ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Достать ключ из кармана.
2. Вставить ключ в замочную скважину.
3. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
4. Вынуть ключ.
Алгоритм нахождения большего из 2 чисел А и В:
1. Из числа А вычесть число В.
2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.
3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.
4. Если получился ноль, то сообщить, что числа равны.
Внимательно проанализируйте эти примеры. Что в них общего?
Рассмотрим свойства алгоритмов.
1. Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.
2. Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.
3. Определённость. Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.
4. Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.
5. Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.
6. Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.
Задача: измените, алгоритм получения кипятка таким образом, чтобы предотвратить несчастный случай:
1. Налить в чайник воду.
2. Открыть кран газовой горелки.
3. Поставить чайник на плиту.
4. Ждать, пока вода закипит.
5. Поднести спичку к горелке.
6. Зажечь спичку.
7. Выключить газ.
Ребята, перед вами формы записи алгоритмов (демонстрация форм записи алгоритмов).
1.Словесно-формульный.
Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3.
2. С помощью алгоритмического языка.
Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z.
3. Таблицы.
4.Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.
4.Этап закрепления знаний.
4.1. Самостоятельная работа в группах по карточкам. Командир группы о результатах сообщает учителю. Задания представлены в Приложении 2.
Информационная переменка (физминутка).
4.2. Индивидуальная работа: тестирование. Тестовые задания представлены в Приложении 3.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Анализируем, на все ли вопросы были найдены ответы. Удалось ли решить поставленную задачу?
Какие вопросы вызвали затруднение?
Как ты оцениваешь свою работу?
6.Этап информации о домашнем задании.
Учитель: Запишите домашнее задание:
1. «Информатика» 6 класс, Л. Босова, стр. 62-69 (обязательно).
2. По желанию можно приготовить творческое сообщение на тему: «Алгоритмы вокруг нас», используя разумные источники. Творческое сообщение обязательно будет оценено! Спасибо за урок! До свидания, ребята.
2.2. Системы теоретических и практических заданий,
направленных на формирование логико-алгоритмического
мышления
Рассмотрим различные системы заданий, которые направлены на развитие логического и алгоритмического языков. Задания могут быть различными, как теоретические логические задачи, так и практические задания.
Системы заданий разделены по следующим категориям:
1) задачи на переправы;
2) задачи на переливания;
3) задачи, решаемые с помощью построение кругов Эйлера;
4) задачи на нахождение искомого предмета, веса;
5) задачи на определение закономерности в построении последовательности чисел;
6) задачи на установление последовательности;
7) задачи на установление закономерности.
Задачи на переправы.В задачах на переправы требуется указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемая переправа и выполнены все условия задачи.
1. Некий человек должен был перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. В лодке с человеком могли поместиться только один волк, либо одна коза, либо одна капуста. Если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу; если оставить козу с капустой без человека, то коза съест капусту; в присутствии человека никто никого не ел. Человек все-таки перевез свой груз через реку. Как он это сделал?
2. Небольшой воинский отряд подошел к реке, через которую необходимо было переправиться. Мост сломан, а река глубока. Офицер замечает у берега двух мальчиков, катающихся на лодке. Но лодка так мала, что в ней может разместиться только один солдат или два мальчика – не больше. Однако все солдаты переправились через реку именно в этой лодке. Каким образом?
3. Три японских господина и их самураи решили переправиться через реку на двухместной лодке. У первого господина было пять самураев, у второго три, у третьего один. Самураи получили приказ не находиться ни на берегу, ни в лодке в присутствии чужого господина без своего господина. Пассажиры лодки в моменты отплытия и причаливания считаются находящимися на берегу. Помогите компании переправиться.
Задачи на переливания. В задачах на переливания требуется указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи [23].
1. Имеются три сосуда вместимостью 8, 5 и 3 литра. Наибольший сосуд полон молока. Как разделить это молоко на две равные части, используя остальные сосуды?
2. В бочке не менее 10 л бензина. Как отлить из неё 6 л с помощью девятилитрового ведра и пятилитрового бидона?
4. Имеются трехлитровая банка сока и 2 пустые банки: одна литровая, другая – двухлитровая. Как разлить сок так, чтобы во всех банках было по одному литру?
Задачи, решаемые с помощью построение кругов Эйлера.
1. Из 15 котят 8 рыжих и 7 пушистых, и других нет. Есть ли среди этих котят хоть один рыжий и пушистый одновременно?
2. Среди 12 щенков 8 ушастых и 9 кусачих, и других нет. Сколько среди этих щенков ушастых и кусачих одновременно?
3. В классе 15 мальчиков. Из них 10 человек занимается волейболом и 9 баскетболом. Сколько мальчиков занимается и тем, и другим?
Задачи на нахождение искомого предмета, веса [9].
