Файл: Производственной практики (преддипломной).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проектный анализ – один из основных методов исследования, выполняемый инициатором проекта на стадии перед инвестированием, с целью определения социально-экономической эффективности проекта, целесообразности реализации проекта, организации его финансирования и комплекса рисков.

В проектном анализе необходимо проанализировать:

  • гармоничность

  • колористическую согласованность

  • ритмические и пропорциональные связи

Дизайнеру надо уметь представлять любую проектную модель, которую он задумал, в виде предельно упрощенной условной схеме. Условная схема помогает избавиться от набегающих по ходу работы ошибок и искажений и проясняет положительные и отрицательные стороны идеи.

В процессе «обрастания» дизайн-концепции реальными размерами, конструкциями исходная идея часто искажается, заслоняется случайными впечатлениями и подробностями.

Перейдем к самим методам дизайн-проектирования:[43]

Аналогия эвристическая[44]

Метод творчества и познания, который основывается на отыскании и использовании сходства предметов и явлений, в целом различных. Основой этого метода служит отношение реальной действительности и сопоставление объективных связей. Различают аналогии:

  1. Тривиальные – общеизвестные;

  2. эвристические - неожиданные, поисковые.

Можно использовать аналогии следующих типов:

  1. Прямые (часто обнаруживают в биологических системах);

  2. Субъективные (конструктор старается представить себе, что он испытывал бы, если бы «был кроватью»);

  3. Символические (сравнения и метафоры, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого);

  4. Фантастические (представление вещей иными, не такими какими они не являются, какими мы бы хотели их видеть).

Данный метод (аналогия эвристическая) способствует устранению противоречий, содержащихся в проблемной проектной ситуации.

Метод агрегатирования[45]

Является художественным конструированием, которое основывается на том, что изделие будет рассматриваться как конструкция, которая разделена на самостоятельные узлы. Сочетания, которых могут выполнять только одну функцию или же менять, при перекомпоновке, рабочие функции. Тогда будет трансформироваться форма, изменяться объёмно-пространственная структура изделия. Агрегатные узлы останутся прежними, изменяться лишь их расположение в пространстве. 
[46]

При данном методе внимание дизайнера сосредоточено на отработке отдельных агрегатных узлов, но при этом он обязан иметь в виду весь набор необходимых структур целых изделий. Корпус изделия рассматривается в виде функционирующей формы. Внутренняя структура и внешняя форма оказываются фактически единым целым, функциональный и композиционный аспекты проектирования сливаются в единый функционально-композиционный подход.

Метод ассоциации

Это способ образования проектной идеи на основе сравнения далеких друг от друга явлений, предметов и качеств. Ассоциации различаются: по сходству, смежности, контрасту. Ассоциативные образы, которые взяты из фонда памяти человека или машины, связываются, сопоставляются между собой в соответствии с логикой и задачами проектируемой системы. Целевая взаимосвязь образных характеристик различных объектов делает метод ассоциации основой продуктивной проектно-преобразовательной деятельности, приводит к открытию новых отношений в проектируемой модели.

К открытию новых отношений в проектируемой модели приводит целевая взаимосвязь различных объектов образных характеристик, которая делает метод ассоциации основой продуктивной проектно-преобразовательной деятельности.

Метод «вживания в роль»

Этот метод предполагает осмысление задач проектирования, учитывая прогнозируемую реакцию потребителя. Автор проекта обязан понимать результат проектирования не только как программирование духовно-практического поведения людей, но и как двухстороннюю коммуникацию изделия или среды с равноправным адресатом художественного сообщения.[47]

Есть два основных направления взаимодействия потребителя с окружением и объектом дизайна, которые формируются в процессе активного восприятия, выбора и оценки вещи:[48]

  1. Обеспечивает человеку сохранение, а также закрепление уже выработанного им эмоционального отражения и индивидуального стиля деятельности в предметной среде.

  2. Обеспечивает изменение в стиле индивидуальной деятельности в среде и формирование новых типов эмоционального и эстетического к ней отношения.

Второе направление определяет более высокий созидательный порядок психологических структур деятельности, чем первое направление.

Дизайнер, когда создает новые вещи, строит новые формы организации предметной среды или на новом уровне закрепляет уже традиционные. По факту происходят два процесса: преобразование мира дизайнером и изменение мира потребителем, поэтому продуктивный диалог между дизайнером и потребителем происходит исключительно при общности их направления.



Проективография

Это метод проектно-графической деятельности «построения различных вещей» на базе компьютерной техники, развивающий существующие учения «о фигурах, пропорциях и отображениях».

Проективография — наукоемкий инструмент для достижения целей гармонизации формотворчества, в работе архитектора, дизайнера, инженера. Она передает творческой работе некоторое новое качество научного мышления, которое дается только специальными «проективными» методами преобразований в сочетании с привлечением комбинаторного мышления на основе перебора и изучения всех возможных перестановок пространственных элементов.

Переход в двухмерное пространство из трехмерного, которое отображено особым образом в упорядоченном поле чертежа, дающее специфические метрические эффекты, является ключом расшифровки проектографических отображений. В их «памяти» содержатся многовариантные пространственные пластические решения формообразования.

