массовой школьной практике ощутимых положительных результатов).
Тем не менее, новые социально-экономические условия потребовали от школы изменить сложившуюся ранее систему приоритетов между структурными элементами содержания образования, а социальное расслоение общества дифференцировало образовательный запрос. Следствием этого стало появление в России различных типов средних учебных заведений повышенного уровня — лицеи, гимназии и др., которые также столкнулись с проблемами соотношения взаимосвязей целей
, организационных форм, содержания образования в новых типах учебных заведений.
Таковые некоторые из ведущих тенденции развития сферы образования.
Необходимо подчеркнуть, что успешность реформирования системы образования во многом определяется принятием педагогическим сообществом целей и приоритетов образовательной политики. Поэтому особую актуальность сегодня имеет адекватный для российского общества, а соответственно и для сообщества педагогов, выбор приоритетов развития системы образования, в том числе образования исторического.
Можно сколько угодно считать и доказывать, что школа должна быть вне политики, а образование, в том числе историческое, не имеет цели и функции обеспечить воспитание граждан своей страны, патриотов своего Отечества. Вместе с тем, само это утверждение как раз и носит идеологический характер, причем сегодня этот вывод не требует доказательств в силу своей очевидности.
Таким образом, центральным звеном реформы образования — в ее идеологическом аспекте — стал вопрос о том, какое направление развития системы российского образования, какие образовательные приоритеты наиболее полно соответствуют долговременным интересам российского общества и государства.
Несмотря на отсутствие в этом вопросе единства — разные общественные силы и группы подчас противоположно понимают приоритеты и цели российского образования — есть, как нам кажется, ориентиры, позволяющие в случае их принятия активной частью населения, в том числе и политической элитой, выстроить российскую политику в области образования в целом. В этом случае и конкретные направления политики в области образования — в том числе исторического — получат естественное оформление, соответствующие цели и контуры.
Так, в частности, можно полностью согласиться с тем, что сохранение, развитие и обогащение национальных ценностей и. традиций образования и воспитания актуальны для реформы школы с ориентацией на укрепление ее своеобразия и самобытности на основе единства национальных и общечеловеческих идеалов педагогики.
Нам представляется, что одной из главных теоретических и практических проблем построения современной системы исторического образования является поиск оптимального баланса между либеральными и национальными ценностями. Происходящее сегодня их агрессивное столкновение ведет к их взаимной дискредитации и угрозе культурного раскола российского общества. Добавим, что перед молодыми гражданами России стоит проблема новой национальной идентификации с учетом современных ценностей гражданского общества.