Файл: Городская межпредметная олимпиада для учителей русского языка и литературы (Апрель, 2022).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Городская межпредметная олимпиада для учителей русского языка и литературы (Апрель, 2022)
1.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
подОшва избалОванный непрАвы дозвонИмся оглянЁтся | прибылА кровоточАщий пролилА порвалА прОстыня | квАртал простынЯ мЕстностей новостЕй нет нОгтя | позвалА принЯл начАв тОрты Отрочество | долбИт мОгущий чЕрпать недУг цыгАн | плодонОсить сверлИт прИнятый ждалА углубИть | загнУтый снялА красИвее звонИт дремОта | созвонИмся намерЕние крестьЯнин землЯнин христианИн |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Алкоголь инженЕров надОлго лЮдям все цЕлы? | экспЕрт свЁкла лекторОв повторИт бАнты | корЫсть шарфЫ аэропОрты крАлась красИвейший | сОрит занялА определЕн знАчимость оглЯнется | вероисповЕдание мозАичный лгалА нАчатый созЫв | отдалА оптОвый недУг дОсуг поделЁнный | снялА клАла слИвовый мЕстностей щелкАть | прозорлИва обострИть диспансЕр бухгАлтеров дешевизнА |
16 баллов
2. Язык и культура. Прочитайте текст, ответьте письменно на вопросы: 1. Как современные словари рекомендуют произносить слово «булочная»? 2. В чём заключается аккумулятивная функция языка? 3. В тексте сказано: «…слово «булочная» - один из ключей к информационному коду». Какую информацию позволяет открывать этот «ключ»? 4. С какой целью автор упоминает картину В. Поленова и стихи А.С. Пушкина? 5. Выпишите по 2-3 прилагательных, которые описывают отличительные признаки старомосковского и петербургского говоров. 6. Как автор показывает, что «в судьбе слова «булочная» отражается наша культурная традиция»? 7. Какой приём использует автор, чтобы включить читателя в разговор о заявленной в статье проблеме?Какая ещё «булошная», или Зачем нужны варианты произношения?
Доктор филологических наук Иван Пырков
Опубликовано в журнале «Наука и жизнь» (№ 3, 2020)
В русском языке много непростых слов, написание которых требует разъяснений. На что уж словарь — на все вопросы ответчик, но и в нём одни оговорки. В орфоэпических словарях, например, редкое слово обходится без вариативного произношения. Зачем, спрашивается, нужны эти самые варианты? Чтобы посильнее запутать говорящих?
Возьмём существительное «булочная». В орфоэпическом словаре И. Л. Резниченко, как и в других авторитетных изданиях, предлагаются два равнозначных произносительных варианта: «булочная (чн)» и «булошная (шн)». Заметим, что союз «и» в словарной помете подчёркивает «равноправие» обеих фонетических моделей. Но позвольте, ведь мы сегодня слышим «булошная», «прачешная», «сливошный» от людей пожилых, тогда как молодёжь вообще игнорирует такое произношение. Почему же лексикографы упорно не желают забыть старую, лингвистически неконкурентоспособную «булошную»?
Прежде чем ответить на этот вопрос, попробуем для начала проследить, как в судьбе слова «булочная» отражается наша культурная традиция.
Среди прочих у языка есть так называемая аккумулятивная функция, то есть накопительная. Язык хранит и преобразует информацию, его кладовые бездонны, его гигабайты неисчислимы. Языковые знаки можно читать как матрицу. И неприметное, казалось бы, слово «булочная» — один из ключей к информационному коду.
Ещё в XIX веке в русском языке главенствовало старомосковское произношение, тяготевшее, кроме всего прочего, к смягчению звука «ж» (дожжь), звука «р» (перьвый), к произношению «кий» как «кой» в окончаниях прилагательных (Мусоргской, чуткой), к фонетическому истолкованию «чн» как «шн» (што, конешно). И вариант «булошная» — как раз из этого ряда.
Старомосковское произношение не только смягчает отдельные согласные, но и перекидывает мостик в прошлое. В нём отражаются самовары — непременный атрибут неторопливых замоскворецких купеческих бесед, слышится размеренное поскрипывание усадебных калиток. В Москве в сохранившихся районах старой застройки окна смотрят, как правило, во дворы и дворики, Москва словно погружена в себя. В былые времена Москву любили за то, что она была уютная, домашняя. По картине В. Д. Поленова «Московский дворик» нетрудно представить, насколько неторопливый
ритм жизни столицы отличался от нынешнего, что накладывало отпечаток на весь стиль жизни города. Московский говор мягче, протяжнее, он более нетороплив.
Петербургский говор более динамичен, чем московский, он стремится поспеть за временем и даже опередить его, показывает открытость к переменам.
Люблю тебя, Петра творенье!
Люблю твой строгий, стройный вид!
