Файл: Тема25 Устная деловая коммуникация. Ожидаемые результаты обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Любой человек, владеющий русским литературным языком, варьирует свою речь в зависимости от того, где, с кем, когда и о чем он говорит. Речь делового человека – это прежде всего культурная речь, т.е. всегда нормированная. Вы, будущие предприниматели, инструкторы, бухгалтеры, инженеры, директора, авторы научных работ, профессора, политики, помните об этом и не допускайте грамматических и других ошибок в своей речи. Берегите наш язык в любой речевой ситуации!
Вспомним правила групповой работы:
слушать, не перебивая;
демонстрировать понимание роли другого;
четко сформулировать предмет обсуждения; выяснить, что вас разъединяет;
попытаться совместно найти решение.
Работа первой группы.
Какиедиалогимогутсостоятьсявследующихситуациях:
а) по телефону, данному в объявлении о курсах иностранного языка, скорочтения;
б) по телефону справочной службы выставочного комплекса о дне закрытия выставки;
в) в личной беседе с секретарем приемной комиссии о возможности подачи аппеляции.
г) в технической библиотеке, в библиотеке иностранной литературы, в справочном отделе об интересующих вас книгах;
Работа второй группы.
-
Часто случается, что, прежде чем идти куда-то в официальное учреждение, надо договориться о месте, времени и других условиях встречи.
Как спросить у собеседника о согласии
или возможности принять вас? Восстановите реплики диалогов.
1. – ...?
-
Да, приходите в пятницу в 12 часов дня, бригадир электриков будет на месте. 2. – ? -
Председатель приемной комиссии по русскому языку и литературе освободится во второй половине дня.
3. – ?
-
К сожалению, эта неделя у меня будет занята. 4.– ? -
Преподаватель Михайлова в отпуске. Ее не будет до 24 августа.
Работа 3 группы.
Как сказать собеседнику о своем согласии, несогласии или отказе? Ответьте согласием на просьбы.
-
Необходимо принести медицинскую справку о состоянии здоровья. -
Статья должна быть написана ко вторнику. -
Не могли бы вы передать эти письма вашему учителю истории? -
Не смогли бы вы передать эти книги Сидоровой Ане. Она забыла их здесь еще на прошлой неделе.
3. Работа в парах.
Какобратитьсякофициальномулицу?
При желании получить какую-либо информацию принято использовать следующие выражения:
Я хочу, хотел бы
мне хотелось бы (необходимо, нужно) получить информацию, сведения о ... услышать о ... узнать о ...
получить информацию, сведения о ... услышать о ... узнать о ...
Скажите,каквыобратитесь:
-к секретарю приемной комиссии института, в который собираетесь поступать, с просьбой перечислить документы, необходимые для допуска к экзаменам; водителю
автобуса с просьбой продать абонементную книжку;
-к водителю троллейбуса с вопросом, когда будет остановка «Александровский
сад»;
-к начальнику паспортного стола с просьбой рассказать, что необходимо для
получения паспорта;
-к работнику мастерской с просьбой выполнить заказ срочно;
-к смотрителю Политехнического музея с просьбой показать зал новых изобретений;
-к преподавателю курсов с вопросом, какие книги требуются для занятий;
-к работнику отдела кадров с вопросом, какие документы нужны для поступления на работу;
-к директору автошколы с вопросом, с какого времени (возраста) можно обучаться в данной школе.
– Ответьте отказом на следующие просьбы, предложения.Объяснитепричинуотказа.
Используйте выражения:
если вы не возражаете ...;
не могу ли я зайти ...;
позвольте прийти ...;
разрешите позвонить ...;
не согласитесь ли вы принять меня ...
При согласии можно использовать следующие выражения:
спасибо; не сомневайтесь',
не беспокойтесъ;
обязательно сделаю;
обязательно принесу;
не возражаю;
я не против этого.
При несогласии используются слова:
к сожалению, я не могу;
к несчастью, я не смогу;
я должен отказаться;
вынужден вам отказать, мне жаль, но меня не устраивает;
мне ник не подходит.
В условиях делового общения при отказе жeлательно указать его причину, для этого используют следующие предлоги, союзы и союзные слова: из-за, так как; поскольку; потому что; из-за того что ввиду того что; вследствие того что; в связи с тем что.
-
Останьтесь после занятий, мне необходимо с вами поговорить. -
На это вам потребуется всего два часа. -
Вы не можете уделить мне 15 минут? -
Мне было бы интересно поговорить с вами, ведь вы уже три года занимаетесь делопроизводством в школе. -
Иногда бывает, что необходимо уточнить сообщенную вам информацию.
Как построить уточняющее предложение?
Задайтеуточняющиевопросы,учитываяусловия общения.
Следует использовать следующие выражения: разрешите уточнить; если я не ошибаюсь; если я вас правильно понял(а); я хотел(а) бы уточнить…
В середине вашего разговора с секретарем приемной комиссии института нарушилась связь, вы не сумели расслышать, какие документы необходимы для допуска к экзаменам.
Вы устраиваетесь на работу. В здании учреждения идет ремонт, и вы не знаете, где располагается отдел кадров. Постучитесь в первую дверь и задайте уточняющие вопросы.
Задания на СРСП:
Задание 1. Объясните значения выделенных слов и словосочетаний.
Деловое общение – это общение в служебной и производственной сфере. Оно предполагает соблюдение этикетных норм, клишированность, точность, лаконизм изложения.
Цель делового общения – организация деятельности.
Особенность деловой
речи – строгая регламентированность и
формализованность.
Ответьте на вопросы.
-
Что такое аутентичность? Аутентичность - это
-
умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они; -
способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
-конкретность – умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;
-инициативность – способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации.
-
Что такое эмпатия? Эмпатия - это
-
умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;
-способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
-конкретность – умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;
-инициативность – способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации.
-
Что такое корпоративное общение?
-чувство меры границ в общении, превышение которых может обидеть, поставить в неловкое положение;
-умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего в конфликтах;
-процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен информацией и опытом;
-выполнение данных обещаний и взятых обязательств в любой форме.
Владеете ли вы этими качествами? Аргументируйте свой ответ.