Файл: Тема25 Устная деловая коммуникация. Ожидаемые результаты обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема№25: Устная деловая коммуникация.
Ожидаемые результаты обучения:
1.Интерпретировать информацию текста, объяснять в объеме сертификационных требований стилевую и жанровую специфику текстов социально-культурной, общественно-политической, официально-деловой и профессиональной сфер общения;
2.Запрашивать и сообщать информацию в соответствии с ситуацией общения, оценивать действия и поступки участников, использовать информацию как инструмент воздействия на собеседника в ситуациях познания и общения в соответствии с сертификационными требованиями;
3.Выстраивать программы речевого поведения в ситуациях личностного, социального и профессионального общения в соответствии с нормами языка, культуры, специфики сферы общения, сертификационными требованиями;
4.Обсуждать этические, культурные, социально-значимые проблемы в дискуссиях, высказывать свою точку зрения, аргументированно отстаивать её, критически оценивать мнение собеседников;
5.Участвовать в коммуникации в различных ситуациях разных сфер общения с целью реализации собственных намерений и потребностей (бытовых, учебных, социальных, культурных), заявляя о них этически корректно, содержательно полно, лексико-грамматически и прагматически адекватно ситуации;
6.Составлять бытовые, социально-культурные, официально-деловые тексты в соответствии с общепринятыми нормами, функциональной направленностью, используя адекватный поставленной цели лексико-грамматический и
прагматический материал определенного сертификационного уровня.
Содержание занятия:
-
Понятие этики деловых отношений и её значение -
Основные принципы этики деловых отношений -
Этические проблемы деловых отношений -
Коммуникативная культура в деловом общении
Технические средства обучения: презентации, проектор, планшет, интерактивная доска.
Вид занятия и методы её проведения: устный опрос, выполнение упражнений
УРОВЕНЬ 1.
Задание 1. Прочитайте слова, нужные для полного понимания текста. Значение незнакомых слов определите по словарю. Запишите и заполните новые слова для себя слова.
Этика, работодатель, профессионализм, тренинг, тактичность, аутентичность, экстраверсия, интроверсия, корректность
Речь делового человека – это прежде всего культурная речь, т.е. всегда нормированная. Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают.
В.О.Ключевский
-
Как вы понимете это выражение? -
Вы согласны с этим высказыванием? -
Является ли для вас главным, умение грамотно выстраивать процесс коммуникации с коллегами, умение грамотно общаться в деловой сфере? Аргументируйте свой ответ.
УРОВЕНЬ 2.
Задание 1. Прочитайте тексты и подготовьтесь к выполнению послетекстовых заданий.
Деловое общение и его виды
Деловое общение – вид общения, при котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые
требуют своего решения.
Функции делового общения:
-организация совместной деятельности;
-формирование и развитие межличностных отношений;
-познание людьми друг друга;
информативная, коммуникативная, воспитательная, нравственно-психолгическая и др.
Виды коммуникаций в деловом общении можно разделить на следующие группы.
Вербальные. В качестве таких коммуникаций используется человеческая речь, с помощью которой передается основная часть информации.
Невербальные коммуникации – это обмен информацией с помощью жестов и мимики. Они позволяют поддерживать психологический контакт между собеседниками. С помощью невербальных средств общения обмен информацией приобретает эмоциональную окраску. Такой вид коммуникаций в большинстве случаев не поддается контролю со стороны говорящего и реализуется на подсознательном уровне.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
Кмонологическим видамотносятся:
Приветственная речь; Торговая речь (реклама); Информационная речь;
Доклад (на заседании, собрании).
Диалогическиевиды:
Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
Контактный
деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
-
Понятие этики деловых отношений и её значение
Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни, базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения.
Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и
насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.
Необходимо отметить, что указанный подход следует распространить не только на сферу служебных взаимоотношений, но и использовать соответствующие жизненные ситуации в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.
Еще раз следует подчеркнуть, что этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.
Вряд ли можно считать правильным такое положение, когда один и тот же человек ведет себя принципиально по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе.
Известна древняя мудрость: «Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений раскрывает сущность приведенного высказывания, т.е., другими словами, отвечает на вопрос: какого отношения к себе мы хотим?
Вряд ли подвергается