Файл: Слайды 212. Требования к метапредметным результатам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2а. «ФГОС ООО и СОО: требования к метапредметным, личностным результатам обучения и функциональной грамотности. ФИЗИКА»

Слайды 2-12. Требования к метапредметным результатам

В ФГОС НОО, ООО и СОО есть три типа результатов, которые должны освоить обучающиеся — предметные, метапредметные и личностные. В стремительно изменяющемся обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание мобильной нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. В этом помогут метапредметные и личностные результаты, которые согласно ФГОС должны демонстрировать выпускники в качестве важнейшего итога обучения в школе.

Метапредметность обозначает надпредметную сущность полученных знаний и всего образования в целом. Она формируется не на одном школьном предмете, а в ходе всего обучения. Метапредметными знаниями пользуются не только в школе для решения образовательных задач, но и в повседневной жизни.

Согласно ФГОС, метапредметные результаты - это освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов) и универсальные учебные действия (УУД).

В обновленных ФГОС метапредметные результаты были структурированы и детализированы (Приложение 1). В Приложении представлены структурирование и конкретизация/детализация на примере требований к метапредметным результатам освоения образовательных программ ООО (сравнение ФГОС ООО 2010 и ФГОС ООО 2021).

Выделяют три группы УУД: познавательные, регулятивные и коммуникативные.



Межпредметными понятиям, формируемыми в том числе в курсе физики, являются: материя, вещество, космос, метод, модель, небесное тело, процесс, пространство, время, сила, энергия и др.

Для формирования и оценивания познавательных УУД необходимо правильно подобрать и поставить перед школьниками соответствующие учебные задачи: задания на сравнение или ранжирование объектов, установление причинно-следственных связей; планирование, проведение опытов и исследований и формулирование выводов по полученным результатам; работа с научным текстом, графической информацией и т.д. Такие задания широко используются при обучении физике.


В обновленных вариантах ФГОС метапредметные результаты описываются по единой схеме, но в приращении требований по уровням образования. В презентации представлены в приращении примеры требований к некоторым УУД и примеры соответствующих заданий.

Слайды 13-16. Требования к личностным результатам

Личностные результаты (на примере ООО)

Патриотическое воспитание:

— проявление интереса к истории и современному состояниюроссийской физической науки;

— ценностное отношение к достижениям российских ученых-физиков.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

— готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;

— осознание важности морально-этических принципов в деятельности

ученого.

Эстетическое воспитание:

— восприятие эстетических качеств физической науки: ее гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.

Ценности научного познания:

— осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;

— развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

Трудовое воспитание:

— интерес к практическому изучению профессий, связанныхс физикой.
Включение материала по передовым развивающимся технологиям в России позволит повысить мотивацию к изучению физики, а также реализовать такие требования к личностным результатам, как патриотическое воспитание (проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки), ценности научного познания (осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры), трудовое воспитание (интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой).

Урочная и внеурочная деятельность обучающегося представляет собой единое целое пространство его деятельности, где он не просто овладевает знаниями и умениями, но и осознает свои ценности, интересы, возможности, выбирает сферу для самореализации. Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному решению образовательных и воспитательных задач.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП, поэтому она является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования,

участие в которой является обязательным. Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Внеурочная деятельность в первую очередь направлена на достижение личностных и метапредметных результатов.

Тем не менее, в современной школе урок был и остается основной формой учебно-воспитательной работы. 

Одной из возможностей решения воспитательных задач на уроке физики является включение информации, связанной с отечественными достижениями в области науки и технологий, знакомство с биографией и личностью конкретного ученого. Знакомство с историями представителей изучаемых наук в той или иной степени присуще всем предметным областям. Важно идти не от содержания предмета к его иллюстрированию биографическими сведениями, а, наоборот, от личности ученых, их жизненных ситуаций, от научных коллизий приходить к сути сделанных ими открытий (личностно-ориентированный подход, ориентированный на личность ученого).

Слайды 17-23. Требования к функциональной грамотности

Результаты многочисленных мониторингов показывают, что у обучающихся возникают затруднения при выполнении заданий, которые проверяют умения применять освоенные предметные знания в ситуациях жизненного характера. Поэтому так высок сегодня запрос на развитие у школьников функциональной грамотности.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А. Леонтьев)

Требования ФГОС ООО к условиям реализации программы ООО включают «возможность для формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий… (п. 35.2, ФГОС ООО).

Различают такие направления функциональной грамотности, как читательская, математическая, естественно-научная и др.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Компетенции (умения):


  • находить и извлекать информацию;

  • интегрировать и интерпретировать информацию;

  • оценивать содержание и форму текста и использовать информацию из текста.

Требования к читательской грамотности прописаны в личностных, метапредметных и предметных (включая физику) результатах. Это означает, что все учителя (включая учителя физики) отвечают за формирование читательских умений школьников.

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;

  • понимать основные особенности естественно-научного исследования;

  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Первая часть определения – это мотивационный момент: человек занимает активную позицию, интересуется естественными науками, участвует в обсуждении научных и технологических вопросов и проблем.

Вторая часть определения – это перечисление компетенций, которые для этого необходимы.

Есть ли в этом перечислении что-либо неожиданное для учителя биологии, физики, химии, физической географии? Абсолютно ничего.

По сути, все компетенции ЕНГ полностью пересекаются с требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным результатам. Мы можем найти мотивационный момент через требования к личностным результатам (понимание ценности научного познания) и перечисление всех компетенций естественно-научной грамотности через требования к предметным и метапредметным результатам (распознавание, описание и объяснение явлений и процессов, освоение методов научного познания, работа с информацией научного содержания).

Естествознание в основной школе строится преимущественно на основе научного метода познания явлений и процессов, когда через цепочку выстроенных заданий учащиеся осваивают умения:

  • распознавать, описывать и, наконец, объяснять явления

  • использовать эксперимент для моделирования явлений в лаборатории, проверки гипотез, определения зависимостей величин

  • формулировать выводы по результатам исследований


Таким образом, компетенции ЕНГ в связке формируются при изучении всех предметов естественно-научного цикла!

Слайд 24. ФГОС ОО. Задача достижения комплекса образовательных результатов

Требования к предметным, метапредметным, личностным результатам освоения образовательных программ и функциональной грамотности обучающихся взаимосвязаны и в значительной степени пересекаются, что позволяет ставить задачу по достижению комплекса образовательных результатов в рамках предметного обучения за счет грамотно организованной деятельности обучающихся.

Необходимые профессиональные компетенции педагога:

  • понимать, что проверяет то или иное задание; разрабатывать/подбирать задания для освоения заявленного содержания и достижения заявленного результата;

  • организовывать различные виды деятельности в процессе обучения для достижения комплекса планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных, функциональной грамотности);

  • выстраивать межпредметные связи и участвовать в командной работе учителей-предметников в вопросах формирования планируемых результатов.

2б. «Достижение комплекса предметных результатов в рамках предметного обучения»

В презентации на примере изучения темы «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» (7 класс, 7 час.) приводится подборка заданий, которые можно предложить обучающимся в процессе изучения этой темы, на формирование в комплексе предметных, метапредметных, личностных результатов и функциональной грамотности.

Тематическое планирование (ПРП, ООО, базовый уровень)



Приложение 1

Требования к метапредметным результатам. Сравнение редакций ФГОС ООО (2010 г.) и обновленных ФГОС ООО (2021 г.)

Требования к метапредметным результатам (ФГОС ООО, 2010 г.)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (garant.ru)

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Требования к метапредметным результатам (ФГОС ООО, 2021 г.)

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (garant.ru)

Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать:

43.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

43.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

43.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).