Файл: Тема25 Устная деловая коммуникация. Ожидаемые результаты обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
от неудобств и неприятностей.
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения таких личностных качеств, как:
Человек начинает лучше понимать других, если познает следующие аспекты собственной личности:
среды;
которым что-то во внешней среде рассматривается как свое, в отношении которого проявляется чувство хозяина.
Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических умений:
Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т.е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона
речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии се на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.
К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:
Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и деловой среды позволяет говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического
обучения.
УРОВЕНЬ 3.
Задание 1.
С какой целью говорящий использует следующие регулирующие высказывания?
Задание 3. Отредактируйте фразы, объясните ошибку в построении предложения.
Задание 5. Проблемная ситуация.
«В споре рождается истина», «Споры погубили Рим!» – чем, на ваш взгляд, вызвано такое противоречивое отношение к спору? Аргументируйте свою точку зрения.
Деловая игра. Работа в группах и в парах.
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения таких личностных качеств, как:
-
эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они; -
доброжелательность – уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других; -
аутентичность – способность быть самим собой в контактах с другими людьми; -
конкретность – умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы; -
инициативность – способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать; -
непосредственность – умение говорить и действовать напрямую; -
открытость – готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность; -
принятие чувства – умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других; -
самопознание – исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самоооценки.
Человек начинает лучше понимать других, если познает следующие аспекты собственной личности:
-
собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы; -
свои перцептивные умения, т.е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп; -
готовность воспринимать новое во внешней среде; -
свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и других культур; -
свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней
среды;
-
свои способы персонализации внешней среды, т.е. основания и причины, по
которым что-то во внешней среде рассматривается как свое, в отношении которого проявляется чувство хозяина.
Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических умений:
-
психологически верно и ситуативно обусловленно вступать в общение; -
поддерживать общение, стимулировать активность партнера; -
психологически точно определять «точку» завершения общения; -
максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; -
прогнозировать реакции партнеров на собственные действия; -
психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника; -
овладевать и удерживать инициативу в общении; -
провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению; -
формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению; -
преодолевать психологические барьеры в общении; -
снимать излишнее напряжение; -
психологически и физически «соответствовать» собеседнику; -
адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения; -
мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи.
Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т.е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона
речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии се на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.
К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:
-
словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы); -
словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает); -
произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект); -
грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий, в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами); -
стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).
Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и деловой среды позволяет говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического
обучения.
УРОВЕНЬ 3.
Задание 1.
С какой целью говорящий использует следующие регулирующие высказывания?
-
Если вы не возражаете, мы могли бы начать обсуждение. -
Давайте попробуем подойти к проблеме с другой стороны. -
Я хорошо понимаю ваши затруднения... -
Понимаете, мы очень хотим найти с вами общие интересы и договориться по этим вопросам... -
Мы понимаем ваши трудности и готовы идти навстречу...
Задание 3. Отредактируйте фразы, объясните ошибку в построении предложения.
-
Встреча прошла с большим интересом. -
Я заметил характерную ему ошибку. -
Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей организации. -
Он попытался предостеречь неверный шаг директора. -
На встрече присутствовал и представитель с завода. -
Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел. -
Мое мнение к нему как к человеку неплохое. -
Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы. -
На повестке дня стоял вопрос о ресурсах. -
Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.
Задание 5. Проблемная ситуация.
«В споре рождается истина», «Споры погубили Рим!» – чем, на ваш взгляд, вызвано такое противоречивое отношение к спору? Аргументируйте свою точку зрения.
Деловая игра. Работа в группах и в парах.