Файл: Разработка урока по литературе Поэтический мир Марины Цветаевой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стихотворение, посвящённое этому тяжелому событию
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были - по одной на каждую -
Две головки мне дарованы.

Но обеими - зажатыми -
Яростными - как могла! -
Старшую, у тьмы выхватывая, -
Младшей не уберегла.

Две руки - ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки - и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.

Светлая - на шейке тоненькой -
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле.

Слайд 8.Тема России и Москвы
«Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя», - писала Марина Цветаева. Давайте запишем эту цитату.
Златоглавая Москва, колокольный звон, башни и купола церквей с детства слились в душе М.И. Цветаевой в образе Родины, глубокую любовь к которой она пронесла через все тяготы своего тернистого пути.
Москва для М. Цветаевой - город особый. Она здесь родилась, провела детство, здесь же прошли и первые суровые и беспокойные годы после революции.
Облака - вокруг,
Купола - вокруг.
Надо всей Москвой –
Сколько хватит рук !
Слайд 9.Мотив странничества
Ощущение Москвы как святыни Отечества, мотив святости, праведности в большинстве стихотворений Цветаевой. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих «Калужскою дорогой», с образом лирической героини
Учитель: Раскройте, пожалуйста, термин «лирическая героиня, лирический герой». Ученик: ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, образ героя лирического произведения, от лица которого передаются мысли, чувства и переживания.

Учитель: Равен ли лирический герой образу автора?
Ученик: Лирический герой равен образу автора («Лирический герой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...», «Автор и лирический герой стихотворения «Я вас любил...»
Учитель: правильно, образ лирического героя не равен образу автора. Итак, мотив странничества в стихах Марины Цветаевой выражается в таком стихотворении, как «Калужская дорога»
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
Мотив странничества напрямую связан с образом лирической героини Цветаевой. Вся ее жизнь - странничество, неприкаянность, самоотречение...

Слайд 10.Тема любви


Без темы любви невозможно представить поэзию Марины Цветаевой. Любить - значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего - разрыв, она не бывает счастливой.
Любовная лирика М.И. Цветаевой неистова, внутренне драматична. Стихотворение Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел…» отразило этот драматизм

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"

И слезы ей - вода, и кровь -
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

Вчера еще в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, -
Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

Спрошу я стул, спрошу кровать:
"За что, за что терплю и бедствую?"
"Отцеловал - колесовать:
Другую целовать", - ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот, что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе - я сделала?

Все ведаю - не прекословь!
Вновь зрячая - уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Само - что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое...
За все, за все меня прости,
Мой милый, - что тебе я сделала!
Ну, и, конечно же, мы знаем, что стихи Марины Цветаевой положены на музыку, замечательные песни и романсы, один из них и давайте прослушаем, надеюсь, вы все его узнаете.
Звучит песня в исполнении Аллы Пугачёвой «Мне нравится…» из кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром».

Слайд 11.Эмиграция
Не сумев ужиться в послереволюционной действительности, Марина Цветаева в 1922 году была вынуждена эмигрировать за границу (она уехала к мужу С. Я. Эфрону). Однако все долгие годы эмиграции Цветаева носила дорогой образ родной страны в душе, надеясь на возвращение.
Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь
Рок, что повсюду, через всю
Даль - всю ее с собой несу!
Свою любовь к России Цветаева постаралась передать сыну Георгию или, как его называли дома, Муру, родившемуся за границей. Она была уверена: для русского человека в отрыве от России не будет счастья.


Слайд 12. Тоска по родине
За границей семья Цветаевой жила и в Берлине, и в Праге, и в Париже, но все помыслы и надежды поэта были устремлены на родину. Россия была ее болью, но болью роковой, неизбежной, с которой невозможно было смириться. Отрывок из стихотворения «Лучина»

До Эйфелевой - рукою
Подать! Подавай и лезь.
Но каждый из нас - такое
Зрел, зрит, говорю, и днесь,

Что скучным и некрасивым
Нам кажется ваш Париж.
«Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?»

Многие стихотворения М.И. Цветаевой, написанные в период эмиграции, наполнены тоской по родине, куда стремилось и сердце, и душа поэта.
Вернулась в Россию М.И. Цветаева 12 июня 1939 года для того, чтобы испытать новые потери. Кирилл Мамонов прочитает строчки, посвящённые этому.
Тоска по родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно —
Где — совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно — рябина...
Слайд 13. Здесь нужно в нужном порядке расставить куплеты из стихотворения Марины Цветаевой «Откуда такая нежность…».
Слайд 14 Заключение
Марина Цветаева - поэт самобытный, смелый, яркий. Она человек трагической судьбы, бесконечно любящий свою Родину. Марина Цветаева очень остро переживала все боли и трагедии своего отечества, несмотря на то, что страна отвергла ее в то суровое и тяжелое время, когда ей больше всего нужны были понимание и поддержка. Даже находясь в эмиграции после революции, которую Цветаева не приняла, она продолжает воспевать свою отчизну.
Она так и ушла из жизни, не дождавшись признания, хотя и верила, что со временем ее произведения найдут путь к сердцам читателей.
VI. Закрепление.
Итак, изучив материал урока «Поэтический мир Марины Цветаевой», давайте проверим полученные сегодня знания, ответив на вопросы итогового тестирования.
VII. Подведение итогов урока, выставление оценок (3 мин.). Мы сегодня с вами познакомились с жизнью и творчеством одной из самых талантливых поэтесс начала ХХ века. Спасибо всем за работу на уроке. А сейчас оценки за работу на уроке.