Файл: I. Реформирование системы образования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В результате названных выше факторов уже в 1991 - 92 годах стали очевидны следующие тенденции:

— практически государство прекратило или утеряло контроль за профессиональной педагогической деятельностью;

— значительно понизился престиж «официальной» педагогической науки, из сферы стали уходить кадры, многие из оставшихся в отрасли специалистов работали без востребованности результатов их деятельности со стороны государства; не имея доступной издательской базы, их труды подчас оставались неизвестными педагогической общественности;

— вместе с тем разработкой новой структуры и содержания образования активно и достаточно результативно занялись несколь­ко научных институтов (Институт общего образования МО РФ, ранее — НИИ школ MHO РСФСР, Московский институт развития образовательных систем — МИРОС, Центр педагогических инноваций и др.), временных творческих коллективов (ВНИК «Школа» и др.) и отдельных инновацион­ных школ;

— новые учебники, которые стали разрабатываться в этот период, были во многом эклектичны, нередко охватывали лишь фрагменты тех или иных курсов; в целом альтернативных учебников было крайне мало, к то­му же еще не были созданы структуры по их распространению;

— высшие учебные заведения окончательно отделились от школ, практически были отменены или утратили свое значение формально обес­печивающие преемственность образования государственные учебные про­граммы среднего образования.

Вместе с тем с начала 1993 г. появился ряд признаков того, что обо­значились позитивные тенденции, направленные на преодоление кризиса в образовании, а именно:

— принятие в 1992 г. закона Российской Федерации «Об образова­нии» положило начало преодолению хаотического состояния сферы обра­зования, когда старые нормативные акты уже не исполнялись в силу их «недемократичности» и «тоталитарности», а новых еще не было (опыт функционирования системы образования показал, что этот закон сыграл положительную роль в построении новой системы образования);

— были юридически закреплены обязательный государственный минимум содержания образования в форме временных государственных стандартов, вариативность, право на самостоятельное педагогическое творчество преподавательских коллективов и педагогов, что отражено в Базисном учебном плане РФ;

— появились и успешно развиваются новые виды и типы образова­тельных учреждений — колледжи, гимназии, лицеи, инновационные и ав­торские школы, школы-комплексы, коррекционные классы и школы, мас­совые школы прагматической направленности и др., что закреплено «Типо­вым положением» об общеобразовательном учреждении.


В основу процесса реформирования системы образования, которое во многом совпало с фундаментальными преобразованиями российского общества, начатыми после событий 1991 года, был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики в целом и образовательных систем, создаваемых в конкретных образовательных уч­реждениях. Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность образования на овладение языком отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества, на восприятие цело­стной картины мира и формирование у учащихся системного мышления — вот практические ориентиры реформы образования, главные направления Федеральной программы развития образования. Принятые коллегией Ми­нистерства образования РФ решения могут в случае их последовательного, системного и вместе с тем творческого выполнения новым руководством объединенного Министерства общего и профессионального образования РФ стать основой для запуска процесса становления в России гражданско­го общества и правового государства.

Наряду с отмеченными трудностями и не в полной степени решен­ными проблемами Министерство образования РФ добилось и определен­ных положительных результатов. Так, в частности, был разработан и вве­ден в действие Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Введение в действие этого документа позволило в определенной степени обеспечить единство образовательного пространст­ва на территории Российской Федерации, а также позволило образователь­ным учреждениям учитывать в своей деятельности национальные, регио­нальные и местные социокультурные особенности и традиции. На основа­нии Базисного учебного плана и в соответствии с его принципиальными особенностями был проведен комплекс мероприятий по созданию условий для разработки Федерального комплекта программ и учебников, обеспечи­вающих Базисный учебный план. На местах органы управления образова­нием подготовили региональные программы и учебники.

Таким образом, на рубеже 90-х годов школа получила возможность выбирать образовательные программы, содержащие федеральный компонент образования и соответствующие Госстандарту.




  1. Реформа системы школьного исторического образования в

России и проблема поиска приоритетов политике в области

образования
О направлении и идеологии осуществляемой в настоящее время ре­формы образования свидетельствует принятие в 1994 г. правительством РФ Федеральной программы развития образования.



В программе отмечается необходимость обновления содержания образования на основе его гуманизации, гуманитаризации и дифференциа­ции и сделан вывод, что основным средством управления этим процессом является переход на новые образовательные стандарты.[ ]

В 1995 году завершился первый этап реализации Федеральной про­граммы развития образования, в 1996 году начался второй этап ее реализа­ции. Среди достижений первого этапа реформы можно назвать переход от унитарного, единообразного обучения к образованию по выбору. Сегодня учащимся и родителям предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования. Если выбор образовательного учреждения пре­имущественно доступен городским школьникам, то в сельских районах можно говорить о выборе направленности обучения, в некоторой степени о выборе программ, учебников и форм проведения итоговой аттестации учащихся. При всех трудностях, переживаемых нашим государством, эти результаты уже восприняты нашими согражданами, в том числе учащими­ся, их родителями и педагогическими коллективами.

Эксперты в области образования отмечают, что проблема по­строения современного содержания образования в России традиционно яв­лялась и является в настоящее время приоритетной при проведении ре­формы школы. Надо отметить, что для российского общества всегда была характерна неудовлетворенность качеством работы образовательных ин­ститутов. При этом относительно новым явлением в последнее десятиле­тие стало желание значительного числа педагогов выйти за рамки тради­ционной предметной образовательной системы, базирующейся на идеях Я.А. Коменского.