Таким видел А. С. Пушкин Санкт-Петербург, который изначально строился по плану, по европейским канонам, рос ансамблями. И говор питерский строгий, чёткий, определённый. Слова здесь традиционно произносят так, как они пишутся (первый, дождь, что… и та же самая булочная).
Две столицы — два мировоззрения. Слово «булочная/булошная» существует в двух вариантах. Когда-нибудь один из них, как это уже не раз случалось в истории языка, победит, но пока слово, о котором мы говорим, в полной мере выражает диалектику языка, а значит, и жизни.
Ну и для чего сегодняшнему горожанину знать обо всех этих тонкостях? А для того, в первую очередь, чтобы уметь считывать хранимую в языке информацию о родной истории, культуре, об эволюции человеческих отношений. 20 баллов
3. Распределите приведённые слова на три группы в зависимости от варианта произношения ЧН: 1) слова, где произносится ЧН; 2) слова, где произносится ШН; 3) слова, где возможны оба варианта произношения. Античный, библиотечный, бутылочный, восточный, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, конечно, научный, нарочно, порядочный, пустячный, ручной, сердечный, скворечник, скучный, сливочный, тренировочный, яичница. 20 баллов
4. Подберите русские синонимы к следующим иностранным словам: альянс, аудитор, инвестор, квота, концепция, менталитет, маркетинг, паблисити, прерогатива, респодент. 10 баллов
5. Что такое паронимы? Объясните разницу в значении словосочетаний: молодой советник – молодой советчик; опасный человек – опасливый человек; кардинальное решение – кардинальское решение; осудить поступок – обсудить поступок; соседний дом – соседский дом. 9 баллов
6. Запишите форму родительного падежа множественного числа существительных: блюдце, гольфы, джинсы, кабель, копна,кочерга, пригоршня, рельсы, хлопотунья, ясли.
10 баллов
7. Запишите словообразовательные цепи, в конце которых стоят предложенные ниже слова, и сравните количество звеньев в них: обвинительный, оправдательный. 5 баллов
8. Прочитайте слова, правильно поставив ударения. Объясните, почему они различаются в произношении. Как это связано с правописанием слов? Докажите свою точку зрения, включив данные слова в словосочетания.
Пиленный – пиленый, варенный – вареный, сушенный – сушеный, точенный – точеный, названный – названый, посаженный – посаженый. 10 баллов
9. В справочно-информационный портал «Грамота.ру» пришёл вопрос: «Добрый вечер! Подскажите, в каких случаях тем не менее может выступать как вводное слово?» Ваш ответ на данный вопрос с примерами! 10 баллов
10. Какие цифровые образовательные ресурсы в преподавании предметов «Русский язык», «Литература» Вы знаете? 5 баллов
11. Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа (повести) А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (гл. 8) и выполните задания:
1. Поясните, можно ли считать слова Аносова монологом, и приведите доказательства. 2. Объясните значения следующих словосочетаний, подобрав синонимы к определениям: прежняя обида, несчастный опыт, бесцеремонных товарищей. 3. Найдите в тексте и объясните значения 3-х фразеологических единиц. 4. Прокомментируйте, аргументируя текстом, использование вопросительных и восклицательных предложений в словах Аносова. 5. Приведите три значения слова «любовь» и укажите, в каком значении данное слово использовано в произведении. 6. Прокомментируйте в 3-4 предложениях мнение героя о причинах, побуждающих женщин и мужчин к браку, и выскажите своё отношение к данной проблеме. 7. Прочитайте выделенный в тексте фрагмент и выскажите в 5-6 предложениях своё отношение к мнению героя фрагмента. 8. Предложите два варианта названия данного фрагмента. 9. К.Г. Паустовский утверждал: «У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание». Опираясь на данное высказывание, напишите эссе (не менее 150 слов). В своём эссе: 1) выразите собственное отношение к мнению К.Г. Паустовского и аргументируйте его (приведите не менее 2-х аргументов); 2) на примере героев двух произведений русской литературы
XIX-XX веков покажите их отношение к чувству любви, его значение в жизни героев, выразите своё отношение к их позиции.
– …А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!
– Ну как же это так, дедушка? – мягко возразила Вера, пожимая слегка его руку. – Зачем клеветать? Вы ведь сами были женаты. Значит, все-таки любили?
– Ровно ничего не значит, дорогая Верочка. Знаешь, как женился?.. Нет! Все к лучшему, Верочка.
– Нет, нет, дедушка, в вас все-таки, простите меня, говорит прежняя обида... А вы свой несчастный опыт переносите на все человечество. Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым?
Аносов довольно долго молчал. Потом протянул неохотно:
– Ну, хорошо... скажем – исключение... Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной... К тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчин другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... нечто вроде иллюзии бессмертия. В-четвертых, соблазн невинности, как в моем случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом.
А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.