Файл: Методические указания по проведению практических занятий по метрологии и измерительной технике для студентов всех специальностей очной формы обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Так как класс точности присваивается приборам этого вида по величине относительной приведенной погрешности, определим ее для отметки 5В поверяемого прибора:

.

Сравнивая полученное значение приведенной погрешности с рядом предпочтительных чисел, из которого ГОСТ 8.401-80 рекомендует выбирать числовое значение для присвоения СИ классов точности, делаем вывод, что поверяемому вольтметру по результатам поверки можно присвоить класс точности 1,0.
Ответ: класс точности поверяемого прибора 1.0.

Задача № 2.22

О пределить, пригоден ли вольтметр класса точности 0,2 в качестве образцового прибора для поверки вольтметра, класс точности которого имеет на шкале условный знак вида- . Пределы измерений вольтметров одинаковы и равны 10В. Соотношение между погрешностями образцового средства измерений (ОСИ) и поверяемого средства измерений (ПСИ) считать достаточным, если в любой точке шкалы ПСИ выполняется условие:

.

Решение:

Пределы измерений у вольтметра, который предполагается использовать в качестве образцового, и у поверяемого вольтметра одинаковы и равны 10В. Так как поверка должна осуществляться на всех оцифрованных отметках шкалы поверяемого прибора, то поверяемые точки – 1,2,3,4,5,6,7,8,9 и 10В. В соответствии с условиями задачи, поверка будет возможна, если в любой поверяемой точке шкалы соотношение между пределами допускаемой основной абсолютной погрешности ОСИ и допускаемой основной абсолютной погрешности ПСИ удовлетворяет указанному неравенству.

Определим пределы допускаемой основной абсолютной погрешности каждого из средств измерений для всех поверяемых точек шкалы, руководствуясь таблицей 3.1 учебного пособия [4]:

  1. Условный знак класса точности 0.2, говорит о том, что это СИ имеет только аддитивную погрешность и предел допускаемой абсолютной погрешности в любой точке шкалы определяется для него выражением:

.

Следовательно для всех точек шкалы этого прибора.

2 ) Условный знак класса точности говорит о том, что это СИ имеет только мультипликативную погрешность и предел допускаемой абсолютной погрешности в любой точке шкалы для него определяется выражением:

.

Таким образом, для поверяемого прибора




и возрастает линейно от = 0,01В на отметке шкалы, соответствующей 1В, до = 0,1В на отметке шкалы 10В.

3) Сравнивая величины и в соответствующих точках шкалы поверяемого прибора, можно сделать вывод, что требуемое соотношение между погрешностями образцового и поверяемого средств измерений выполняется только на отметках шкалы 6,7,8,9 и 10В. И не выполняется на отметке шкалы 5В и менее. Следовательно вольтметр класса точности 0.2 не подходит в качестве ОСИ для поверки вольтметра класса точности .

О твет: вольтметр класса точности 0.2 не пригоден в качестве образцового для поверки вольтметра класса точности .

Следует отметить, что соотношение между пределами допускаемых погрешностей ОСИ и ПСИ, указанное в условии задачи, может быть записано и для пределов допускаемых относительных погрешностей этих средств. В этом случае критерий пригодности СИ для использования его в качестве образцового запишется в следующем виде:



С использованием этого соотношения решение задачи будет следующим (см. таблицу 3.1 учебного пособия):

  1. Определяем предел допускаемой относительной погрешности ОСИ

.

Как следует из формулы, предел допускаемой относительной погрешности вольтметра, который предполагается использовать в качестве образцового, изменяется по шкале от = 2% на отметке шкалы 1В, до = 0,2% на отметке шкалы 10В.

  1. Определяем предел допускаемой относительной погрешности ПСИ

.

Таким образом, для поверяемого прибора предел допускаемой относительной погрешности имеет постоянную величину, равную
=1%, для всех точек шкалы.

