Файл: Слайды 212. Требования к метапредметным результатам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2а. «ФГОС ООО и СОО: требования к метапредметным, личностным результатам обучения и функциональной грамотности. ФИЗИКА»
Слайды 2-12. Требования к метапредметным результатам
В ФГОС НОО, ООО и СОО есть три типа результатов, которые должны освоить обучающиеся — предметные, метапредметные и личностные. В стремительно изменяющемся обществе на первый план в образовании выходят развитие и воспитание мобильной нравственной личности, которая непрерывно осваивает новые знания и компетенции. В этом помогут метапредметные и личностные результаты, которые согласно ФГОС должны демонстрировать выпускники в качестве важнейшего итога обучения в школе.
Метапредметность обозначает надпредметную сущность полученных знаний и всего образования в целом. Она формируется не на одном школьном предмете, а в ходе всего обучения. Метапредметными знаниями пользуются не только в школе для решения образовательных задач, но и в повседневной жизни.
Согласно ФГОС, метапредметные результаты - это освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов) и универсальные учебные действия (УУД).
В обновленных ФГОС метапредметные результаты были структурированы и детализированы (Приложение 1). В Приложении представлены структурирование и конкретизация/детализация на примере требований к метапредметным результатам освоения образовательных программ ООО (сравнение ФГОС ООО 2010 и ФГОС ООО 2021).
Выделяют три группы УУД: познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Межпредметными понятиям, формируемыми в том числе в курсе физики, являются: материя, вещество, космос, метод, модель, небесное тело, процесс, пространство, время, сила, энергия и др.
Для формирования и оценивания познавательных УУД необходимо правильно подобрать и поставить перед школьниками соответствующие учебные задачи: задания на сравнение или ранжирование объектов, установление причинно-следственных связей; планирование, проведение опытов и исследований и формулирование выводов по полученным результатам; работа с научным текстом, графической информацией и т.д. Такие задания широко используются при обучении физике.
В обновленных вариантах ФГОС метапредметные результаты описываются по единой схеме, но в приращении требований по уровням образования. В презентации представлены в приращении примеры требований к некоторым УУД и примеры соответствующих заданий.
Слайды 13-16. Требования к личностным результатам
Личностные результаты (на примере ООО)
Патриотическое воспитание:
— проявление интереса к истории и современному состояниюроссийской физической науки;
— ценностное отношение к достижениям российских ученых-физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
— готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
— осознание важности морально-этических принципов в деятельности
ученого.
Эстетическое воспитание:
— восприятие эстетических качеств физической науки: ее гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
— осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
— развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности.
Трудовое воспитание:
— интерес к практическому изучению профессий, связанныхс физикой.
Включение материала по передовым развивающимся технологиям в России позволит повысить мотивацию к изучению физики, а также реализовать такие требования к личностным результатам, как патриотическое воспитание (проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки), ценности научного познания (осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры), трудовое воспитание (интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой).
Урочная и внеурочная деятельность обучающегося представляет собой единое целое пространство его деятельности, где он не просто овладевает знаниями и умениями, но и осознает свои ценности, интересы, возможности, выбирает сферу для самореализации. Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному решению образовательных и воспитательных задач.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП, поэтому она является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования,
участие в которой является обязательным. Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Внеурочная деятельность в первую очередь направлена на достижение личностных и метапредметных результатов.
Тем не менее, в современной школе урок был и остается основной формой учебно-воспитательной работы.
Одной из возможностей решения воспитательных задач на уроке физики является включение информации, связанной с отечественными достижениями в области науки и технологий, знакомство с биографией и личностью конкретного ученого. Знакомство с историями представителей изучаемых наук в той или иной степени присуще всем предметным областям. Важно идти не от содержания предмета к его иллюстрированию биографическими сведениями, а, наоборот, от личности ученых, их жизненных ситуаций, от научных коллизий приходить к сути сделанных ими открытий (личностно-ориентированный подход, ориентированный на личность ученого).