1. Среди трех монет одна фальшивая. Она не отличается от настоящей монеты по виду, но немножко тяжелее настоящей монеты. У нас имеются чашечные весы без гирь. Как одним взвешиванием установить, какая монета фальшивая?
2. Имеется 9 кг песка и гиря в 250 г. Как в три взвешивания на чашечных весах отмерить 2 кг песка?
3. Одна из 75 одинаковых по виду монет – фальшивая, она несколько отличается по весу от остальных. Как двумя взвешиваниями на чашечных весах определить, легче или тяжелее эта монета, чем остальные?
Задачи на определение закономерности в построении последовательности чисел.
1. Продолжи последовательность: 8, 6, 10, 6, 12, 6, ... .
2. Продолжи последовательность: 2, 3, 5, 8.
3. Попытайся понять, как составлена эта последовательность, и продолжи ее: 2, 20, 40, 400, 800.
Задачи на установление последовательности
1. Волейбольные команды А, Б, В, Г, Д и Е разыгрывали первенство. Известно, что команда А отстала от Б на три места, команда В оказалась между Г и Д, команда Е опередила Б, но отстала от Д. Какое место заняла каждая из команд?
2. В семье четверо детей. Им 5, 8, 13, 15 лет. Детей зовут Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребенку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на три?
3. Леня, Дима, Коля и Алик подсчитывали после рыбной ловли свои трофеи. В результате выяснилось следующее. Алик поймал больше, чем Коля. Леня и Дима вместе поймали рыбы столько же, сколько поймали Коля и Алик. Леня и Алик вместе поймали меньше рыбы, чем Дима и Коля. Какие места занял каждый по улову рыбы?
Задачи на установление закономерности
1. Три девочки - Белова, Краснова и Чернова - одеты в белое, красное и черное платья, причем ни у одной из них цвет платья не соответствует ее фамилии. Девочка в белом платье и Чернова родились в один день. Кто в какое платье одет?
2. Однажды композитор, художник и писатель с фамилиями Музыкантский, Живописцев и Рассказов встретились в театре, и композитор заметил, что ни у кого из них фамилия не соответствует профессии. «Действительно», – подтвердил Живописцев. Определите фамилию каждого деятеля искусств.
4. Три подруги вышли погулять в белом, зеленом и синем платьях и в туфлях таких же цветов. Известно, что только у Ани цвет платья и цвет туфель совпадают. Ни туфли, ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зеленых туфлях. Определите цвет платья и туфель на каждой из подруг.
Таким образом, представленные системы заданий могут быть использованы для развития у учащихся логического мышления.
2.3. Развитие логического мышления учащихся через решение
задач по программированию
Алгоритмизация, как раздел информатики, который изучает процессы создания алгоритмов, традиционно относится к теоретической информатике вследствие своего фундаментального характера. При этом сторонники «пользовательского» подхода при изучении школьной информатики говорят об отсутствии практической значимости этого раздела для развития навыков пользователя современного программного обеспечения [16]. Вследствие развития новых информационных технологий появляется возможность в пределах раздела «Основы алгоритмизации» давать общенаучные понятия информатики и в то же время формировать и развивать умение и навыки, необходимые пользователю при работе с современным программным обеспечением, т.е. появляется возможность сделать раздел «Основы алгоритмизации» мостиком между теоретической и практической информатикой [2].
Шаги в этом направлении делали авторы многих школьных программ по информатике. Стоит вспомнить работы А.Г.Кушниренко, Ю.А.Первина, А.Л.Семенова по внедрению «конструктивистской» парадигмы при изучении теоретической информатики. Одним из принципов этой парадигмы является самостоятельное добывание учениками знаний, которые формируются при работе с реальными и виртуальными объектами. Реализация этого принципа основывается на использовании творческих деятельностных сред, таких как ЛогоМиры, Кумир, Роботландия [5].
На практике это приводит к тому, что вопросы одного из основных разделов курса информатики и ИКТ «алгоритмизации и программирования» заменяются изучением офисных технологий, которые сводятся в большинстве своем к работе с офисными приложениями. Важнейшая задача формирования стиля мышления и научного мировоззрения у школьников подменяется подготовкой к практической деятельности.
Изучение алгоритмизации и программирования направлено на развитие логического мышления детей, на умение разрабатывать алгоритмы, находить пути и способы решения задачи, а в целом, на повышение общего интеллектуального потенциала [12].
Умение организовать деятельность по решению некоторой задачи, разделить задачу на более мелкие подзадачи, составить необходимую последовательность действий – все это означает способность разработать алгоритм решения. Логическое мышление универсально, применимо в любой профессиональной сфере, а его основы должны быть заложены при изучении курса общеобразовательной школы.