Среди других тенденций развития образования можно отметить не­которое несоответствие содержания образования новым социально-экономическим условиям российского общества, которые сегодня уже в значительной степени связаны с рыночным механизмом. Последнее выра­жается в том, что учебные программы не в полной мере адекватны новым общественным условиям, которым соответствует человек, способный са­мостоятельно делать выбор, решать проблемы на базе широкого общего образования, которое должно стать основой профессионального универса­лизма.

Среди наиболее заметных тенденций в развитии образования в по­следние годы можно назвать мощную тенденцию к децентрализации. Эта тенденция проявляется в разнообразных формах и дополняется, с одной стороны, формированием центров, как бы стягивающих образовательное пространство по новым основаниям — национальным (в том числе для тех национальностей, которые не имели государственного статуса — немцев, евреев, поляков и др., при этом интересно отметить, что государственным статусом не обладали и сами русские), профессиональным, ассоциа­тивным, региональным (подчас не совпадающим с административным де­лением), а с другой стороны — влиянием на эти процессы прогрессивной тенденции к формированию единого образовательного пространства Рос­сийской Федерации в виде проектирования единых образовательных стан­дартов, введения Базисного учебного плана, разработки и апробации сис­тем аттестации, аккредитации, лицензирования, тестирования и т. п.


Российское образовательное пространство формируется и развива­ется под влиянием ряда факторов. Назовем их.

Сегодня в российском обществе сложилась весьма сложная эконо­мическая и социально-политическая обстановка. Политизация обществен­ной жизни, смешение мировоззрений, верований, столкновение идеологий, которые происходят на фоне экономики в стадии еще не преодоленного кризиса, провоцируют людей либо к радикализму в попытках решения стоящих перед ними и обществом в целом фундаментальных проблем, ли­бо к социальной апатии.

Разрушение в Российском обществе многих культурных стереоти­пов и каналов трансляции культуры, привело к резкой деградации куль­турной среды. Под угрозой гибели оказались целые области культурной деятельности: фундаментальная наука, классическая музыкальная культу­ра и др.

По теоретическим исследованиям и мировой практике известно, что образование имеет для общества стабилизирующее и развивающее значе­ние. Оно способно остановить социально-психологическую эрозию общества, и в этом его значение как фактора национальной безопасности (обра­зование — резерв для развития рынка услуг, стимул для создания допол­нительных рабочих мест всех уровней квалификации и т. д.). Вместе с тем в России эта функция образования еще в должной мере не проявилась.

В настоящее время одной из генеральных тенденций развития обра­зования можно считать процесс самореорганизации массовой, по сути еще советской, школы в новые образовательные учреждения. Педагогические коллективы проводят организационно-педагогические преобразования и почти сразу же сталкиваются с проблемой поиска новых смыслов понятия «содержание образования», с проблемой поиска собственной обра­зовательной философии, являющейся основой образовательного процесса (здесь, правда, надо отметить, что нерешенность принципиальных вопро­сов философии и методологии образования затрудняют достижение в мас­совой школьной практике ощутимых положительных результатов).

Тем не менее, новые социально-экономические условия по­требовали от школы изменить сложившуюся ранее систему приоритетов между структурными элементами содержания образования, а социальное расслоение общества дифференцировало образовательный запрос. Следст­вием этого стало появление в России различных типов средних учебных заведений повышенного уровня — лицеи, гимназии и др., которые также столкнулись с проблемами соотношения взаимосвязей целей
, организаци­онных форм, содержания образования в новых типах учебных заведений.

Таковые некоторые из ведущих тенденции развития сферы образо­вания.

Необходимо подчеркнуть, что успешность реформирования системы образования во многом определяется принятием педагогическим сообще­ством целей и приоритетов образовательной политики. Поэтому особую актуальность сегодня имеет адекватный для российского общества, а соот­ветственно и для сообщества педагогов, выбор приоритетов развития сис­темы образования, в том числе образования исторического.

Можно сколько угодно считать и доказывать, что школа должна быть вне политики, а образование, в том числе историческое, не имеет це­ли и функции обеспечить воспитание граждан своей страны, патриотов своего Отечества. Вместе с тем, само это утверждение как раз и носит идеологический характер, причем сегодня этот вывод не требует доказа­тельств в силу своей очевидности.

Таким образом, центральным звеном реформы образования — в ее идеологическом аспекте — стал вопрос о том, какое направление развития системы российского образования, какие образовательные приоритеты наиболее полно соответствуют долговременным интересам российского общества и государства.

Несмотря на отсутствие в этом вопросе единства — разные общест­венные силы и группы подчас противоположно понимают приоритеты и цели российского образования — есть, как нам кажется, ориентиры, по­зволяющие в случае их принятия активной частью населения, в том числе и политической элитой, выстроить российскую политику в области обра­зования в целом. В этом случае и конкретные направления политики в об­ласти образования — в том числе исторического — получат естественное оформление, соответствующие цели и контуры.

Так, в частности, можно полностью согласиться с тем, что сохране­ние, развитие и обогащение национальных ценностей и. традиций образо­вания и воспитания актуальны для реформы школы с ориентацией на укрепление ее своеобразия и самобытности на основе единства националь­ных и общечеловеческих идеалов педагогики.

Нам представляется, что одной из главных теоретических и практи­ческих проблем построения современной системы исторического образо­вания является поиск оптимального баланса между либеральными и на­циональными ценностями. Происходящее сегодня их агрессивное столк­новение ведет к их взаимной дискредитации и угрозе культурного раскола российского общества. Добавим, что перед молодыми гражданами России стоит проблема новой национальной идентификации с учетом современ­ных ценностей гражданского общества.