Творческий метод

Закономерность создания художественных образов пространства и структура организации профессионального мышления. В отличие от стиля воплощает закономерности построения самих архитектурных и средовых объектов и с этих позиций метод и стиль соотносятся как путь исканий и их итог. Творческий метод может принадлежать группе авторов, быть авторским, определенному времени, направлению и так далее.

Метод «сенектики»[49]

Проектная деятельность, которая сознательно использует механизмы творчества разного рода. В основном это различные типы аналогий, которые нужны для целенаправленного ориентирования нервной системы и спонтанной активности мозга. Творческая активность в методе «сенектики» вызывается внутренними причинами или пробуждениями, которые основаны на необходимости самодвижения и самовыражения мысли или идеи, и возникает самопроизвольно, без внешних признаков воздействий.[50]

Футурология

Творческий метод, который ориентирован на прогнозирование и поисковое проектирование с изображением свойств будущих объектов на языке зрительных образов. Аналогом работ по футурологии является понятие теории изобретательства «идеальный конечный результат», при его формулировании условно снимаются различные ограничения технического или экономического порядка. Как достичь этого результата – вопрос решается позже.

Строго логические методы работы становятся менее эффективными, когда разработка ориентирована на более отдаленное будущее, уступая место интуиции специалиста и общекультурным соображениям.


Дизайнерская футурология не только прогнозирует реализуемые впоследствии формы и пути развития нашего предметно-пространственного окружения, но также она необходима самому дизайну в качестве катализатора свежих проектных идей и стимулятора, так как отказываясь от проектирования «по прототипам», она провоцирует и совершенствует неординарность мышления, моделирует любые ситуации и умеет ставить проблемы.

Жанры и виды дизайнерской футурологии — это проекты утопии и антиутопии, гипотезы, альтернативы, проекты-предостережения, проекты-шутки и карикатуры как отдельных вещей и фрагментов среды, так и концепции жизнедеятельности.

Предметом футурологических исследований может стать: свойства вещи, техническая возможность, потребительские требования, структурно-морфологические характеристики и эксперименты в области стиля, формы, образа.[51]

Богатые возможности этого метода, в сфере дизайнерского прогноза, а также в сфере художественных возможностей визуализации проекта, породили подлинный бум этого направления в 1960—1970-е годах (футуродизайн, бумажная архитектура).

«Штучный метод»[52]

Дизайнерское проектирование отдельных вещей или их небольших комплексов нацелено на создание уникальных объектов, образцов или разработки новых процессов. Проектная концепция и художественный принцип деятельности дизайнера в данном случае не всегда формулируются методически и не оформляются документально, но это не озночает, что их вовсе нет. Они открыто или скрыто обдумываются дизайнером с момента получения заказа и до формирования предложения, находя свое определенное визуальное или вербальное выражение в техническом задании, в предпроектном анализе, в эскизном предложении и других проектных материалах. «Штучный» объект дизайнер разрабатывает самостоятельно или с небольшим коллективом соучастников, решающие проблемы организации работ и координации действий в непосредственном общении его членов.

«Ликвидация тупиковых ситуаций»[53]

Это метод расширения области творческого поиска или выбора новых направлений для решения проектной задачи. Необходима в том случае, если очевидная область не дала приемлемого результата.

При этом методе проектировщик ориентируется на участки пространства поиска, которые сначала были исключены из-за ошибочных или утративших свой вес предположений о приемлемости возможных решений. При этом предполагается:


  • использование приемов уменьшения психологической инерции мышления и упорядочения перебора вариантов решения

  • вести поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения. Переоценивать проектную ситуацию заменой слов, характеризующих затруднение, их синонимами; [54]

  • принимать условия, что проблема решена, и идти от последствий вновь к основной структуре;

  • использовать методы аналогий; использовать случайности как подсказку для решения творческой задачи;

  • делать произвольные предложения;

  • принимать правдоподобное, но заведомо неправильное решение и предлагать специалистам раскритиковать его;

  • принимать невозможное решение и анализировать его; предлагать за ограниченное время как можно больше решений (при «мозговой атаке») и т.д.

Коллективный поиск идей[55]

Метод решения актуальных проблем путем совместной работы группы специалистов. Метод эффективной формы проектирования, изобретательства, рационализаторства. Коллективный поиск идей предполагает систематический, целенаправленный сбор и обобщение сведений об основных аспектах проектных проблем, а также поиск их решения с учетом требований, которые изначально сформулированы в виде:

  • постановки проблемы;

  • принципиального обзора важной информации о ней;

  • указания возможных направлений поиска и связанных с ними частных подзадачах.

Формы коллективного поиска идей— проектный семинар, «мозговая атака» и др.[56]

«Мозговая атака» [57]

Метод стимулирующий продуктивность творческой деятельности за счет ее освобождения от ограничений.

Снятие «тормозящих факторов» при «мозговой атаке» - осуществляется при работе в коллективе, при этом каждый член группы высказывается на заданную тему и выдвигает свои идеи, и не оценивает их как истинные или ложные, и не подвергает их аналитическому разбору, побуждая друг друга к поиску разного рода ассоциаций.

Комбинаторика[58]

Этот метод отвечает за формообразование в дизайне. Метод основан на применении закономерностей различного изменения пространственных, конструктивных, графических и функциональных структур предмета, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов.

Специфика комбинаторики близка к природному формообразованию. Это дает возможность по-разному и многократно использовать элементы дизайн-конструкций и имеет прямое отношение к унифицированному массовому производству.