3. Сравнивая величины и в соответствующих точках шкалы поверяемого прибора снова видим, что требуемое соотношение между погрешностями двух средств измерений выполняется только на отметках шкалы 6В и более и не выполняется на отметках шкалы 5В и менее.

О твет: вольтметр класса точности 0.2 не пригоден в качестве образцового для поверки вольтметра класса точности

2.6.3. Задачи для самостоятельного решения

1. Оцените годность пружинного манометра класса точности 1,0 на 60 кПа, если при поверке его методом сличения с образцовым манометром класса точности 0,2 в точке 50 кПа при повышении давления было зафиксировано 49,5 кПа, а при понижении 50,2 кПа.

2. Определить класс точности амперметра с пределом измерения А, поверяемого с помощью компенсатора постоянного тока. Поверяемым точкам шкалы амперметра 0,2; 0,4; 0,6; 0,8; 1,0 А соответствуют следующие значения токов, измеренные компенсатором: 0,2038; 0,3976; 0,8021; 0,9982 А.

3. Годность амперметра класса точности 1,0 с конечным значением 1 А пытаются оценить путем сличения его показаний на конечной отметке шкалы с показаниями другого амперметра, класса точности 0,2 с конечным значением 5 А. Определите, достаточно ли точности второго амперметра, чтобы сделать однозначный вывод о годности первого (для осуществления поверки точность ОСИ должна быть минимум в 3 раза выше точности поверяемого).

4. При поверке дистанционного парогазового термометра класса точности 2,5 с пределом измерений 100С были получены следующие показания образцового термометра в оцифрованных точках поверяемого:

Точки шкалы поверяемого прибора, С

0

20

40

60

80

100

Показания образцового при повышении t, С

0,1

12

40

59

76

98

Показания образцового при понижении t, С

0

22

41

60

77

97


Оценить годность дистанционного термометра.

5. Температура в термостате измерялась техническим термометром со шкалой 0  500С, класса 4,0. Показания термометра 346С. Одновременно температуру измеряли лабораторным поверенным термометром, показания которого были 352С. Поправка к показаниям его, согласно свидетельству о поверке  (1С).

Определите, не выходит ли за пределы допустимой основной погрешности действительное значение погрешности технического манометра.


3. Стандартизация и сертификация
3.1. Стандартизация, вопросы для самоконтроля


  1. Дайте определение понятию «стандартизация». Назовите основные объекты стандартизации.

  2. Сформулируйте основные цели и задачи стандартизации.

  3. Приведите и поясните классификацию видов стандартов.

  4. Назовите известные вам методы стандартизации и дайте им краткую характеристику.

  5. Дайте определение и поясните суть метода предпочтительных чисел и метода симплификации (ограничения). Что общего между этими методами стандартизации?

  6. Поясните суть метода базовых конструкций (метода типизации) как одного из методов стандартизации. Приведите известный вам пример использования этого метода в радиоэлектронике.

  7. Поясните суть таких методов стандартизации, как агрегатирование и унификация. Что общего в этих методах и в чем их различие?

  8. Дайте определение понятию «категория стандарта». Назовите известные вам категории стандартов и поясните суть деления стандартов на категории.

  9. Поясните суть понятия «стандартизация по достигнутому уровню».

  10. Поясните суть понятия «опережающая стандартизация».

  11. Поясните суть понятия «комплексная стандартизация».

  12. Что такое отраслевой стандарт, стандарт предприятия, технические условия? Что между ними общего и в чем различие?

  13. Что такое международный стандарт? Кто разрабатывает и принимает эти стандарты, и как они используются?

  14. Поясните, каким образом осуществляется государственный контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов?

  15. Дайте краткую характеристику следующим стандартам используя их обозначения:

  • ГОСТ 8.381-80 ГСИ;

  • ГОСТ Р 50646-94;

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000;

  • ГОСТ Р 51000.3-96 (ЕN 45001).