Слайды 17-23. Требования к функциональной грамотности
Результаты многочисленных мониторингов показывают, что у обучающихся возникают затруднения при выполнении заданий, которые проверяют умения применять освоенные предметные знания в ситуациях жизненного характера. Поэтому так высок сегодня запрос на развитие у школьников функциональной грамотности.
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А.А. Леонтьев)
Требования ФГОС ООО к условиям реализации программы ООО включают «возможность для формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий… (п. 35.2, ФГОС ООО).
Различают такие направления функциональной грамотности, как читательская, математическая, естественно-научная и др.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Компетенции (умения):
-
находить и извлекать информацию; -
интегрировать и интерпретировать информацию; -
оценивать содержание и форму текста и использовать информацию из текста.
Требования к читательской грамотности прописаны в личностных, метапредметных и предметных (включая физику) результатах. Это означает, что все учителя (включая учителя физики) отвечают за формирование читательских умений школьников.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
-
научно объяснять явления; -
понимать основные особенности естественно-научного исследования; -
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Первая часть определения – это мотивационный момент: человек занимает активную позицию, интересуется естественными науками, участвует в обсуждении научных и технологических вопросов и проблем.
Вторая часть определения – это перечисление компетенций, которые для этого необходимы.
Есть ли в этом перечислении что-либо неожиданное для учителя биологии, физики, химии, физической географии? Абсолютно ничего.
По сути, все компетенции ЕНГ полностью пересекаются с требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным результатам. Мы можем найти мотивационный момент через требования к личностным результатам (понимание ценности научного познания) и перечисление всех компетенций естественно-научной грамотности через требования к предметным и метапредметным результатам (распознавание, описание и объяснение явлений и процессов, освоение методов научного познания, работа с информацией научного содержания).
Естествознание в основной школе строится преимущественно на основе научного метода познания явлений и процессов, когда через цепочку выстроенных заданий учащиеся осваивают умения:
-
распознавать, описывать и, наконец, объяснять явления -
использовать эксперимент для моделирования явлений в лаборатории, проверки гипотез, определения зависимостей величин -
формулировать выводы по результатам исследований
Таким образом, компетенции ЕНГ в связке формируются при изучении всех предметов естественно-научного цикла!
Слайд 24. ФГОС ОО. Задача достижения комплекса образовательных результатов
Требования к предметным, метапредметным, личностным результатам освоения образовательных программ и функциональной грамотности обучающихся взаимосвязаны и в значительной степени пересекаются, что позволяет ставить задачу по достижению комплекса образовательных результатов в рамках предметного обучения за счет грамотно организованной деятельности обучающихся.
Необходимые профессиональные компетенции педагога:
-
понимать, что проверяет то или иное задание; разрабатывать/подбирать задания для освоения заявленного содержания и достижения заявленного результата; -
организовывать различные виды деятельности в процессе обучения для достижения комплекса планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных, функциональной грамотности); -
выстраивать межпредметные связи и участвовать в командной работе учителей-предметников в вопросах формирования планируемых результатов.
2б. «Достижение комплекса предметных результатов в рамках предметного обучения»
В презентации на примере изучения темы «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело» (7 класс, 7 час.) приводится подборка заданий, которые можно предложить обучающимся в процессе изучения этой темы, на формирование в комплексе предметных, метапредметных, личностных результатов и функциональной грамотности.
Тематическое планирование (ПРП, ООО, базовый уровень)
Приложение 1
Требования к метапредметным результатам. Сравнение редакций ФГОС ООО (2010 г.) и обновленных ФГОС ООО (2021 г.)
Требования к метапредметным результатам (ФГОС ООО, 2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (garant.ru) |
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. |
Требования к метапредметным результатам (ФГОС ООО, 2021 г.) Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (garant.ru) |
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать: 43.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. 43.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. 43.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). |