Файл: Тема25 Устная деловая коммуникация. Ожидаемые результаты обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
от неудобств и неприятностей.

Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения таких личностных качеств, как:

  1. эмпатия умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;

  2. доброжелательность – уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;

  3. аутентичность способность быть самим собой в контактах с другими людьми;

  4. конкретность – умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;

  5. инициативность способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;

  6. непосредственность умение говорить и действовать напрямую;

  7. открытость готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;

  8. принятие чувства умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;

  9. самопознание исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самоооценки.

Человек начинает лучше понимать других, если познает следующие аспекты собственной личности:

  • собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы;

  • свои перцептивные умения, т.е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп;

  • готовность воспринимать новое во внешней среде;

  • свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и других культур;

  • свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней


среды;

  • свои способы персонализации внешней среды, т.е. основания и причины, по

которым что-то во внешней среде рассматривается как свое, в отношении которого проявляется чувство хозяина.

Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических умений:

  • психологически верно и ситуативно обусловленно вступать в общение;

  • поддерживать общение, стимулировать активность партнера;

  • психологически точно определять «точку» завершения общения;

  • максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

  • прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;

  • психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника;

  • овладевать и удерживать инициативу в общении;

  • провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению;

  • формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению;

  • преодолевать психологические барьеры в общении;

  • снимать излишнее напряжение;

  • психологически и физически «соответствовать» собеседнику;

  • адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;

  • мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т.е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона

речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии се на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:

  • словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);

  • словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);

  • произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);

  • грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий, в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);

  • стилистика хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).

Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и деловой среды позволяет говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического
обучения.
УРОВЕНЬ 3.


Задание 1.

С какой целью говорящий использует следующие регулирующие высказывания?

  1. Если вы не возражаете, мы могли бы начать обсуждение.

  2. Давайте попробуем подойти к проблеме с другой стороны.

  3. Я хорошо понимаю ваши затруднения...

  4. Понимаете, мы очень хотим найти с вами общие интересы и договориться по этим вопросам...

  5. Мы понимаем ваши трудности и готовы идти навстречу...


Задание 3. Отредактируйте фразы, объясните ошибку в построении предложения.

  1. Встреча прошла с большим интересом.

  2. Я заметил характерную ему ошибку.

  3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации.

  4. Он попытался предостеречь неверный шаг директора.

  5. На встрече присутствовал и представитель с завода.

  6. Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел.

  7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

  8. Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы.

  9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.

  10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.


Задание 5. Проблемная ситуация.

«В споре рождается истина», «Споры погубили Рим!» чем, на ваш взгляд, вызвано такое противоречивое отношение к спору? Аргументируйте свою точку зрения.
Деловая игра. Работа в группах и в парах.